Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (932) → Архимандрит Савва (Мажуко): О почитании учителя

Архимандрит Савва (Мажуко): О почитании учителя

№35 (932) / 19 сентября ‘17

Свет невечерний

– Дорогие друзья, фразы, однажды сказанные великими людьми, как известно, от частого употребления способны превращаться в банальность. Но я все-таки скажу фразу, которую вы все хорошо знаете – она принадлежит Антуану де Сент-Экзюпери, великому французскому писателю: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Эта фраза хорошо известна – одна из тех, которые будят нашу совесть и становятся мерилом жизни по совести.

Я бы хотел вам сегодня предложить несколько иную редакцию этой фразы: мы в ответе за тех, кто приручил нас. Я хочу этой фразой подчеркнуть, что в основе жизни человека и христианина лежит благодарность. И такая благодарность собственно и выстраивает правильно нашу жизнь. Человек неблагодарный – это собственно человек и неверующий, не христианин, да в общем-то и не человек, пожалуй. Мы в ответе за тех, кто нас приручил… Когда мы бываем совсем маленькими детьми, нас поручают наставникам, педагогам, учителям, и именно они приручают нас, делают нас людьми, «заряжают» нас подлинно человеческим.

В нашей современной культуре это тревожный знак, очень волнующий, озадачивающий – то, что к учителям, наставникам перестали относиться с благоговением и благодарностью. Работа учителя, наставника – это, скорее, не честь, а каторга, поскольку на современного учителя в школе ополчаются не только чиновники от образования, но и родители и ученики. Такому человеку друзья часто говорят: «Что ты там забыл, в школе, почему ты позволяешь над тобой издеваться?!»

И все знают, что над учителем в школе издеваются, что он не имеет никаких прав, что из школы бегут наиболее талант-ливые педагоги, не выдерживая натиска бюрократии, бумаг, когда квалифицированный педагог, специалист своего дела вынужден заниматься ремонтом, написанием бесчисленных отписок, заниматься показухой, цифрами. Как сказала одна моя приятельница, «если бы в школе не было детей, вот тогда была бы работа» – ни дети, ни учитель оказались никому не нужны...

Я вспоминаю свое детство, свою школу – и помню в какой чести, с каким достоинством воспринимался учитель в советской школе. Это было видно по нашим дамам, иначе нельзя сказать: наши учителя несли себя. Это были очень скромные люди, которые получали небольшие деньги, скромно достаточно одевались, но сколько достоинства было в этих женщинах, в этих мужчинах, и многим из них я обязан: нашлись люди в моей жизни, именно школьные учителя, которые разбудили интерес ко многим прекрасным вещам в этой жизни.

И наверняка вы, мои дорогие друзья, вспомните, что были и в вашей жизни люди, которые смогли открыть вам глаза на прекрасное, на литературу, на поэзию, на живопись, приучили вас к науке правильно мыслить, правильно относиться, даже достойно жить.

В воспоминаниях Дмитрия Сергеевича Лихачева, нашего замечательного ученого, академика, есть благодарные строки о безызвестном учителе литературы, к которому он просто приходил на урок, – Дмитрий Сергеевич потом вспоминал: не мог оторваться от книг… Научил его читать книги, научил слушать их, научил различать эту красоту – и он на всю жизнь остался благодарен этому человеку.

Учитель сейчас нуждается в защите и в поддержке. Нам следует снова пересмотреть свое отношение к достойнейшим людям, несущим этот крест. Конечно же, среди них есть люди, которые находятся не на своем месте – это всегда так было и так будет среди политиков, священников, врачей: всегда находятся люди, которые занимают не свое место… Ну что ж, все это не более как исключение из правил.

Но настоящий учитель, образ настоящего учителя, есть в сознании каждого из нас. Мы все-таки знаем, кто он, и воспринимаем урок, который учитель дает, не через призму бумаг, графиков, диаграмм, которыми сейчас министерство просто мучает школу и университеты: урок – это неповторимое событие пробуждения к жизни, к красоте детей, которые принимают этот наш мир, учатся слушать язык нашей культуры.

Поэтому учитель – это человек, стратегически важный для нашей страны: если у нас учитель не будет в чести, если мы будем его унижать, не будем его ценить, не будем делать все, чтобы наиболее талантливые из них были уважаемыми людьми в обществе, то произойдет разрыв поколений. Мы перестанем понимать друг друга

Неслучайно один из эмигрантских писателей предлагал создать общество людей, читавших «Анну Каренину»: люди, прошедшие через русло русской классики, живут одним мироощущением, они умеют считывать культурные коды, которые становятся сами собой разумеющимися...

Мне приходит на память эпизод из жития Артемия Великого. Был такой император византийский Феодосий. Он жил в конце IV–V века, у него было два сына – Аркадий и Гонорий. И, как любой папа, Феодосий был озабочен их воспитанием. Он очень долго искал учителя, наставника для своих детей, будущих императоров, и нашел – в лице Арсения Великого, который специально был выписан из Рима и приставлен к наследникам. Однажды Феодосий зашел в классную комнату, где Арсений преподавал будущим императорам, мальчикам Аркадию и Гонорию. И Феодосий увидел, что ребята сидят на своих тронах, Арсений стоит перед ними и ведет урок. Феодосий тут же зашел в комнату, поднял с престолов своих сыновей, поставил их перед Арсением, а Арсения заставил сесть на трон и сказал: «Ты наставник – ты должен в глазах их быть выше: какая бы кровь наследная не текла в жилах этих людей, ты наставник – и твое дело святое в служении, и в тот момент, когда ты ведешь урок, ты по-настоящему император, ты по-настоящему король – ты человек, через которого Господь просвещает».

Вот это ощущение достоинства учителя было само собой разумеющееся в античной культуре, и в средневековой, и даже в советской цивилизации. Сможем ли мы вернуться к этим древним и проверенным нормам жизни нашего общества? Это не праздный вопрос – это вопрос выживания нашей культуры и цивилизации.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс