Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Окончание. Начало в №41 (938)
Батюшка, Вы настоятель строящегося храма во имя Благоверного Князя Димитрия Донского и знаете насколько мне близок князь Димитрий, поэтому я всегда с особым удовольствием произношу это имя. Фигура, конечно, уникальная. Мне кажется, сейчас время Димитрия Донского, тем более, что близится 630-летие со дня его блаженной кончины. Прошло 600 лет... Как объяснить молодежи – тем, кому 7 лет, кто только пошел в школу, что этот образ не тускнеет со временем на протяжении стольких веков?
– Начнем с того, что об этом говорить. Ведь, посмотрите, обычно, когда человек замечает что-то? Когда это «что-то» начинает быть заметным: идешь, и вдруг в стороне блеснуло что-то – посмотреть интересно. Идешь, и вдруг на стенде видишь яркий снимок, какое-то изображение – обращаешь внимание. Наверное, стоит в суете, в которую погружаются сегодня люди и порой очень беспечно отдают себя потоку пустых идей и реализации только земных планов, остановиться перед вечностью, в которую вошел этот человек. Ведь если века идут, а о нем говорят, если подвиг его продолжает вдохновлять, если в трудные времена войн, нестроений к нему обращаются, его имя называют и он может послужить (и служит) примером, – значит, это был очень достойной жизни человек, и о нем, о пути его жизни стоит задуматься. Наверное, стоит вообще предложить этот образ для рассмотрения и изучения: пока не приближаешься, даже и не знаешь, что есть подобные образы. А когда открываешь его для себя, то поражаешься другому: как ты мог его прежде не замечать?..
Почему я о нем спросила... Иногда в представлении людей святые правители – такие старые, с бородами, с сединами, а Димитрий в 39 лет скончался, ушел молодым. Ему было 9 лет, когда он стал Великим князем, 16 – когда он женился на Евдокии Московской, и 16 лет, когда он начал строить Кремль белокаменный. Он был молодым человеком, ему было 30 лет во время Куликовской битвы.
– Знаете, что интересно? Благословение, которое дает Господь, чтобы реализовать те или иные замыслы и планы. Ведь заметьте, в житиях князя Димитрия только с XVII века появляется то, что связано с рассуждением о благословении преподобного Сергия. И у кого-то из исследователей возникает мысль: а было ли это благословение вообще? И почему прежде в летописи не указывается о нем?
Для русского человека той эпохи не взять благословение, не пойти к своему духовному отцу... Уж если ходили по бытовым вопросам и вопрошали о каких-то маленьких семейных ситуациях, то вопрос Куликовской битвы не обсуждать с преподобным Сергием!.. Это было само собой разумеющимся событием, которое не предполагает сомнения.
Иначе быть не могло.
– Конечно. Поэтому воспитание и образование (мы заговорили о школе, об учебном годе) предполагает, с чего оно начинается. Начинается в православных храмах с молебна, который мы служим перед началом учебного года. Год начался, мы вошли в сентябрь, мы уже прошли некий путь. Но ведь кто-то не успел прийти и получить это благословение – это можно сделать, можно восполнить. Даже посмотрев эту передачу, потом подойти к священнику и попросить его: «Батюшка, мы были в отъезде, на даче – не успели. У нас были затянувшиеся каникулы. Мы просто не знали этого, и вдруг была телевизионная передача, мы услышали про то, что существует благословение. И подобно князю Димитрию, который одержал победу на Куликовом поле, мы хотим прийти и это поле учебного года оросить нашей молитвой и испросить Божие благословение на то, чтобы пройти это время с Божественной поддержкой, с Его благодатным покровом и помощью».
Возвращаясь к Куликовской битве... Представить себе, что русские победят, было просто невозможно. Мы же сейчас знаем соотношение сил: сколько было русских, сколько золотоордынцев, как они были оснащены, какая была битва. Теперь мы знаем, что там присутствовали и литовцы, и поляки. То есть, это было нашествие многих языков, там были не только татаро-монголы. И как вдруг?.. Были прекрасно обученные наемники...
– Знаете, я вспоминаю слова, которые Святейший Патриарх Кирилл сказал в Великом Новгороде (я в то время трудился на послушании в протокольной службе Святейшего). Помню, это был юбилей города, большое стечение людей. Вопрос, который Святейший отец обращает к новгородцам в день юбилея: почему Господь услышал голос юного князя Александра, прапрадеда нашего святого князя Димитрия? Что случилось? Почему среди множества голосов именно этот голос Бог услышал? А потому что человек этот к Нему обращался часто, у них был диалог.
Когда Адам был возле Бога, Адам Бога слышал и видел, он перед Ним ходил – и Бог Адама слышал и видел. И этот сыновний глас князя Александра, и сыновний глас князя Димитрия были Богом потому услышаны, что каждый из этих князей себя ощущал сыном и звал к Отцу, призывая Его поддержку и помощь в том, что касалось благочестия, миролюбия, созидания, единения и блага для людей. Мы читаем в Священном Писании, когда Господь творил этот мир: «…и был вечер, и было утро, день един... И Бог узрел, что это благо». Князь беспокоился о благе для людей, и Бог, видя в его сердце стремление ко благу, читая как в книге, благословлял: чтобы благо утвердилось, укоренилось и дало плоды, а не то зло, которое шло уничтожить это благо и посеять иное – вражду, нестроения, распри, раздоры, раздраи, одним словом, дать человеку ту дьявольскую пищу, вкушая которую, заражается и умирает человек. А здесь была другая трапеза: это был призыв к единству, к миру и к благочестию, к нравственности и ко спасению – это был Евангельский призыв. И Господь никогда Своих не оставляет.
Замечательно! Что ж, вернемся к вашей замечательной школе искусств (кстати, хочу поделиться с телезрителями: я присутствовала на репетиции вашей замечательной «Мухи-Цокотухи». Если кто-то не видел из телезрителей, приглашаю посмотреть на сайте. Замечательная постановка)... Чем, батюшка, вы будете нас удивлять? Наверное, Гамлетом?
– Сейчас, конечно, большой интерес к нашей школе: во-первых, есть благословение Святейшего отца (а это подворье Патриарха Московского и всея Руси), и его молитвами и заботами здесь все устрояется. Мы – его дети, и мы ощущаем его поддержку, молитвенную заботу, попечение. Так вот, имея это благословение, мы созидали в нашей школе те направления деятельности, которые сегодня привлекают многих людей. Есть среда, входя в которую, они не просто научаются каким-то знаниям в области искусства. А если мы о школе искусств говорим, она – подразделение нашей воскресной школы. У нас уже без малого 700 детей обучаются; более того, мы открыли еще и первые два класса русской классической школы по Ушинскому: «а» и «б» – мальчики и девочки. Был серьезный конкурс, чтобы учиться в этих классах. Но это отдельная тема, мы о ней, возможно, поговорим.
Да, кстати, – мне кажется, это серьезная тема.
– Но сегодня о школе искусств. Это и пополнение нашего ансамбля, и увеличение числа преподавателей – детей стало больше, раз желание заниматься тоже стало больше, и разнообразие в отношении классов музыкальных инструментов, и возможность участия в разных мероприятиях (церковных и не только) тоже представляется человеку перспективой роста. Но главное, что вместе со знаниями человека подводят к тому, что самое важное для того, кто учится. Знание без добродетели надмевает человека, как когда-то сказал великий философ Платон, а затем, духовно переосмыслив и подняв на церковную высоту, это произнес святой апостол Павел.
Мы рассуждали с вами о борьбе со страстями, гордыне, тщеславии, самомнении – это все присуще человеку в мире творческом. Да, это имеет место быть. Но научение в деле добродетели, погружение в Евангелие… А ведь все наши ученики, ходят ли они в воскресную школу, как таковую, или посещают какое-то подразделение, кружки, секции (а их много, и на нашем сайте dmdonskoy.ru можно посмотреть ссылки на различные виды деятельности), приходя в это пространство, участвуют в богослужении, начинают приходить в храм через это. И научают их не только знанию в отношении какого-то определенного мастерства или умения, но, самое главное, постепенно в сердце открывается, чтобы Господь вошел в его душу, и эта встреча в жизни состоялась. Вот наша задача.
В то же время, когда человек в пути, есть интересные мероприятия, связанные с учебным процессом, различные концерты, выезды, вечера, спектакли, музыкальные гостиные, – богатство того творчества, которое предлагается сегодня детям и их родителям, и это доступно для всех. Можно прийти, записаться: мы в течение всего года не закрываем запись в нашу школу (и в школу воскресную, и в школу искусств также). Это тоже миссия, это часть просветительской и миссионерской работы. Мы не скрываем этого, мы людей ко Христу ведем постепенно, поступательно, используя при этом те наработки, которые существуют в современном мире. Как сказал святитель Василий Великий: возьми лучшее и у язычников. Всегда можно поучиться и у кого-то на стороне. А если брать и у язычников, или у тех, кто являются носителями богатой культуры в других направлениях жизни, мы можем и там что-то почерпнуть для себя ценное, значимое.
Отец Андрей, а на какой основе работают ваши педагоги? Бесплатно? За деньги? И кто платит? Извините за вопрос, но он жизненный.
– Вопрос хороший. Я скажу, что по-разному (как есть, так и есть). Есть те, кто имеют возможности, приходят и сознательно отдают свои силы и время и трудятся во славу Божию. Но есть те, для кого необходимость получения определенного жалованья – это часть их жизни. И как можно про них забыть? Никто не остается здесь обиженным. И возможности, связанные с этой стороной, это уже наша частная беседа с тем, кто сюда пришел. И степень готовности не определяется только количеством жалованья (хотя оно существует), а готовностью отдавать себя.
Я скажу, что есть люди, помогающие мне, нам в решении этих вопросов, поскольку это школа, и в Писании сказано, что всякий трудящийся достоин пропитания, совершенно естественно, мы находим те точки соприкосновения, которые предполагают для профессионалов (подчеркиваю!) хорошего уровня, достойных людей приходить сюда и быть довольными и этой стороной их жизни. Человек многое может совершить, движимый внутренним порывом самопожертвования и решимостью отдавать себя, но в то же время он должен ощущать и заботу о себе, в том числе, и с этой стороны.
И я Господа благодарю, что мы, как и в прежние века, так и сейчас, находим людей – доброжелателей, меценатов, благодетелей, которые движимы готовностью не просто вкладывать и жертвовать, но понимать, на что они жертвуют (а это очень серьезные люди), и, видя, как это все реализуется, именно поэтому в этом участвуют. Эти люди покупают поблизости от нашей школы квартиры. Я могу назвать не одного, не двух и не трех таких людей, которые пришли в школу и сказали: «Мы посмотрели, как здесь все устроено, нам это понравилось – мы хотим помогать на регулярной основе. Мы поменяли свою квартиру, купили поблизости, переехали поближе. У нас это не единственная квартира, но нам хочется вот в такие-то дни приезжать, ночевать здесь поблизости, чтобы на такие мероприятия наши дети и мы могли приходить. Чем я могу помочь?..».
Этот вопрос я часто слышу. После этого мы молимся, проходит время, и мы находим ту сферу деятельности и то направление, на которое человек имеет готовность сам принести свое сердце, в первую очередь, а вместе с тем поддержку и помощь, в частности, ту, что имеет отношение и к поддержке преподавателей нашей воскресной школы как таковой, и школы искусств в частности.
Хочу с Вами поделиться одним наблюдением. Недавно я была в Кисловодске на отдыхе. Естественно, как же без ансамблей, без песен народов мира – приезжают, развлекают. Приехал очень симпатичный ансамбль, и они очень красиво заиграли персидскую (как они сказали) мелодию. Поднимается один немолодой туркмен (там, кстати, очень много туркменов отдыхает, они очень любят Россию и очень жалеют, что мы так отдалились друг от друга), и Вы не представляете, как он станцевал эту персидскую пляску!.. Персия – это Иран. Иран и Туркмения, наверное, имеют общие корни. Но как же он танцевал! Он танцевал нам народный танец. Все ему, конечно, бурно аплодировали, вызывали его на «бис». А я сидела и думала: вот сейчас «Барыню» заиграют, и ведь никто не выйдет, никто не станцует.
– Если мы рассуждаем о народных танцах, разве это плохо?
Так их не преподают.
– Вот об этом речь. Я вам скажу, сколько людей у нас приходят на студию казачьего фольклора. В этой студии мы занимаемся терапией. Приходят взрослые и дети дважды в неделю на занятия, а потом мы даем казачьи народные балы – люди приходят в костюмах, это время общения, достойное движение и возможность человеку, находящемуся сегодня в пути, но идущему к Богу, дать время, чтобы провести час-два в том пространстве, где достойная, хорошая музыка, где движения, которые ты потом не будешь зажимать в своем сердце, идти на Исповедь и каяться, что ты проявил что-то недоброе, нехорошее...
Знаете, есть некоторые ступенечки к чему-то большему. Конечно, все это имеет свои несовершенства, мы это понимаем. Но на этом этапе поступательного возрастания человеку нужны достойные образцы того творчества и той культуры, которая сопровождает его в степени его возрастания к чему-то большему. Вот почему и эти направления народного фольклора, хореографии, достойные танцы и постановки – темы, которые сподвигают человека открываться перед большим, чтобы еще к большему дорасти. Но на чем-то уже стоять, чтобы уйти от непотребного, гадкого, грязного и мерзкого, что сегодня обрушивается на человека, который порой даже не знает последствий от того, во что он входит. А мы предлагаем то прозрачное, что было веками... Вы про «Барыню» – это ведь часть нашего национального творчества.
Оно абсолютно забыто.
– Да, это душевная культура, не духовная. Но это достойная культура на этапе становления человека.
Это тоже и выражение определенных чувств, и общение – люди же в танце общаются. Нам, например, в первом классе преподавали русский танец, а потом он абсолютно ушел из школы. Я еще помню хоть что-то, какие-то движения.
– Теперь мы с вами проводим мостик к нашим первым классам: у нас ведь хореография входит в программу – у нас есть специальный хореограф, который будет заниматься (и уже приступил к своим обязанностям) с детьми первых классов, есть специальная одежда для хореографии. Не только физкультура, но и хореография – обязательный предмет для детей первых классов в нашей школе.
У вас все замечательно, просто «Город Солнца» какой-то. Но как сделать так, чтобы он засветил еще и в обычных школах? Или это уже что-то нереальное? Как Вы считаете? Не будет ли разрыва: вот они пришли из этого «солнечного города» в свою школу, а там ой-ой-ой...
– Важно ведь посеять в сердцах людей то, к чему должно быть стремление. Посмотрите, когда приходит куда-то человек, имеющий в своем сердце зерно уже проросшее, а, может быть, даже это и более крепкое растение, которое имеет плоды: разве этими плодами не напитаются многие люди? Важно желание того, кто вкусил этой милости и может прийти в другое место, чтобы кого-то этим вдохновить.
Мы порой рассуждаем, что один в поле не воин. Неправда. Если он со Христом, то он воин. И рассуждение о князьях, которые выходили с малыми дружинами и побеждали большое войско, – разве это не пример благочестия и вдохновенного служения Богу, Который, вкладывая в сердца Свою Божественную силу, давал победу? Вот почему важно не останавливаться и созидать такие площадки, где человек воцерковляется, но имеет достойные образцы культуры, искусства, построенные на нравственных основах, где вкладывается в душу то, что потом может кого-то вдохновить и в иных местах, наполняя человека стремлением не остановиться, а пойти дальше. Самому насытиться и с кем-то поделиться, дать радость этого служения тем, кто окружает тебя.
Отец Андрей, что бы Вам хотелось сказать нашим телезрителям в рамках учебного года? Родителям, молодым людям, мамам? У нас высокий рейтинг программы, нас смотрят, как выяснилось, не только здесь, но и в Италии, во Франции, в Австралии даже, откуда приходят вопросы и где люди страдают от некоего одиночества.
– Помнить, что без Бога сам человек ничего не может. Но благодарность Богу многие не приносят, забывая об этом. А самая главная благодарность Богу, как писал святой Иоанн Златоуст, – это покаяние. Я прошу вас, дорогие, возможно, кто-то из вас не успел (так бывает), может быть, забыл, запамятовал в эти учебные дни уже стартовавшего года в жизни ваших детей прийти поисповедоваться. Детей привести, подготовить их к Исповеди. Причаститься Святых Христовых Таин. Вспомнить о воскресной службе. Осознать важность чтения Евангелия каждый день – пусть чуть-чуть, по главе, но каждый день, поливая почву нашего сердца, чтобы Господь нас слышал, чтобы Он благословил наших детей. Осознать ответственность за эту главную учебу. Мы в молебне читаем: «Вложи в них крепкую веру, научи их благоговеть перед Тобою и удостой их крепко любить Тебя, нашего Создателя и Спасителя. Направь их, Боже, на путь истины и добра, чтобы они все делали во славу Твоего имени», – чтобы, наполняя смыслом свою жизнь, эти люди, сами вдохновившись, могли передать веру по наследству нашим детям, нашим внукам, нашим правнукам, как когда-то князь Александр Невский передал, и до праправнука докатилась волна благодати, а потом еще 630 лет до нас катилась и нас сегодня вдохновляет к этому служению. Поэтому, идти к Богу, имея готовность служения Ему в радости и вдохновении.
Записали:
Елена Кузоро, Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi09-09-2017
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi-16-09-2017
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.