Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (916) → Протоиерей Максим Миняйло: Как сохранить Пасхальную радость?

Протоиерей Максим Миняйло: Как сохранить Пасхальную радость?

№19 (916) / 24 мая ‘17

Беседы с батюшкой

Отец Максим, Христос Воскресе! Сейчас такая светлая, радостная пора, как бы единый день продолжения Пасхи. Наверное, стоит поговорить, как эту радость сохранить и сделать, чтобы она не была искусственной?

– Воистину Воскресе, Дмитрий! Добрый вечер!

Апостол нам всегда говорит, что надо обязательно смотреть, ведь я все могу делать, но не все мне полезно. Пасха нам «открывает двери радости» в первую очередь, а не двери невоздержания, поэтому зачастую некоторая неосторожность эту радость удаляет из нашего сердца. На Пасху мы должны ходить в храм так, как, может быть, этого не делали даже в пост: мы должны в Светлую Седмицу стараться каждый день ходить в храм и причащаться Святых Христовых Таин, ходить с крестным ходом, и тогда мы действительно будем удерживать эту радость, благодать Божию. Храмы все открыты, все священники служат на Светлой Седмице так же, как на Страстной, практически каждый день, даже в самых удаленных сельских храмах. Поэтому для нас это известный святоотеческий способ. Служба радостная, Пасхальная, и она такая короткая, что даже самый усталый, изможденный, может быть, обессиленный или больной человек все равно ее выдержит, выстоит или высидит.

Не так давно я посмотрел архивы программы «Неизведанное Православие», которая выходила на нашем канале в 2015 году; один из выпусков у нас как раз был посвящен Пасхальным приветствиям. Вплоть до Вознесения Господня мы вполне уместно можем приветствовать друг друга словами: «Христос Воскресе! – Воистину Воскресе!». Мы встречали прохожих на улицах Екатеринбурга, большая часть тех, кого мы приветствовали этими словами, отвечали, – что не может не радовать. Буквально пара человек из 12 сказали что-то вроде «спасибо» или «я не отмечаю, я не верю». Мы дошли до Храма-на-Крови, где беседовали с Вами, и Вы тогда поздравили наших зрителей с этим светлым праздником. И сейчас у Вас есть такая возможность.

– Поздравляю всех наших дорогих зрителей телеканала «Союз» со Светлым Христовым Воскресением! Это действительно вселенская, всемирная, вечная наша радость, это наша победа, наше упование, в этом основа нашей веры – если Христос не Воскрес, то вера наша тщетна: так сказано апостолом. Поэтому, братья и сестры, возрадуемся: Христос Воскресе!

Вопрос от телезрителя из Белгородской области: – В 27-й главе Евангелия от Матфея есть строки: и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Куда они потом делись? О них нигде ни слова не упоминается, вскользь упоминается в Откровении Иоанна Богослова о 24-х старцах, а больше нигде ничего нет, хотя в Евангелии есть такие мелочи, как, допустим, сколько рыб поймали; об этом четко упоминается, а тут такое дело случилось – и ни слова больше нигде.

– Только что мы присутствовали на Святой Земле; нас всегда сопровождают наши гиды из Русской духовной миссии, которые особенно акцентируют на этом вопросе наше внимание, что действительно, согласно Евангелию, были великие знамения, когда Христос висел на Кресте. В частности, почему уверовал римский сотник? Он не знал Христа, был свидетелем только последних часов Его жизни, он видел, как Христос Себя вел, как прибивали Его ко Кресту. По Преданию, у сотника был болен глаз, – а в него попала часть крови после прободения, и глаз его полностью исцелился. Этого нет в Священном Писании, но Предание сохраняет эти знания. Было и трясение земли, и открытие гробов, и восстание мертвых, после чего этот сугубо военного склада жесткий человек, исполнявший казнь, которая была уготована Христу от Понтия Пилата, воскликнул, что воистину Он был Сын Божий.

Поэтому не сомневайтесь: действительно это было. Эти люди, как мне представляется, воскресли не во всеобщее воскресение, а подобно четверодневному Лазарю – он после своего воскресения был апостолом, епископом Китийским (это юго-восточная часть Кипра, до сих пор есть селение Китий на Кипре), а потом через многие годы трудов он упокоился и теперь уже ожидает всеобщего воскресения. Так же, как пророк Илия, который не увидел телесной смерти, был вознесен на огненной колеснице, и, таким образом, он в теле пребывает сейчас в этом трансцендентном (то есть совершенно от нас отличающемся) мире Божием и когда-то придет сюда, на землю, чтобы в том числе принять и обычную, телесную смерть.

Почему об этих явлениях не сказано? Мне сложно сказать. Видимо, это явление было массовым, многие святые восстали из гробов. И об этом в Евангелии говорилось так (если вы ощутите смысл контекста этого повествования), что это было настолько очевидно, что было известно всем. Об этом Евангелие говорит как о совершенно очевидной вещи, как, например, мы – о том, что 9 мая у нас великий праздник, День Победы, у нас будет парад: все об этом знают, какие-то дополнительные уточнения не требуются. То же самое с этими святыми, восставшими из гробов.

Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: – Перед Причастием нужно почитать канон ко Святому Причащению. Где можно прочесть этот канон? У меня в молитвословах его нет. Что мне почитать взамен?

– Этот канон находится внутри правила ко Святому Причащению. Это правило состоит из двух частей: из самого канона, где есть девять песней с припевами («Сердце чисто созижди во мне, Боже» и другие), а после канона уже идут молитвы, которые начинаются после «Господи, помилуй» (40 раз). Я даже не представляю себе, что за молитвослов, в котором этого нет. Но если вдруг вы не найдете, я думаю, что ничего страшного. Если у вас есть только молитвы, прочитайте канон Воскресению Христову, он заменяет в эти дни три канона, которые обычно читаются. Почитайте, может быть, акафист Воскресению Христову, спойте стихиры Пасхи. Господь с радостью примет ваше к Нему обращение.

И, наверное, если текст не находится в православном молитвослове, то в открытом доступе, я думаю, можно найти.

– Когда мы давным-давно начали ходить в церковь, я помню, как мы пришли к священнику и он пытался объяснить нам какие-то каноны, а мы вообще не понимали – даже слово «канон» мы не слышали. И батюшка нам дал такое правило: почитать определенное количество раз «Господи, помилуй!».

Я только сейчас понимаю, насколько это был добрый и мудрый человек, насколько правильно он оценил наше состояние, в частности мое: слово «канон» для меня было совершенно незнакомым, поэтому я вряд ли бы нашел его, даже если бы у меня было 10 молитвословов. Мне кажется, что с таким волнением все было непонятно и странно. Есть такая афонская традиция, тоже очень интересная. Не каждый монах-отшельник может посетить всенощное бдение или другую службу, и они заменяют ее – вдумчиво, спокойно читают много раз Иисусову молитву. Это чтение может насчитывать несколько тысяч раз, и считается, что это время человек провел в молитве (примерно то же время, которое он провел бы на всенощном бдении), после этого он причащается. Правило – это не догмат, а традиция. Если можешь – делай вот так, можешь по-другому – делай иначе.

Вопрос телезрителя из Иркутска: – Внесите, пожалуйста, ясность по поводу пасхальных хлебов, так называемого артоса, который в Светлую Субботу раздавался прихожанам. Как с ним быть? Какую смысловую нагрузку несет то, что неделю он лежит? Поясните, пожалуйста.

– Да, мы освящаем этот хлеб в самый день Пасхи, и артос – один из символов Пасхи; это великая святыня, которую потом мы используем. Даже во время тяжелой болезни, когда у человека нет возможности причаститься, мы знаем, что наша русская христианская традиция предписывает принимать артос наравне с великой агиасмой – святой богоявленской водой. Конечно, артос – это не Тело Христово, не Святые Дары, но он – великая святыня, которая сопровождает сам праздник Пасхи. И вообще, в каждом доме эта частичка святого хлеба должна присутствовать в течение года, когда мы можем в любой момент (в тяжелом искушении, в болезни) употребить его, он содержит в себе благодать Святого Духа, которая будет исцелять и помогать нам.

Вопрос телезрительницы из Московской области: – Я вдова уже полтора года, могу ли я сейчас, в эти Светлые дни до Вознесения Христова, читать молитву вдовы и акафисты и каноны об умершем?

– Согласно нашей традиции, во всю Страстную седмицу, начиная с Лазаревой субботы, мы отлагаем сугубое поминовение и не творим память усопших, не служим панихиды или литии. Если человек умирает в эти дни, то, конечно, он погребается, а если просто день или год памяти, мы стараемся совершить это до Лазаревой субботы или уже после Радоницы. Сейчас, особенно в эти дни, вы не много дней потеряете, но вы самое главное будете видеть перед собой – это Спаситель.

Мы не служим на Страстной седмице по Минее, то есть память святых не совершаем. Почему? Потому что взираем на Спасителя. Мы читаем каждый день Евангелие, сосредоточены на Его личности и с благоговением, где-то с ужасом, а где-то с восхищением, смотрим на Его подвиг, который Он совершил, чтобы нас спасти. И после Светлой Седмицы, на Радоницу, мы опять открываем возможность поминовения усопших. Везде – на кладбищах, в храмах – служим панихиды, поэтому, если это возможно, если душа ваша не противится, то оставьте это до Радоницы, а потом вы сможете продолжить молиться за вашего покойного супруга, Царство ему Небесное и вечная память.

Вопрос телезрительницы: – Много уже было сказано про Причастие на Светлой Седмице, но меня интересует вопрос про супружеские отношения и подход к Причастию. Как это должно быть на Светлой неделе?

– Причастие и супружеские отношения – это несовместимые вещи, то есть, безусловно, если мы желаем причащаться Святых Таин, то в день, который предваряет Причастие, мы должны от них воздерживаться. Это, безусловно, нужно обязательно сохранять во все времена.

Наверное, стоит еще сказать о Евхаристическом посте: что отмена поста на Светлой Седмице не означает отмены Евхаристического поста.

– Да, есть такое правило, когда мы с 12 ночи нового дня ничего не вкушаем и не пьем, чтобы в этот начавшийся день первыми, что мы вкусили, были бы Тело и Кровь Христовы. А если служба совершается ночью, то в нашей Церкви мы считаем Евхаристическим постом 6 часов до начала Божественной литургии.

Надо это все сохранять: это не мы придумали, не нам это и отменять, мы это все получили от наших отцов, которые, в общем-то, были благоразумными, но во многих вещах строгими, консервативными. Я думаю, это как раз те вопросы, в которых мы не должны делать шаг назад, у нас все время идет дискуссия о каком-то уменьшении или отмене Евхаристического поста, но, по моему скромному мнению, это не то, где мы должны что-то менять в худшую сторону, отменять.

Такими темпами можно большую часть отменить и не готовиться, не держать трехдневный пост, который есть в практике, не исповедоваться накануне Причастия – и чтобы служба была не больше часа.

– Можно многое сделать, но в Церкви и так есть милостивый, особый подход. В чем он заключается? В книгах мы читаем, что пост держится 7 дней, для тех, кто не может, – 3 дня, а для тех, кому тяжело или какая-то ситуация, то и дня бывает достаточно. Церковь очень мудро все устраивает. Как раз в этом отношении в нашу Святую Матерь Церковь камень не бросит даже самый отъявленный либерал, не признающий никаких ограничений. Что уж может быть меньше дня? Да и так, если человек пойдет на войну или в армию, сколько я знаю таких случаев, когда священник, который всегда находится в предстоянии перед Богом, принимал решение, что надо причастить человека, и он был абсолютно прав.

Это живая наша вера и живая наша жизнь в Церкви, в ней многое что бывает и многое что возможно.

Господь Сам – разрушитель всех правил. Лазарь должен был спокойненько умереть, настало его время, он не раньше времени умер, а Господь все повернул вспять: «…идеже хощет Бог, нарушается естества чин, творит бо елико хощет». Захотелось – и Он развернул все, поэтому Он первый нарушитель всех правил в том плане, что ради любви Он готов на все. А мы часто ради каких-то правил готовы все уничтожить: и любовь, и отношение к человеку – правило важнее. Это извечный вопрос: человек для субботы или суббота для человека? Все мы немного фарисеи, должны из себя это как-то выжимать, как мне кажется.

Я думаю, многие наши зрители, в том числе и те, кто сейчас смотрит нашу программу, видели тот видеоматериал, который мы могли наблюдать на других телеканалах, осуществлявших прямую трансляцию схождения Благодатного Огня. Одно дело быть зрителем того, как это все происходит, когда много людей, когда с одной стороны возгласы «Христос Воскресе!», с другой стороны кто-то кричит что-то на арабском, другое дело – самому лично присутствовать там и быть свидетелем этого чуда. Расскажите о своих впечатлениях, как это происходит.

– Происходит так, что каждый человек, который попадает в храм, полагает много трудов, там очень длительный период ожидания, то есть нужно рано встать, прийти после ночной службы. Каждый, кто оказался в храме, – это человек, который совершил маленький подвиг. Потом там надо долго стоять, то есть ты стоишь и молишься, и все создает, конечно, определенный настрой. Мы все ждем. И, как говорит наш народ, одно из самых тяжелых дел – это ждать. Мы ждем этот огонь несколько часов и, конечно, как-то возгреваем нашу веру. И когда огонь сходит, мы это видим, возникает такая радость! Это Великая Суббота, уже все говорят «Христос Воскресе!» весь день, особенно после огня. Ощущения такие, что все мы еще живем, как недавно сказал Дмитрий Смирнов. То есть наша жизнь продолжается, что это не просто огонь сошел, а Бог благоволит ко всем, кто против, кто за, кто не верит, кто ненавидит: еще год ты можешь жить – Господь дает знамение того, что мы живем.

Как некоторые люди говорят: «Благодатный Огонь сошел – значит, год еще поживем».

– Да, такое ощущение действительно присутствует. Ощущение милости и благости Божией, знамения, что Он с нами. В храме очень большая радость, когда Огонь сходит. И на улицах город совсем другой, он немного отличается. Кто бывал в паломнических поездках, знает, что Иерусалим – город восточный, своеобразный, мы как-то не привыкли на Руси так выражать свои эмоции. Может быть, это какой-то наш минус, но это наша черта, с этим ничего не поделаешь, это наша особенность. А там уже действительно напитываешься этой радостью, заражаешься ею.

Посмотришь на арабов, которые исповедуют свою веру, ходят в красных майках со Христом, где Он изображен с Терновым венцом (там написано, что Христос – наш Бог), и в барабаны бьют… То есть они это все серьезно воспринимают, это не забава, это их ответ на исповедание. А мы на это смотрим… Какой-нибудь преподаватель школы, который, может быть, где-то сомневался, где-то вообще что-то не понимал, не знал, видит, сколько разных людей – и все исповедуют Бога.

И еще тоже, наверное, важно, что радость, которой напитываются люди, посетившие Святую Землю, затем вместе с паломниками прилетает в наш родной Екатеринбург или в другой город России. Соответственно, уже все жители российских городов могут встретить этих паломников, зажечь свои свечи и развезти их по своим приходам. И эта радость распространяется во все уголки, по всему земному шару.

– Да, абсолютно так и происходит. С нами летят из других епархий, из Прикамья всегда летит с нами представитель, из соседней Каменской епархии, представители Тагила. В аэропорту нас ждут всегда из Тюмени, звонят и приезжают забрать эту святыню. По всему миру она распространяется. Насколько я знаю, даже до Чукотки довозится Огонь, до самых дальних наших епархий. Это замечательно, это традиция, которая стала возможной в XXI веке, когда летают самолеты и за четыре часа можно преодолеть огромное расстояние.

Наша современность дает много возможностей. В частности, то, как мы используем эти возможности, – это замечательно. А люди приезжают другими. Все те люди, кого благословлял наш Владыка и кого отправляли в епархиальную паломническую поездку за Огнем, потом говорят, что получают особенную благодатную помощь и силы на весь этот год, живут уже другими людьми. Когда это случилось в жизни человека, он уже навсегда как-то поменялся, когда он это видел, он уже будет другим. Много людей за это время уже съездили, каждый год больше 100 человек, кто-то по нескольку раз уже бывал, но в целом уже несколько тысяч человек таким образом побывали, увидели, как это бывает, что это за служба, что за чудо.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс