Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №5 (902), №7 (904) – №29 (926), №33 (930) – №41 (938)
– Мы продолжаем изучать Псалтирь, и сегодня поговорим о 75-м псалме. Он имеет надписание: в конец, в песнех, псалом Асафу, песнь ко ассирианину, 75. Мы уже неоднократно говорили, что означает «в конец», – то есть пророчества будут исполнены в определенное время. «В конец» говорит о завершении жизни на земле и о грядущем Суде Божием. Данный псалом пророчествует о победе Израиля над ассирийцами и о грядущем Суде Божием. Святые отцы говорят о высшем и низшем смысле этого псалма (такие сравнения очень часто встречаются). Низшим называется буквальное понимание: те пророчества, что дает Псалмопевец о будущей судьбе израильского народа и о том, как Господь даст силу, пошлет ангела Своего, который победит и поразит ассирийцев за одну ночь. Высший смысл – это пророчество, в котором говорится о будущем Суде над каждым человеком и о стремлении жить по правде Божией, чтобы быть оправданным на Суде Божием: всякий живущий по правде Божией станет победителем над грехом и над теми искушениями, что посылает враг рода человеческого.
«Ведом во Иудеи Бог: во Израили велие имя Его». Когда Израиль разделяется на два царства – Иудея и Израиль, – то мы сразу вспоминаем, что после Давида правил Соломон, а после Соломона великое, большое государство израильского народа разделилось на два государства – Иудею и на Израиль, и было два царя. «Ведом во Иудеи Бог» – истинный Бог почитается в Иудее, где находятся Иерусалим и храм Господень, который построит Соломон. «Во Израили велие имя Его», то есть имя Божие известно и Израилю.
Святые отцы говорят, что нужно шире понимать это изречение Псалмопевца, ведь он подразумевает уже весь мир, которому ведомо имя Божие. Действительно, и через язычников, которые затем примут Христа, будет известно всему миру имя Божие: нет народа сейчас, не знающего Христа, христиане есть везде и повсюду. И в древние времена имя Божие было известно всем – великие чудеса, что происходили с израильским народом, были известны всему миру, и все прославляли Бога и боялись Израиля, видя, какие чудеса творит Бог израильский: как Он разделял море, давал такую огромную силу, что Обетованная Земля, населенная другими народами, была взята этим народом, хотя он был малочисленным; как описывает нам Священное Писание, еврейский народ был низкого роста, а здесь жили люди высокого роста, исполины, но Господь всегда давал силы этому народу, и он побеждал. И все понимали, что эти люди побеждают не благодаря обладанию каким-то грозным оружием или физической силой, а только благодаря тому, что Бог их ведет, подсказывает им, как нужно делать.
Бог действительно совершал великие чудеса, и даже когда поражение терпел еврейский народ, то смеялись не над этим народом, а говорили хульные слова в сторону Бога: где их Бог? Через те дивные чудеса, свершения, которые были в израильском народе, все (весь народ, мир) знали имя Бога. А в духовном смысле святые отцы говорят нам, что Иудеей и Израилем здесь называется всякая душа человеческая, познавшая Господа и пришедшая ко Христу.
«И бысть в мире место Его, и жилище Его в Сионе». Где это место? Святые отцы рассуждают, что если мы будем говорить об Иерусалиме, о горе Сион и о храме, то мы будем иметь неправильную мысль. Иерусалим не может называться городом мира – он неоднократно был порабощен, его неоднократно разрушали, так что не об этом пророчествует Псалмопевец – он в высшем смысле говорит о всякой душе человеческой: там может бысть в мире место Его.
Как сказал преподобный Серафим Саровский, «стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Дух мирный – это когда человек живет в любви к Богу, в любви к ближнему и живет в мире со страстями: не они властвуют над ним, но он подчинил их, и они его уже не тревожат, видя его силу. И жилищем здесь называется всякий человек, призванный стяжать внутренний мир, ведь Господь говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть» – и апостол Павел призывает всякого человека, чтобы тот стал жилищем для Духа Святого. Поэтому это место – душа человеческая, живущая в Боге, борющаяся со страстями.
«Тамо сокруши крепости луков, оружие и мечь и брань». В буквальном значении этих слов Псалмопевец пророчествует, что Господь сокрушит всякое оружие ассирийцев, и Израиль в итоге получит избавление от этого огромного полчища, ведь Господь послал ангела Своего и за ночь поразил более 180 000 человек, что окружили Иерусалим и уже подсчитывали доходы и богатства, которые они скоро получат. Но Бог управил совершенно по-иному. А в духовном смысле мы понимаем, что Господь душе, где поселился Бог, даст победу над врагом рода человеческого – Он поразит врага, не даст ему возможности дальше искушать праведного человека. А какой человек достигает праведности? При каких условиях? Дальше Псалмопевец и говорит: «Просвещаеши Ты дивно от гор вечных» – человек, который получил просвещение и стремится в своей жизни приобрести Царствие Небесное (это очень важный момент – тот, кто знает, куда идти, ведет свою жизнь духовно, стремится бороться с грехом, и приобретает благодатные дары, которые помогут ему приобрести Царствие Небесное или войти в него). Очень важно стремиться к такому просвещению и получать благодать Святого Духа.
«Смятошася вси неразумнии сердцем: уснуша сном своим, и ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих». Опять-таки, если говорить о буквальном смысле, то здесь говорится об ассирийцах, как мы сказали, уже подсчитывавших свои доходы. Псалмопевец их называет неразумнии сердцем: они уснули сном своим, понадеявшись, что у них достаточно силы, перед сном думая, как они утром встанут, и Иерусалим уже будет в их руках, думали, что они обретут большое богатство – то ли возьмут богатых людей, то ли придут, а они будут уже убитыми, и они возьмут их богатство. Они уже подчитывали свои доходы, но ошиблись: ночью были поражены ангелом Господним. А в духовном смысле надо понимать так, что заботиться следует не о земном богатстве. Ничтоже обретоша вси мужие богатства в руках своих: богатые думают, как они богаты, посвящают жизнь богатству, но, когда уснут сном смертным, проснутся – в руках у них ничего не окажется. Земное богатство, к которому стремится человек, невозможно принести с собой Богу, взять в вечность. Только богатство добрых дел, духовной жизни можно принести Богу. Вот к этому-то и должен стремиться человек. А если он постоянно в расслаблении, в сонном состоянии (имеется в виду сонное духовное состояние), это лишает его возможности приобретать духовное богатство, которое одно только и будет полезно в вечности.
«От запрещения Твоего, Боже Иаковль, воздремаша вседшии на кони». «От запрещения Твоего» – от Суда Твоего, Господи, «воздремаша вседшии на кони» в состоянии сонливости, дремоты, потери бдительности. Здесь говорится об ассирийцах, но в высшем, духовном смысле мы начинаем понимать, что мы тоже находимся в дремоте. «Вседшии на кони», то есть используем плоть свою не по назначению, даем ей возможность, как жеребцу, совершать некие грехи плотские, и эти грехи, конечно же, приведут человека к вечной погибели. Рано или поздно будет совершен Суд над таким человеком: Господь готовит в конце жизни в целом земли суд над каждым, тогда откроются все дела и помышления человеческие, тогда нечего будет сказать никому. Поэтому нужно управлять своею плотью, своим телом, направляя ее на особую добродетельную жизнь.
«Ты страшен еси, и кто противостанет Тебе? Оттоле гнев Твой». Псалмопевец говорит, что велика сила Божия: кто может противостоять ей? Не тот человек, не то государство и не тот царь, который имеет огромную силу и надеется на эту силу, на колесницы своя. Если Господь прогневается на такое государство, то ничего от него не останется, или на царя – и от его царства ничего не останется, и он обратится в бегство, и будет победа над таким царем и позор для него среди людей – он будет притчей во языцех. В то же время мы должны помнить, что Господь не сразу наказывает человека, но все-таки совершает Свой Суд над ним. Гнев Божий, наказание Божие обязательно найдет человека.
Святые отцы говорят нам, что нужно именно всегда бдительно относиться к своей жизни, и если мы сделали какие-то дела неправедные, то стараться умилостивить гнев Божий, как бы отнять у Бога гнев за счет добрых дел и праведной жизни – у человека всегда есть время на исправление. И здесь очень хорошо святые отцы говорят о возможности исправления: его человек, конечно же, может принести Богу. У одного старца спросили, как долго должно быть исправление, покаяние. Некоторые говорили, что три года, другие – что в течение большого времени, самое краткое – в течение 40 дней нести какой-то подвиг и молитву. А один старец сказал, что для Бога достаточно и трех дней: если человек намерен исправить свой грех, их достанет, чтобы Господь сменил гнев Свой на милость. Нам с вами всегда на это нужно обращать внимание, чтобы гнев Божий не причинил нам какие-то неудобства и вред. А Господь дает гнев не чтобы сделать нам больно, а чтобы исправить нас, чтобы мы направили свою жизнь в добродетельное русло, отошли от зла и греха.
«С небесе слышан сотворил еси суд: земля убояся, и умолча». Действительно, когда Господь придет судить человека, то умолкнет «всякая плоть человеческая». Земля – это люди: «Яко земля еси, и в землю отъидеши», – говорит Господь. Ведь мы созданы из земли – и поэтому Псалмопевец здесь называет людей землей. Когда Господь придет судить, откроются не только все наши тайные дела, но и наши помышления, наши слова, то, конечно, «да молчит всякая плоть человеческая» – нам нечего будет сказать Богу в свое оправдание: когда мы вот так открыто увидим всю свою жизнь, то сами ее оценим и до Суда Божия, до последнего слова Господа уже сами осудим себя, поймем, насколько неразумно мы жили в этой жизни – не видели Бога, жили по своим стихиям.
Особенно в наше время следует обращать внимание на свою духовную жизнь: человек становится уж слишком волен, и эта вольность ему прививается современным менталитетом, современной идеологией, современными новыми законами: «ты человек, ты совершенно свободен». Все в этом мире поставлено на службу человеку и делается, чтобы ему было удобно, чтобы он не имел в жизни никакого дискомфорта, чтобы были постоянные развлечения. Отсюда и мобильные телефоны с различными игрушками. От этого и тайное (не явное, лицом к лицу) общение с теми, с кем хочешь пообщаться. Для этого созданы социальные сети, где ты можешь общаться и не чувствовать никакого неудобства, недостатка и даже излишнего труда. Лежа на диване, ты можешь объехать весь мир, если знаешь языки – пообщаться с людьми разного мира, что-то им сказать, что-то от них услышать...
Все поставлено на службу человека, и человек не думает, что будет Суд Божий, что ему придется ответить за свою жизнь, что жизнь ему дана не просто развлекаться, услаждать себя и быть в довольном состоянии. А для чего? Чтобы человек созидал, чтобы он в этом мире возделывал землю, делал мир лучше, краше, чтобы было много добрых дел, которые будут делать счастливыми не только тебя, но и тех, кто тебя окружают. А добрые дела – это труд: это не когда ты лежишь на печи, а она возит тебя по городу и ты ничего не делаешь. Конечно же, нет.
Человек должен трудиться ради созидания, ради счастья и любви, ради того, чтобы мир Божий воцарился и на земле, в отношениях и в нашей душе. А это огромный труд. Сам Господь говорит, что Царствие Божие силою берется, то есть через проявление огромных усилий. И мы трудимся не потому, что нам нужно трудиться, Господь без надежды не оставляет человека. Он не говорит: трудитесь, а зарплаты не получите (как бывает часто в нашей жизни), или получите мизерную зарплату. Господь как раз за эти труды дает огромное вознаграждение – вечность, Царствие Небесное. Он даже оправдывает недостойные поступки человека, если его добродетельная жизнь превосходит всякое человеческое недостоинство: несть человек, иже жив будет, и не согрешит – никто не праведен на этой земле. Человек спасется милосердием Божиим, но и теми добрыми делами, которые он творит по жизни.
«Внегда востати на суд Богу, спасти вся кроткия земли». Для чего Господь будет судить землю? Чтобы разделить праведного человека от грешного, и чтобы каждый получил свою награду. Если ты бездействовал на этой земле, жил в удовольствии... Ведь Господь будет судить не только за то, что человек согрешил, но и за бездействие, когда он свои таланты не преумножал и не направлял их во благо. За это тоже будет судиться человек: не по принципу «хороший» человек или «плохой» – в нашем понимании, если ты ничего не делаешь, значит, ты неплохой; нет, ты уже плохой, и Господь каждому даст Свою оценку. Но Господь будет судить, чтобы спасти вся кроткия земли, кротких людей. Кротость – это удел людей святых, праведных, кроткий человек – тот, кто сам не раздражается и других не раздражает, то есть сам живет в мире и этим миром делится с другими людьми. Вот к чему должен стремиться всякий.
«Яко помышление человеческое исповестся Тебе, и останок помышления празднует Ти». Здесь говорится, что откроются все человеческие помышления на Суде и, конечно же, некие остатки помышлений. Что это за остатки? Святые отцы говорят, что даже за какое-то твое молчаливое согласие (если ты своим согласием осуждал человека злословящего) понесешь некий ответ.
«Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему: вси, иже окрест Его, принесут дары страшному и отъемлющему духи князей, страшному паче царей земных». Господь лишает всех земной жизни, чтобы приобщить к вечности. Но мы должны помнить, что мы можем принести дары Богу – это наша добродетельная жизнь: «Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему». Помолиться – значит в молитвенном состоянии принести Господу покаяние, то есть попросить у Бога прощения и принести добродетельную жизнь. И каждый должен понимать, что никто не уйдет от Суда Божия. Как бы ни был человек велик на земле, или неимущ, не имеюл ничего внешнего и богатого, – всякий человек придет на Суд к Богу, и суд над каждым будет праведный. И мы должны себе ставить огромную задачу – трудиться ради благ вечных, чтобы Господь не осудил нас на вечные муки и страдания после того, как закончится эта земная жизнь, и все предстанут перед лицом Божиим.
Вот такой удивительный псалом мы сегодня с вами разбирали, дорогие братья и сестры. Я думаю, что он будет утешением для стремящихся к праведной жизни, и кого-то подтолкнет на добрые размышления, которые затем изменят его земную жизнь, а, следовательно, и вечность. Храни вас всех Господь! И до новых встреч! (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Нина Кирсанова
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.