Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №35 (932) 2017
– Люди, крестившиеся без оглашения, зачастую не имеют основных понятий о вере и христианской жизни. Они легко сочетают веру со множеством суеверий, предрассудков и даже оккультизмом, не могут точно сказать, в Кого веруют, как не имеют ясных представлений о Евангельских заповедях, а следовательно, не могут их исполнять… И, конечно же, о грехах у таких людей представление самое смутное.
Что есть грех? Каковы его последствия? Что ожидает человека, не ведущего борьбы со страстями? Если ответов на эти вопросы у человека нет, то о каком спасении души можно вести речь? Об этом мы и говорили, читая с протоиереем Андреем Каневым «Слово о смерти» святителя Игнатия (Брянчанинова). Из главы под названием «Смертный грех» мы узнали, что открывают список смертных грехов ересь и раскол. Такая первоочередность именно этих, а не каких-то других грехов, как и в целом порядок их перечисления, может сказать нам о многом.
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Да, святитель Игнатий не случайно ересь и раскол ставит первыми в списке. В статье «Понятие о ереси и расколе» он раскрывает эти понятия: описывает состояние человека, который, по несчастью, убил другого, но чувствует, что совершил грех, видит и понимает результаты. А с человеком, который впал в ересь, происходят совсем другие процессы. Да, убийца, блудник страшно согрешил, но, человек, впавший в ересь, принял ложное учение о Боге. Это делается вследствие гордости, которая искажает его внутреннее состояние. Убийца может покаяться – мы видим в Евангелии, как разбойник кается на кресте, но не видим кающихся фарисеев и первосвященников.
В статье «Понятие о ереси и расколе» (которую всем рекомендую прочитать) святитель Игнатий описывает, насколько человеку трудно вернуться из ложного представления о Боге в истинное. Убийце легче покаяться – он чувствует кровь на своих руках. А человеку, находящемуся в ереси, покаяться не позволяет гордость, он считает, что он прав. И все остальные, кто пытаются ему доказать, что его представления – это ересь, для него не авторитет. Поэтому в Евангелии мы видим, как мытари, блудники и блудницы каются, – а фарисеи нет: у них такое гордостное состояние души и ума, что они не видят своей погибели.
– Таково свойство гордости – человек, плененный этой страстью, всегда считает себя правым. Всегда и во всем. Он не желает никого слушать, не видит опасности своего положения. «Всякая немощь при усердии исцеляется, – учит преподобный Ефрем Сирин, – но недуг гордыни – это с трудом врачуемое зло, потому что она отвергает целительное врачевство и вымышляет для себя смертельную отраву». И это значит, что обратить еретика к истине, переубедить его или что-то объяснить, доказать ему, крайне сложно. Скорее невозможно. А потому святые отцы, и в их числе святитель Игнатий, говорят, что гордецов может исправлять только Сам Бог.
Протоиерей Андрей Канев: – Да, в этой статье он как раз пишет, что это крайние, исключительные случаи особого Промысла Божия. Поэтому когда современные христиане говорят, что надо со всеми дружить, делиться истиной с разными христианскими деноминациями – это заблуждение, такого не будет. Из таких обществ выходят единицы по какому-то особому Промыслу Божиему. Поэтому святитель и называет эти состояния греха как самые тяжкие: человек верит не так, как верит Церковь, и это его убивает. Внешне он может быть отличным человеком – не блудит, никого не убивает, не ворует, пытается помогать другим, но у него произошел грех ума: он принял ложное представление о Боге. Вот насколько важно хранить истину в том состоянии, в котором мы приняли ее от святых отцов. Мы не имеем права ничего изменять, так как при малейших переменах меняется и искажается внутренний душевный состав человека, а это, как говорит святитель Игнатий, влияет и на тело.
Если блудник согрешает против своего тела, оскверняет его, то еретик искажает всего себя, свой ум, что самое страшное. Раскол – это очень страшное явление, когда человек выходит, раздирает тело Христово, то есть Церковь. Мы знаем в истории несколько таких расколов, это очень страшное явление. Церковь единая: единая, Святая, Соборная, Апостольская. Если человек создает какую-то другую параллельную структуру или разрывает с Церковью… В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Я лоза, а вы мои ветви», и если ветвь отрывается от лозы, то она высыхает, погибает – это страшное состояние раскола.
В российской истории известен откол старообрядцев от Церкви. По Символу веры они верят так же, как мы, но кроме Символа веры есть еще Предание, нравственное учение Церкви. Старообрядцы откололись от Церкви, сохраняя, казалось бы, Символ веры в неизменном состоянии, но откололись и находятся в засохшем, мертвом состоянии. Это страшный грех, даже мученическая кровь не смывает греха раскола. Ересь и раскол – это страшные состояния, поэтому святитель Игнатий ставит их первыми.
– Да, первыми в перечне смертных грехов у святителя Игнатия, как мы уже говорили, идут ересь и раскол. А далее за ними следуют… нет-нет, вовсе не «не убивал и не воровал». Хотя почему-то именно эти два злодеяния наш народ обычно и считает главными преступлениями против Бога. Однако святитель Игнатий продолжает свой список совсем другим смертным грехом – это богохульство.
Богохульство – оскорбительное или непочтительное действие, слово или намерение в отношении Бога или святыни. (Продолжение в следующем номере)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.