Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (938) → Протоиерей Андрей Канев: Если ты согрешил и не каешься – ты уже не Христов

Протоиерей Андрей Канев: Если ты согрешил и не каешься – ты уже не Христов

№41 (938) / 1 ноября ‘17

Уроки Православия

– На уроках Школы покаяния мы изучаем «Слово о смерти» святителя Игнатия (Брянчанинова) и регулярно повторяем, что знакомство именно с этим духовным учебником нам крайне необходимо. Вспомним мы об этом и сегодня, ведь повторение – мать учения. Святитель Игнатий учит, что правильное знание о смерти не просто приводит человека к познанию вечности, но и заставляет подготавливаться к ней. А что для нас может быть важнее подготовки к вечности и встречи с Богом? Какой должна быть эта подготовка, мы и узнаем из этого творения: в нем святитель заложил стройное учение о смерти, почерпнув все сведения из Священного Писания и наследия святых отцов.

Именно из этих источников мы узнаем о посмертной участи души и тела, о рае и аде, о том, как происходит разлучение души с телом, как умирают грешники и праведники, о смертных грехах и страстях, которые, если их не побороть, не дадут нам войти в блаженную вечность, а уготовят вечные муки.

Мы с протоиереем Андреем Каневым остановились на таких словах святителя Игнатия: «…лишены надежды спасения те православные христиане, которые стяжали греховные страсти и посредством их вступили в общение с сатаною, расторгнув общение с Богом». Батюшка отметил, что в наши дни, к сожалению, есть христиане (каковых немало), которые как-то беспечно и безосновательно рассчитывают на спасение, на блаженную райскую участь, не делая для этого ничего.

Но как это возможно? Я, человек, грехом разорвал общение с Богом, – на какую встречу с Ним я могу рассчитывать и где? В том ли самом раю, где уготовано место праведникам? Как можно, не встречаясь со Христом в земной жизни, вдруг оказаться рядом с Ним на Небесах? По каким законам и правилам такое возможно?

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Это одна из современных обманок (а может, не современных), самообман человека, когда он говорит: «Ну вот, я сделал что-то, ну что такого? Пошла – аборт сделала, пошел – изменил жене, пошел – наврал, украл. Что такого?» И нет такого понятия, что твоя жизнь, твое состояние духовное, нравственное, твое состояние падения – уже отрыв от Бога. А лукавому нравится рисовать в нашем уме, что «ты остаешься Христов».

Если ты согрешил и не каешься, ты уже не Христов – ты порвал с Ним связь, уже ничего общего с Ним нет. Только покаяние возвращает человека. Не случайно на Исповеди, особенно когда человек согрешил тяжкими грехами и для его духовного оздоровления, духовной реанимации требуется епитимья, священник читает молитву, где есть такие слова: «Присоединяется человек к Святой Церкви», то есть ко Христу. Это коренное, древнее, церковное понимание, что грех отрывает человека от Бога, особенно тяжкий грех.

Бывают условно простительные грехи, но сейчас мы говорим о страстях, когда человек накопил эти страсти. А что значит «накопил»? Страсть, как и добродетель, не имеет конца своего развития. Например, был воздержанным и вдруг достиг «потолка»? Или был кротким и вдруг – потолок: дальше нет развития? Не бывает такого.

Господь в Евангелии сказал: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Любая добродетель, если человек пытается ее исполнять, особенно при усердии, бесконечна, как бесконечна и страсть – она никогда не будет удовлетворена. Не бывает, что человек, допустим, погневался, а потом сразу ни с того ни сего стал кротким. Если ты позволил греху быть, в другой раз согрешишь еще легче, в третий – еще легче, в четвертый будет еще труднее удержаться, а в пятый этот гнев станет еще страшнее захватывать твою душу и ум. И любая страсть так же. Это можно встретить и в алкоголизме, и в наркомании: человек начинает с малого, а потом не может остановиться, уже не удовлетворяет определенная стадия развития греха – нужно дальше и дальше. Нет конца у страсти, поэтому не надо думать, что я живу какой-то своей жизнью, согрешаю «понемножечку» и как будто бы и мне будет надежда на спасение, да еще при отсутствии борьбы. Нет, четко сказано: «лишены».

Но давайте повторим еще раз, ведь есть много братьев и сестер, которые склонны понимать не так, как написано. Давно веду переписку с одной сестрой, которая, к сожалению, не может найти духовной поддержки там, где живет (конечно, лучше решать это на месте, чем по переписке). Она прочитала у святителя Игнатия, что хозяйственные дела вторичны (не помню фразу дословно, но смысл ее в том, что они вторичны). И как это поняла сестра? Ей около 30-ти лет, два ребенка: одному 5 месяцев, второму 5 лет. Она считает, что не надо делать уборку, а надо заниматься только чтением Псалтири. Дети мешают – то хоть бы они и умерли, тогда будут святыми младенцами. Вот такая каша в голове! И это говорит православная христианка, которая причащается, ходит в храм и так далее… Такие понятия лукавый ей накрутил.

Святитель разве об этом писал? Он разве писал: не вари кашу, не готовь дома, не убирайся, не стирай белье, не гладь одежду, не ухаживай за детьми, в огороде не сади? Совершенно не об этом речь идет, а о приоритетах. Ты вари кашу, но вари ее с молитвой, и это будет твое служение ближнему. Ведь это совсем по-другому звучит. А человек думает, если так написано, то «бросаю сковородку, половник, иду читать молитвы – муж ругается и ненавидит Церковь, дети воют голодные, зато я выполняю некую духовную миссию!» И таких вот перевертышей у нас в голове, к сожалению, очень много.

Святитель Игнатий пишет не о том, что раз ты грехи в себе нашел, обязательно должен погибнуть. Он говорит о тех случаях, когда покаяния нет, когда человек не борется. А то бывает у нас так, что человек от Исповеди до Исповеди готовится, ходит регулярно в храм, кается. Но знает свой ряд грехов, а прочитает такие слова – и опускает руки: «Все – спасения нет». Почему? «Написано же, если страсти нет, то не спасаюсь». Но ведь не об этом говорится, а о том, когда человек добровольно развивает в себе страсти и не кается. Вот о чем речь идет.

– Святитель Игнатий пишет: «Если человек стяжал греховные страсти, то есть приобрел их добровольно и так же добровольно не отказывается от них, то он лишается надежды на спасение». А после этих слов святитель поясняет, что есть страсти: «Это такие греховные навыки души, которые от долгого времени и частого упражнения становятся как бы природными качествами человека».

Протоиерей Андрей Канев: – Что такое природные качества? Те, которые заложил в нас Господь. К примеру, нужда в пище или во сне – это наши природные качества: мы не можем без пищи, без сна, без дыхания, без воды, без душевной поддержки близких, без жилья, одежды, и так далее. То есть это те условия, в которых мы вынуждены жить. И когда человек добровольно грешит и не кается, со временем страсти приобретают такую силу, как, допустим, желание пить воду или вовремя питаться. Как голод заставляет человека идти искать пищу, так и страсть приобретает ровно такие качества.

Почему это подчеркивается? Бог нас такими не создавал: это приобретение. Или давайте скажем по-другому. У человека есть природное свойство ходить, и у него, допустим, появляется болезнь, приобретенная, которая начинает искажать его суставы или кости, и он начинает хромать. Но хромает он не специально, а потому, что у него так получается, это уже становится свойством его походки.

– Для кого-то таким «природным» качеством становится чревоугодие, для кого-то – пьянство. Один не может не быть жестоким, другой сребролюбивым, кому-то жизнь не жизнь без воровства, а кому-то без тщеславия. И святитель Игнатий называет все эти страсти только чтобы мы их, как говорится, знали в лицо. Нам еще важно знать и как страсти изменяют нас: «Каждая из этих страстей, обратившись в характер человека и как бы в правило его жизни, соделывает его неспособным к духовному наслаждению на земле и на небе, хотя бы человек и не впадал в смертный грех».

Протоиерей Андрей Канев: – Особенность развития страстей такова, что количество совершенных грехов, особенно добровольно, приводят к приобретению навыка. Но дело в том, что человек, который согрешает и приобретает такое качество, как тонко замечает святитель Игнатий, теряет ощущение духовного. Это не то, что мы рассуждали, существуют ли два пути у христианского спасения: один – путь покаяния, а другой – путь радости? Оказывается, нет. Может, у кого-то есть: никто не запретил изобретать что-то новое, но насколько это соотносится с истиной, я не знаю.

Святитель Игнатий о чем говорит? Очень простая схема: если ты еще не победил греха, но уже пытаешься каяться, пытаешься бороться, у тебя уже будет другое настроение, другое состояние ума, другое ощущение. А когда человек грешит и не кается и даже не думает об этом, у него противоположное духовное настроение: он не чувствует ничего духовного. Спасаться он не хочет, о покаянии, о смерти думать не хочет, все разговоры о грехах ему противны: они вызывают у него уныние. Грех – это не просто какой-то минус в его «личной духовной книжке» или что ему галочку поставили. А какие последствия у греха? Отравление души. Совсем как когда человек получил какую-то болезнь: она высасывает у него силы, и то, что раньше он делал свободно и легко, становится ему трудно и неохота делать. Грех – это не просто факт внешнего по отношению к человеку согрешения, но он обязательно входит в его естество, искривляет душу, наносит ей рану – человек чувствует по-другому: он уже Христа не услышит.

– «Греховные навыки души: чревообъядение, пьянство, сладострастие, рассеянная жизнь, сопряженная с забвением Бога, памятозлобие, жестокость, сребролюбие, скупость, уныние, леность, лицемерие, лживость, воровство, тщеславие, гордость и тому подобное».

Протоиерей Андрей Канев: – Какого свойства грехи, которые перечислил святитель Игнатий? Это, конечно, не названия страстей, как мы привыкли и как святитель пишет в других случаях. И это тоже, кстати, неслучайно. Он перечисляет по сути не страсти, а грехи. Какова особенность грехов? Помните, в Евангелии Господь говорит: «Не мечите бисер перед свиньями, не давайте святыни псам»? Речь о том, что неподготовленным людям не надо говорить о вере, о Христе, спасении и покаянии, иначе они обратятся и растерзают вас: Господь сразу открывает, в чем суть вопроса, что это за свиньи и что это за собаки.

Свиньи и собаки – это духовные состояния людей. Свиньи – это еще древний библейский образ очень плотского животного. Чем занимаются поросята? Они объедаются, наращивают свою плоть, они очень плодовитые, то есть свинья – это образ плотских страстей. Человек, цель жизни которого – плотские страсти, может быть, и не осознает ее, но так или иначе к ней стремится. Где сердце ваше, там сокровище ваше – он думает: нет, моя цель спастись, а сам пьет, ест в три горла и блудит. В этом случае, на самом деле у него иная цель.

Здесь можно вспомнить фильм «Сталкер» Тарковского. Будучи студентами, мы с друзьями много раз ходили его смотреть, и каждый раз он поражал тем, что вот ты добрался до комнаты, она существует, но исполняются в ней желания, которые настоящие: не те, которые ты придумал и решил, что якобы они – твоя цель, а то, что ты хочешь на самом деле – в своем сердце, то и исполняется. И цель нашей жизни – это как раз то, к чему сердце стремится. Поэтому на словах можно сказать, что цель твоей жизни – стать святым преподобным отцом, а в реальности ты поросенок.

Так получается, что если человек ставит целью своей жизни исполнение плотских страстей, у него идет искажение его души, и он уже все воспринимает не так. При слове «покаяние» он говорит: «Какое покаяние? Что опять начали зудеть? Какой Христос? Что пристали со своей церковью?» И что делают эти люди? Мы можем увидеть это на примере наших прихожан. Особенно те, кто не сильно понимают, зачем это делают, начинают дома всех учить и тут же получают в ответ укор: то, что они говорят, совершенно не соотносится с сердечным настроением тех людей, образ духовных настроений которых называется свиньями.

Собаки – это образ гневливого, то есть гордого человека. Если он не верит во Христа, не понимает цели христианской жизни, какой смысл говорить ему о христианских ценностях, вере? Что ты получишь в ответ? «Обратятся и растерзают вас».

Вот эти два страшных состояния – гордость духовных и плотских искажений, грехов – очень красноречиво показаны в Евангелии, о чем и пишет святитель Игнатий, расшифровывая, то есть делая более доступным для нас.

– Приобретая греховные навыки и уподобляясь то свиньям, то псам, человек, к сожалению, утрачивает свои человеческие качества, становится неспособным к духовной жизни: имеет уши и не слышит, имеет глаза и не видит.

Протоиерей Андрей Канев: – Он получается как слепоглухой человек. Но не надо ставить крест на нем, точнее, на нас: мы же о себе говорим. Господь все-таки действует в мире и очень часто посещает нас какими-то потрясениями. Часто люди спрашивают, почему ко Христу приходят через потрясения? Да потому, что по-другому нас никак не взбодрить, никак не пробить «кокосовый орех», в котором находится наше сердце и который надо разбить камнем. Потому и случаются мировые кризисы и личные болячки, проблемы с нашими близкими, работой, природой и даже войны – это все инструменты, чтобы нас взбодрить. Их много у Бога, и Он щедро раздает все эти лекарства для нашего спасения, чтобы нас оживить. Но, конечно, можно этого и не услышать и озлобиться.

– А святитель Игнатий как обычно, обозначив некий закон духовной жизни, четко сформулировав его и указав на последствия его исполнения или неисполнения, затем подтверждает его истинность цитатами из Священного Писания. Так и здесь, сказав, что «каждая из этих страстей, обратившись в характер человека и как бы в правило его жизни, делает его неспособным к духовному наслаждению на земле и на Небе, хотя бы человек и не впадал в смертный грех», он сначала приводит слова апостола Павла из Первого Послания к Коринфянам, где говорится, что неправедные Царства Божиего не наследует, и уточняет через какие именно грехи люди становятся неправедными. Затем святитель цитирует слова из Послания к Галатам, где апостол Павел называет те конкретные грехи, которые не позволяют человеку наследовать Царство Небесное.

Протоиерей Андрей Канев: – Не унаследуют, если не покаются – это мы должны уточнять каждый раз. А то бывает много сложностей, когда человек узнал, что у него есть грех – и опустил руки. Вот почему-то с телесными болезнями не так. Столкнувшись со страшным диагнозом, человек бросает курить, пить, начинает вести здоровый образ жизни, регулярно пьет таблетки. А с душой очень часто, катастрофически часто, получается иначе: человек узнает о грехах – и опускает руки. Значит, он во Христа верит неправильно, мне так кажется.

– Показав опасность и гибельность конкретных грехов – проявлений конкретных страстей, святитель Игнатий дает рекомендации по борьбе с любой из них. Он утешает и обнадеживает нас, грешников, не отчаиваться, а делать все, чтобы исцелить эти болезни души – так святые отцы называют страсти, и пишет: «Страсть требует тщательного врачевания покаянием и благовременного искоренения противоположною ей добродетелью».

– Мы как раз услышали рецепт святителя Игнатия, что делать. Вот ты увидел, что у тебя есть эта страсть, теперь на тебе крест поставлен? Оказывается, нет. Сколько у тебя есть времени жизни, столько надо верить во Христа Господа, как верит в Него Святая Православная Церковь, быть ее членом, обязательно каяться в грехах и трудиться всю жизнь, не ожидая скорого избавления, потому что для нас это не полезно. Надо настроиться проводить всю свою жизнь в борьбе, в которой бόльшую роль играет Господь, а не человек. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс