Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (917) → Протоиерей Андрей Лазарев: Православная семья

Протоиерей Андрей Лазарев: Православная семья

№20 (917) / 30 мая ‘17

Беседы с батюшкой

Отец Андрей! Благословите наших телезрителей.

– Бог благословит.

Тема нашей передачи – «Православная семья: проблемы и пути их решения». Что такое здоровая православная семья и почему таких семей немного сейчас?

– Как говорится, как Бог благословил: в здоровой православной семье должен быть муж, жена и много детей. И главной целью православной семьи должна быть любовь – служение любимым людям: любимому мужу, любимой жене и любимым детям. И образец этой православной семьи перед нами.

Сколько детей должно быть в здоровой семье?

– Не меньше трех, наверное, – когда меньше, мы начинаем любить не ближних, а себя. Все-таки смысл семейной жизни – это любовь не к себе, а именно к своим ближним, к тем, кто дарован тебе судьбой, кого дал тебе Господь в твоей земной жизни. Православная семья – это общий крест, который дается всем в семье, общесемейный крест, который нужно понести. До семейной жизни у каждого из нас есть свой какой-то крест, свой путь, а в семье крест у нас общий.

Почему именно Царская Семья стала примером православной семьи?

– Мы как раз в ней и видим эту веру, эту любовь, это крестоношение в конце жизненного пути Царя Николая, Царицы Александры, их детей. И мы видим их на одной голгофе, на одном кресте – семеро на одном кресте.

А был выбор у Царской Семьи? Был ли какой-то другой путь, кроме голгофы?

– Мы постоянно перед выбором, и выбор есть у каждого из нас, каким путем пойти. Но они сознательно пошли своим путем и вошли в Царство Небесное.

То есть это пример жертвенной любви?

– Да.

А жертвенная любовь возникает уже в созданной семье? Ее нужно воспитать, либо она возникает до создания семьи? Как это происходит?

– К такой любви нужно готовиться, нужно воспитаться. В полноценной православной семье все это дается – в большой православной семье, где есть старшие, младшие, особое отношение к отцу, матери, к старшим, младшим братьям и сестрам. Все воспитывается от рождения. Человек рождается в большой семье, и он уже знает свое место, свою ответственность, получает правильное воспитание, чтобы быть готовым потом явить эту любовь уже в своей семейной жизни.

Какие главные качества должны воспитываться в человеке, чтобы он был готов создать здоровую православную семью?

– Наши главные христианские ценности нам даны в заповедях Божиих. Наша вера, Бог, Церковь дают все эти ценности, чтобы создать православную семью.

Почему так немного здоровых православных семей в современном мире?

– Это последствия событий, которые произошли 100 лет назад, в 1917 году. Смотрите, в Библии написано, что человек отвечает за грехи своих родителей до 4-го поколения. 4 поколения – это ровно 100 лет. Ровно 100 лет назад был 1917 год… Это последствия великой катастрофы, произошедшей на нашей земле, трагедии XX столетия.

Почему нет сейчас полноценных православных семей? Мужчин не стало, во-первых. Это войны – и Первая мировая, и гражданская, и сталинский ГУЛАГ, Великая Отечественная война… Ведь лучшие шли защищать свою Родину с оружием в руках, лучшие погибали, полагали свои души за веру, царя и Отечество, а потом за веру, Отечество, своих родных и близких. И этот эксперимент воинствующего атеизма нашей стране очень дорогой ценой обошелся и до сих пор обходится – мы потеряли почти половину населения. До 1917 года в России проживало примерно 140 000 000 человек. 70 000 000 – наши потери только в первой половине XX столетия. Лучшие мужчины ушли. Женщины оставались хранительницами семейного очага, они растили, воспитывали детей, несли свой тяжкий крест. В XX веке это они вымолили наше поколение, наших детей (своих внуков), и благодаря молитвам наших великих русских женщин мы теперь живем, имеем возможность ходить в храмы Русской Православной Церкви. Но вот мужчин не стало. Потом мы помним Афганистан и очень сложные 90-е годы, когда нас захлестнула волна наркомании, алкоголизма. Об этих проблемах мы тоже будем сегодня говорить.

Но если нет мужчины, нет семьи – наверное, это главная причина: то, что мы теперь имеем последствия 1917 года, ровно 4 поколения назад. В чем спасение? Конечно, в покаянии. Мы об этом хорошо знаем. Кто из нас покаялся за то, что произошло тогда, хотя мы в прямом смысле не причастны к этой катастрофе? Но как жили мы в середине XX столетия, в кого верили, кому поклонялись? Кого мы тогда слушали? Вот в чем должно быть наше покаяние – и спасение, конечно, тоже.

Каждый современный человек, живущий спустя 100 лет после той трагедии, должен, как я понимаю, принести личное покаяние? Но как он должен покаяться в событиях, к которым он не был лично причастен?

– Мы имеем возможность попросить у Бога прощения за тех, кого нет теперь с нами в этой земной жизни, что мы, собственно, и делаем, совершая заупокойные богослужения. «Господи, прости им – не ведали, что творили, наши прапрадеды, наши прадеды, наши деды».

Молиться за своих предков?

– Молиться, конечно, за своих предков.

Это и будет покаянием?

– Это и будет покаяние: не повторять их ошибки.

Если создание православной семьи зависит от мужчины, то каковы роли мужчины и женщины в семье?

– Мужчина должен быть мужественным прежде всего, а не женственным, какими мы сейчас видим многих мужчин: должен быть сильный, ответственный, нравственный, должен иметь способность любить свою семью – жену и детей, отвечать за них, взять ответственность не только за себя и свою жизнь, но и за жизнь своей семьи, у него должно еще быть и любимое дело, которое бы приносило доход, обеспечивающий благополучие семьи. А женщина создана только для любви: любить мужа, своих детей – вот вся женская карьера, собственно говоря. Любить и быть любимой.

Когда говорят, что женщина должна выстраивать карьеру, обязательно посвящать свое время какому-то делу подобно мужчине, – это все изломы?

– Это говорят от недостатка любви. Когда женщина недополучает любовь в своей семье от самых близких людей, она начинает искать себя во внешней жизни. А если женщину любить по-настоящему, ей никакая карьера будет не нужна, она будет счастливой.

Я приведу простой пример (я его всегда привожу, когда совершаю таинство Крещения). Вот говорят: смысл жизни – служение Богу и ближним, в этом счастье человека, когда он себя отдает. В какой момент женщина бывает самой-самой счастливой? Когда она рожает ребеночка. Женщина самая счастливая в этот момент: вся ее жизнь посвящается этому ребенку. Вот оно, счастье. Оно начинает открываться – тогда человек действительно полностью воплощает в себе образ и подобие Божие. Он являет даже не человеческую, а Божественную любовь, то есть он живет не для себя. И поэтому вот оно – человеческое (и неземное даже) счастье: когда в семье появляется ребенок. Ребенок преображает всю семью, но прежде всего женщину. Он делает ее счастливой.

Важно воспитывать мужественность в мальчике и женственность в девочке…

– Поэтому и должна быть полноценная семья, каких мало сейчас. В основном мамы воспитывают детей, папа отсутствует по известным причинам, мы о них сказали уже. Но женщина не может воспитать воина. Она, конечно, будет и любить, и ухаживать, но вот мужества она все-таки не сможет дать своему сыну, поэтому мальчика должен воспитывать в семье отец, а девочку должна воспитывать мама. Тогда будет правильное воспитание. Как воспитывать? Только примером личной жизни. Мальчик должен видеть перед собой отца: сильного, ответственного, целеустремленного мужчину, самое главное – любящего жизнь человека, чтобы научиться этой любви.

А если семья все-таки не полноценная, каковы пути движения к истинным семейным ценностям?

– Это сложно в наше время, но у нас (имею в виду православных христиан) всегда есть выход – это наша духовная семья. Мы ходим в храм, где можем войти в духовную семью и тем самым являть любовь к Богу и своим ближним и получать любовь от тех, кто рядом с тобой во Христе, кто сейчас идет по жизни, несет свой крест, заботится о своей душе и молится за своих ближних. Духовная семья, возможность объединяться в наших духовных семьях – это выход для нас, то есть мы можем помогать чужим детям, быть прекрасным примером для чужих детей: и наши мужчины, и наши женщины могут быть примером и для мальчиков, и для девочек.

Почему полноценное воспитание возможно именно в большой семье? В чем минус семьи, где только один ребенок?

– В семье, где один ребенок, все живут ради себя, там почти никакой ответственности нет. Папа живет ради себя, когда ребенок подрастает, мама – тоже ради себя, ребенок живет какой-то своей жизнью – там семьи в принципе и нет. Когда нет семьи, о каком воспитании можно говорить? А если семья вообще не полноценная? Если в семье нет отца, нет мужа, о каком полноценном воспитании чаще всего можно говорить? И ребенка тогда начинает воспитывать не только внешний мир, а еще и виртуальный, который очень опасен, о котором взрослые чаще всего ничего не знают.

Сейчас мы стали уже узнавать, к каким последствиям приводит виртуальное воспитание, к чему мы теперь подошли – это катастрофа, и с этим надо что-то делать. Прошли путь бездуховности, атеизма, ложных ценностей и целей, которые мы ставили перед собой («жизнь – это удовольствие, возьми от жизни все, жизнь – это наслаждение»), а заканчивается все наркотой. Смысл жизни нам дает любовь – не человеческая, а Божественная. И символ этой любви мы все носим на своей груди. Смысл жизни – крестоношение, любовь, но любовь крестная, которую явили наши Царственные мученики. Смысл жизни – служение Богу и своим ближним, у каждого на своем месте, куда бы Господь ни определил тебя: будь ты президент, или министр, или священник, учитель, врач или рабочий. Смысл жизни – это не зарабатывание материальных средств, это служение; как говорили в нашем народе до 1917 года: «Положите души свои за веру, царя и Отечество». Вот это крестная любовь.

Неужели это утеряно? Неужели виртуальный мир может вытравить то, что было создано многими поколениями?

– 4 поколения. Первая половина XX столетия – это, наверное, еще плоды той духовности, великой православной русской культуры, тех традиций. Помните, в 1937 году была перепись населения? Сталин решил посмотреть, есть ли еще вера у русского народа; больше половины населения в анкете не побоялись написать, что они верующие, православные люди. Поэтому и начались тогда страшные гонения, началась «пятилетка безбожника», которая должна была закончиться в 1942 году, когда должны были быть уничтожены все священнослужители, разрушены все храмы. И, наверное, так бы и произошло, если бы Господь не попустил тогда на нашу землю внешнего врага, остановившего это безумие, эту братоубийственную бойню, это самоубийство, к которому подошел весь наш народ к 40-м годам, к концу первой половины ХХ столетия.

А вторая половина века – новые соблазны, атеизм. Ведь самая страшная сказка, которую могли придумать люди на земле, – что человек появился на земле от какого-то животного, а не был создан по образу и подобию Божию, что человек не богоподобное существо, а произошел от обезьяны. Это самая страшная сказка: обезьяне никакая ответственность не нужна (а мы об ответственности сегодня говорим), ни Бог не нужен, ни совесть, ни вера, ни Церковь...

И потомку обезьяны соответственно...

– Не нужны ни история, ни культура, поэтому все и порушили, веря в эту самую страшную сказку. Я недавно посмотрел один очень интересный график. Оказывается, в мире всего 2% атеистов, неверующих. Это 138 000 000 человек. У нас в России сейчас 140 000 000 – мне сразу пришла мысль, что эти 138 000 000 сейчас живут на нашей территории, поэтому мы с вами так и живем. В мире нет неверующих людей – атеизм был выведен у нас, отсюда все наши беды, духовная разруха, когда человек ни в кого и ни во что не верит. Если он живет только одним днем, если отрекся в принципе от всех ценностей, даже от самого себя, от своей совести, своей истории, традиций, то опоры нет, корней нет. Где силы брать?

А ответ – это возвращение к самим себе, к своим духовным, культурным и историческим корням. Вот наш путь: не на север, не на восток, не на запад, не на юг, как многие думают, что-то там ищут за горизонтом, а вглубь, к своим корням. Там наша сила, наше вдохновение, наша надежда, наши будущие полноценные семьи. Вот пример, вот наши корни, вот они – перед нами: Царская Семья – образец православной семьи. Он не впереди – он сзади, в глубине. Они, конечно, впереди – в Царствии Небесном, они нас там ждут: в духовном смысле они нас очень опередили. И дай Бог быть нам всем вместе с ними, когда мы пройдем свой путь по этой жизни.

Справедливо ли сказать, что подвиги Великой Отечественной войны, трудовые подвиги советского времени, которые приписываются именно достижению советской идеологии, – это как бы эхо Православия? Звучит ли это эхо сегодня, после 100 лет со дня отречения Государя Николая?

– То, что мы есть, – чудо, дарованное нам свыше нашим Спасителем молитвами новомучеников и исповедников Российских, и во главе этого сонма новомучеников, конечно, наш Царь Николай. Нас бы уже, наверное, и не должно было быть на нашей Русской земле, если бы не молитвы наших новомучеников, их подвиг, молитвы наших бабушек (я помню 70 – 80-е годы), если бы не Сама Царица Небесная, Которая приняла от Царя символы царской власти, скипетр и державу... Державная икона Божией Матери была явлена в день отречения Царя Николая от престола, это новая святыня на нашей земле: Сама Царица Небесная правит, и Ее молитвами мы спасаемся в наше непростое время.

Какова роль духовной составляющей в реабилитации?

– Семейные ценности основаны на вере прежде всего. Мы веруем, даем веру в Бога, мы никого не заставляем верить, у нас нет цели воцерковить наших воспитанников, пациентов, но мы предлагаем выбор, говорим: «Вы попробовали жить без Бога? Вы теперь здесь, в православном реабилитационном центре, а могли бы быть где-то совсем в другом месте: или на кладбище, или в местах не столь отдаленных за преступления, связанные с потреблением наркотиков, алкоголя. У нас 80% заключенных оказались в тюрьмах потому, что были нетрезвые, или по статьям, связанным с нетрезвостью. Попробуйте жить с Богом, вы ничего не потеряете».

Они делают первые шаги в духовной жизни, приходят к Покаянию, на богослужения, исполняют свое молитвенное правило, и им это начинает нравиться: у них открывается душа, им доставляет радость их личный опыт духовной жизни, молитвы, покаяние – они сами потом начинают готовиться к Причастию, мы их к этому не принуждаем – предлагаем: «Попробуй исповедоваться, причаститься». Мы готовим их к таинствам (ведь люди приходят совсем издалека, не имея представления о Православной Церкви, о таинствах нашей Святой Церкви), чтобы все было осознанно, в свое время – к встрече с Богом нужно готовиться, это великая ответственность (и покаяние, и Причащение). Чтобы это было не формально, чтобы они реально почувствовали присутствие Христа в своей жизни, своей душе, в своем сердце. Но к этому нужно готовиться.

Как мы говорим, «Причастие – это Пасха для вас, это воскресение для вас, но Пасха – это все-таки самый великий праздник, перед ней нужно пройти Великий пост. Какая подготовка у нас к Пасхе, сколько трудов нужно положить, чтобы Пасха принесла радость о Воскресшем Христе!» Вот так же и мы готовим их постепенно. И пока они в программе, они часто исповедуются. Ну а причащаются каждый большой пост. На Великий пост, наверное, 2–3 раза каждый причастится. Этого уже достаточно...

Как бы зерно остается.

– Да, это главная задача. Невольник – не богомольник. Есть и отрицательный опыт, когда человек не готов ни к Покаянию, ни к молитвенному правилу, ни к Причащению, у него это вызывает отторжение. Притом он еще болен, должен получить помощь, прийти в себя, а потом уже идти вперед, дальше. Всему свое время… Но другим очень нравится ходить в храм, исповедоваться, к Причастию они готовятся, так что слава Богу.

Приведите, пожалуйста, конкретные примеры: как люди побеждали свою зависимость, насколько успешно проходили программу реабилитации.

– Чтобы вернуться в жизнь, закончить нашу сложную программу (а программа в среднем рассчитана на 12 месяцев колоссального духовного, душевного, физического труда), нужно только одно – желание жить. Что не дает? Самые страшные грехи не дают человеку пройти программу и вернуться в жизнь – отчаяние, уныние. Это и приводит к нетрезвой жизни, саморазрушению, к самому страшному греху, как мы говорим нашим воспитанникам, греху самоубийства. Отчаяние, уныние, безысходность, потеря надежды, смысла в этой жизни... Желание жизни, огонечек «я хочу жить, помогите мне воскреснуть, я готов пройти свой путь, готов взять свой крест, готов его нести» – это главное.

Расскажите, пожалуйста, о людях, которые смогли это сделать. Хотя бы несколько примеров.

– Это люди разные, они все непохожие...

Даже не называя имен – просто что смогли люди сделать после реабилитации: вернуться в семью, получить образование... Какие у них шаги?

– У каждого свой путь в жизни. Кто-то возвращается к тому, чем занимался, к своей профессии, кто-то будет искать себя на новом поприще, в новой жизни. Но что интересно, если мы говорим о наших выпускницах, то самая главная их цель – создать семью. Семья и дети – это главное. И не просто семью, а православную семью: она через любые трудности может пройти, через любые испытания, когда вместе. Это, наверное, главный результат. Вот пример этой православной семьи – Царская Семья: с чего мы начали, к тому опять и возвращаемся. И Царь Николай, Царская Семья – с нами, это пример для наших воспитанников и воспитанниц. Это были просто люди – конечно, на своем месте, на царском, но это были люди: не какие-то небожители, не спустились с неба к нам (как ангелы, например). Это были люди, но какую мощь, какую силу, какую решимость дали им вера, Святая Церковь и любовь к Родине, к родной Русской земле! Это то главное, что мы пытаемся дать нашим ребятам.

Благословите наших телезрителей.

– Спаси Господи, до новых встреч.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс