Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
В Екатеринбурге завершился ХIII съезд православных законоучителей; он объединил многих людей, приехавших со всей епархии – и даже из соседних епархий. Организует его ваш отдел. Каковы итоги, как все прошло?
– Съезд подготавливает педагогов к началу учебного года. 13-й съезд – соответственно, это уже традиционный педагогический форум, съезжаются педагоги, которые преподают в воскресных школах, несут церковные послушания в миссионерской, катехизаторской областях. Многие приезжают поделиться опытом за прошедший год, чему-то научиться, что-то услышать от других.
В этом году форум тоже прошел достаточно хорошо. Было больше 900 участников, около 17-ти секций, где обсуждались разные вопросы православной педагогики, миссии Церкви. Обсуждались вопросы и социальной работы в Церкви, и катехизаторской работы, и библиотечное дело. Много разных направлений. Каждый год какие-то дополнительные вопросы обсуждаются – думаю, в этом году есть и новшества; будут осуществлены проекты в нынешнем учебном году и обоб-щен опыт. Очень важно увидеть свои ошибки, обсудить их, наметить пути решения. Думаю, в этом году форум состоялся.
Тема ХIII cъезда законоучителей Екатеринбургской митрополии посвящена Святым Царственным Страстотерпцам – в следующем году мы вспоминаем 100-летие со дня трагедии, произошедшей в Екатеринбурге с семьей последнего русского Императора Николая II. Тема весьма актуальна для церковного сообщества и вообще для российского общества. Думаю, вопросы, которые поднимались на этом образовательном форуме, будут обсуждаться в течение 2017–2018 годов: это темы веры и нравственности, нравственных ценностей, которые выбирает человек в своей жизни, на которые опирается. Вопросы, связанные с тем, какие цели ставит человек в своей жизни и как их достигает, – вне всякого сомнения, это вопросы, связанные с исполнением заповедей Божиих в современном мире. Есть ли какие-то вызовы современного общества, мира в его широком понимании по отношению к христианину, который стремится в своей жизни следовать воле Божией и творить добро своим ближним. Мне кажется, нравственные вопросы всегда, с одной стороны, сложные, с другой – необходимо на них заострять внимание. В этом году образовательный форум был как раз посвящен тому, как исполняли заповеди Божии Святые Царственные Страстотерпцы.
Не случайно тема обозначена так: «Проповедь веры и учение нравственности».
– Да, мы понимаем, что Святые Царственные Страстотерпцы, преподобномученица Елисавета Феодоровна, тоже прославленная в лике святых, святой страстотерпец Евгений, врач, – это люди, жившие в очень сложный период истории государства Российского. Нельзя сказать, что им было легко исполнять заповедь Божию (или трудно), а нам трудно (или легко). Нельзя так воспринимать, что они одни, а мы другие. Мне кажется, люди, жившие тогда и ставшие важными историческими героями и для верующего человека святыми, – это такие личности, на которых надо останавливать свое внимание. Наша будущая жизнь и жизнь сегодняшняя зависят от того, как мы смотрим на людей, совершавших в своей жизни нравственные подвиги, подвиги веры, несших свой крест. Наша жизнь зависит от того, как мы поймем их и как будем нести в своей жизни заповеди Божии. Сможем ли мы научиться от них доброму примеру? Или мы можем оказаться в ситуации, когда останемся абсолютно в стороне от их подвига и их жизнь, их подвиг останутся для нас просто воспоминанием прошлого, а не тем, на что мы будем опираться в своей повседневной жизни?
А вообще, это разговор в том числе и о том, почему Царственные Страстотерпцы – святые, почему их прославили. Я думаю, с одной стороны, здесь есть движение Церкви, верующих людей, видящих, чувствующих Промысл Божий в этом мире. Как работает комиссия по канонизации? Она очень тщательно исследует дело каждого человека. Но мы должны понимать, что Бог прославляет Своих святых – Он это делает вместе с нами. Когда Господь прославляет Своего святого, это имеет и нравственное значение, и духовное. Это вожди христианской жизни для живущих сейчас. Святые имеют для нас значение не просто как защитники, покровители, к которым мы обращаемся за помощью в молитве в повседневной жизни. Их жизнь, их чувства должны быть предметом нашего душевного размышления, нашей духовной жизни.
Если мы сейчас понимаем, осознаем то, что происходило в ХХ веке, видим огромное количество людей, исповедовавших перед мучителями свою веру во Христа, явивших миру великий духовный подвиг, – все это имеет значение для нас. Думаю, все церковное сообщество абсолютно уверено: хорошая жизнь и благоденствие, что мы сейчас имеем – и в Церкви, и в обществе, – заслуга наших святых, пострадавших в ХХ веке. Мучеников, новых мучеников и исповедников, которые и прославлены Церковью, и неведомы, потому что подвиг огромного количества людей нам просто не известен. Поэтому эта тема стала важной, ключевой в последние несколько лет, особенно в прошлом году.
В этом году мы подошли к теме Святых Царственных Страстотерпцев. Думаю, обсуждение этих вопросов очень важно. Необходимо понять, что такое для нас подвиг Святых Царственных Страстотерпцев, новомучеников и исповедников Церкви Русской. Сейчас память святителя Тихона, Патриарха Московского – он был избран на Патриарший престол в 1917 году. Уже столетие восстановления Патриаршества. Вспоминается Поместный Собор 1917–1918 годов, ведь на него собрались очень глубокие люди, имевшие не только богословское образование. Они были носителями православной духовной традиции. Решения, принятые на Поместном Соборе, были весьма взвешенными и глубоко осознанными. Для иерархов, которые принимали обсуждавшиеся на Поместном Соборе решения, это была суть их жизни. Они не совершали никакого дела, которое было бы какой-то бюрократической работой: те исторические обстоятельства, когда они совершали свое служение, буквально бросали им вызовы такой силы, такие острые были выпады в адрес Церкви в 1917–1918 годах, что люди были предельно сосредоточены на той жизни, которая у них на тот момент была. Трудно сказать, что они о чем-то мечтали или еще что-то… Они принимали решение, чтобы сохранить возможность Евангельской проповеди для людей, Евангельской жизни, жизни по заповедям Христовым, жизни таинственной.
Как мы знаем из истории, они даже не осознавали, насколько серьезными были те годы, насколько страшной будет впереди жизнь, как будет строиться жизнь Церкви в период жесточайших гонений, когда на свободе останется малое число верующих, буквально малое стадо. Все эти темы очень важны, ведь мы тоже не знаем, как будет развиваться наша жизнь дальше. Все мы должны жить осознанием того, что день, который мы сейчас имеем, – этот день наш, на него нас наставляет Господь. Мы должны быть верующими именно сейчас, по-настоящему верующими, ищущими Бога, по-настоящему любящими Бога. Если мы хотим быть действительно чадами Божиими, то заповеди надо исполнять сейчас, не откладывать их на потом. «Потом» может не быть. И в жизни Святых Царственных Страстотерпцев тоже это очень ярко проявляется.
Осталось очень много их дневников. Думаю, для многих людей имеет смысл почитать переписку Императора НиколаяII с Александрой Феодоровной, советы, которые она давала своим детям: это же все опубликовано, мы имеем возможность почитать, как они жили, как чувствовали, на что надеялись. Мы увидим, что в их жизни есть глубокая цельность, они очень цельные личности. У них все на своем месте. Они верующие, любящие, действующие, они не живут прошлым или будущим – они живут настоящим. Ощущение, что мы живем здесь и сейчас, не должно нас покидать. Если мы обращаемся к Богу в молитве, мы ни в коем случае не должны говорить: Господи, сделай то-то, но я сейчас не готов быть Тебе послушным. Именно на сегодня надо обратить внимание. Если человек просит у тебя помощи сейчас, и ты можешь ее оказать, надо сделать это сейчас, не откладывая на потом.
Мне кажется, это только малая часть обсуждавшихся духовно-нравственных вопросов. Конечно, были и вопросы, связанные с началом учебного года...
В этом году тема форума посвящена Святой Царской Семье. Какие доклады Вам лично показались наиболее интересными? Узнали ли Вы что-то новое о Царской Семье?
– Доклады действительно были интересными. Какие-то доклады я для себя отметил. Мне очень понравилась мысль из письма святой страстотерпицы Царицы Александры. Она писала своим дочерям о послушании. Дети бывают непослушными. В своем письме (она адресовала его одной из дочерей) она обосновывала для нее послушание родителям. Очень интересная мысль, поразившая мое сердце. Мысль, связанная с тем, что они, родители, учили своих детей быть послушными им, потому что им надо научиться быть послушными Богу.
Послушание – от слова «слушать». Научить ребенка слушать взрослых, родителей – это имеет очень важную цель – научить человека слушать Бога, прислушиваться к Нему, слушать, что Он говорит тебе. Господь через Священное Писание, через таинства Святой Церкви обращается к человеку лично, к его душе, к самому сердцу его. Он хочет говорить буквально наедине с человеком. Но мы часто бываем просто не готовы слушать Бога. Мы слушаем чаще всего себя. Хуже, если мы слушаем дурные советы и по ним начинаем выстраивать свою жизнь. Наверное, худший вариант – слушать свои страсти и по ним выстраивать свою жизнь. Эта мысль мне очень понравилась. Святые Николай и Александра не просто что-то говорили своим детям – они с ними вели диалог, разговаривали с ними об их жизни, их душевной жизни, о том, кем они должны стать.
И о том, кем они хотят стать.
– Да. Мы из многих источников знаем о том, что дети последнего русского Императора воспитывались очень строго. Они были исключены из общей канвы светской жизни, круг лиц, допущенный к ним, был очень ограничен. При этом они много занимались, трудились, много узнавали. Они были очень развиты, образованны, как мы бы сейчас сказали. Они готовились к тому, чтобы исполнить свой долг перед Богом, перед Отечеством. Другого варианта развития личности хорошего государя, мне кажется, быть не может. Как иногда ведут себя люди, облеченные властью или имеющие возможность власти? Они могут иногда небрежно относиться к тем возможностям, которые у них есть. Думаю, Господь может с них за это взыскать. А, может, и люди могут с них взыскать.
Для нас последний русский царь – это действительно символ. Символ православного человека, того каким должен быть православный человек. Многие свидетельствовали, что, когда они встречались с Государем,с Царской Семьей, они видели в нем глубоко верующего человека, очень серьезно относящегося к своей миссии, к своему жизненному кресту, своим обязанностям. Да, Император Николай II жил в очень сложное время. Бывают государи, которые могут менять историческое время, могут как-то его корректировать. Не только в России, а в любой стране можно найти государя, который меняет время, меняет действительность. Но при этом они могут потерять себя – нравственно, духовно. Для Императора Николая II все было очень важно – и его личная духовная жизнь, и его обязанности как государя. События иногда развивались не в его пользу, но он оставался до конца верным человеком, любящим Бога и свое Отечество. Его близкие – супруга, дети – оставались верными ему, потому что видели в его жизни глубокий смысл и силу. Оставались с ним всегда, даже в страданиях.
Мне кажется, это тоже очень важный момент, он обсуждался на нашем форуме. В нашей повседневной жизни мы видим другие примеры. Люди бросают друг друга, оставляют, ищут своего личного счастья. Супруги, если расстаются, не думают ни друг о друге, ни о детях. Царская Семья – это пример той любви, какой сейчас мало. Поэтому Царская Семья для нас очень важна. Мало в нашей жизни того, что было в их жизни, а очень хотелось бы, чтобы то, чем они жили, что они любили, на что надеялись, как чувствовали, было в нашей жизни. Это достижимо двумя важными путями. Первый путь – личная память о Святых Царственных Страстотерпцах, молитва. Второе – погружение в их подвиг, их труды, в то, как они ощущали свою жизнь.
Это наследие сейчас открыто для нас, вот уже 27 лет мы имеем возможность совсем другими глазами смотреть на историю ХХ века, и она нам открывается совсем в другом свете, нежели в советское время. Для советской историографии начало ХХ века – это ужасные годы, все плохо, все виноваты, и только после 1917 года вдруг воссияло солнце. Это неправда. Мы имеем возможность пользоваться теми историческими фактами, которые доступны нам и через архивы, и через воспоминания людей, буквально плакавших о том, как разрушается огромное, сильное, могучее государство из-за личного внутреннего духовного предательства и дальше уже из-за предательства ближних.
И гражданская война, и гонения, устроенные друг на друга людьми, которые были соединены узами гражданства одного государства, – это ужасно. Что должно было произойти в жизни человека, в его сердце, что он мог так возненавидеть своего ближнего, своего соседа? Через клевету буквально уничтожить его? Как надо было повернуть это дело? Взгляд изменился. Не то что все сразу стали плохие, нет. Никогда ничего не бывает вдруг. Если человек согрешает перед Богом, эта мысль в нем живет какое-то время до этого поступка. Отказываясь от заповедей Божиих, человек, вне всякого сомнения, внутри себя находит огромнейшее оправдание своему поступку. Это духовная трагедия всего человечества.
Мне кажется, на это надо обращать внимание сейчас, в XXI веке. Сейчас мы меньше обращаем внимания на наши поступки, меньше обращаем внимания на нашу духовную жизнь. Наша душа, можно сказать, беспризорна. Мы не следим за ней. При этом мы, допустим, разбираемся в современных технологиях, используем их в повседневной жизни, а для души у нас времени вообще нет. Может быть, когда-нибудь – и то человек понимает: наверное, уже все, нет времени. А на самом деле без этого невозможно почувствовать жизнь. Господь каждого из нас призывает в какие-то моменты жизни остановиться и подумать о том, что по-настоящему составляет твою жизнь.
Съезд традиционно проводится накануне учебного года в какой-то степени для того, чтобы приготовить преподавателей к новому году, дать наставления, рекомендации и так далее. Сейчас вовсю идет подготовка к учебному году среди школьников, студентов – сборы, покупки, подготовка канцелярских товаров и так далее. Почему-то у многих выходит из памяти то, что надо бы еще по-другому подготовиться к новому учебному году. Как подготовиться?
– Конечно, все эти хлопоты – собрать школьника – могут расстраивать, могут радовать. Как бы то ни было, думаю, здесь необходимо тоже остановиться и понять: впереди целый учебный год, сил потребуется много. Верующий человек всегда понимает, что надо в этот момент остановиться и помолиться Богу. Очень хорошо благословение нашего Владыки митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла. В этом году мы всех приглашаем помолиться. Во многих храмах прошел молебен перед началом учебного года. Думаю, это очень хорошее начинание. Оно положит более или менее твердое основание в начало учебного года. Учащиеся будут понимать, что есть что-то, что зависит от тебя, а есть то, что зависит от Бога. Здесь, мне кажется, надо напомнить историю с преподобным Сергием Радонежским. Вроде бы он и буквы знал все хорошо, а читать не мог, не было понимания, как связываются слова. Такое бывает у детей. Сейчас мы это характеризуем как болезнь, которая преодолевается определенными упражнениями, занятиями. Но просил отрок Варфоломей у Бога помощи – и получил ее чудесным образом. Надеялся на Бога, потому что у его старшего брата все получалось, а у него нет. Мне кажется, надо понимать: всякое знание, настоящее, полезное нам – от Бога. Соответственно, у Него и надо попросить помощи, чтобы усвоить это знание, чтобы жить и понимать жизнь, как она устроена, как человек должен действовать в этом мире.
Первого сентября открылись духовные учебные заведения в Екатеринбурге… Первого сентября все желающие пришли в Свято-Троицкий кафедральный собор, где тоже молились верующие православные христиане, которые готовятся начать новый учебный год. Учащиеся нашей духовной семинарии, учащиеся Миссионерского института, православной гимназии. Думаю, начать дело с молитвы – это еще один очень важный, нужный, хороший невидимый портфель, который мы готовим для своего будущего. А Господь всякого искренне обращающегося к Нему всегда благословляет и оказывает ему всякую помощь. Это могут свидетельствовать особенно те, кто действительно во время учебы обращается к Богу и получает просимое. Конечно, это не исключает наших трудов, но бывает, что иногда Господь дает просто озарение, понимание того, чем ты занимаешься.
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.