Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (916) → Протоиерей Андрей Канев: Ангелы-хранители – свидетели нашей жизни

Протоиерей Андрей Канев: Ангелы-хранители – свидетели нашей жизни

№19 (916) / 24 мая ‘17

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №18 (915) 2017

– Вот и Владыка Тихон в статье «Великопостные мытарства» пишет, что сомнения и неверие в существования мытарств души по смерти у человека быть могут, ведь это для нас абсолютно нормально. Не вполне доверять сразу, сомневаться, перепроверять. Но и у сомнений есть свои пределы и свои метки. Как их распознать? Очень просто, советует он. Например, можно прислушаться к словам Серафима Саровского, который сказал: «То, что приняла и облобызала Святая Церковь все для сердца христианина должно быть любезным».

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Преподобный Серафим – человек другого опыта. И духовного, и другой мысли совершенно. А вот мы немножко не такие.

– Давайте же и мы, приступая к чтению «Слова о смерти», произведению, написанному святым нашей Церкви, исходить из того, что все изложенное здесь может быть нам не просто любезно, но и полезно. И будем помнить, что святитель Игнатий своими творениями, своим служением, словом, стремился достичь важнейшей и спасительной цели – утверждать людей в вере и христианской нравственности. По собственному признанию Владыки Игнатия, служение живым словом было его основным занятием и ему он отдавал все свои силы. Мы же этими силами можем укрепляться сегодня и учиться жить так, чтобы стать наследниками вечных благ.

«Только человек, усвоивший правильный взгляд на земную и вечную жизнь, сможет стать истинным христианином – наследником вечных благ. Свою земную жизнь он не промотает в поисках призрачного земного счастья, но на пути следования в вечность употребит свои силы на благоугождение Богу, совершение дел любви к ближним и на искоренение греха и порока из своего сердца» (Святитель Игнатий (Брянчанинов)).

Главу «Воздушные мытарства» святитель Игнатий начинает со слов, по поводу которых сразу могут появиться вопросы. Например, он пишет: «Правосудие Божие совершает суд над христианскими душами, отшедшими из тел своих, через ангелов как святых, так и злобных». «Что же это такое получается?» – воскликнет читатель. Почему вдруг людей судит не Сам Бог? Почему Он перепоручает это ответственное дело ангелам, Своим творениям, – причем не только благим, но и злым? Какое же это тогда правосудие Божие?

Протоиерей Андрей Канев: – Честно говоря, я над этим вопросом не задумывался никогда. Есть вещи, которых я понять не могу, и мне остается только верить опыту других людей. А вот если начать все-таки задумываться на эту тему (хотя еще раз подчеркну, лично мне это не важно, лишь бы помиловали)... А ангелы это будут делать, апостолы или еще кто-то – помните, в Священном Писании Господь, описывая Суд, говорил апостолам, что они будут судить колена Израилевы. Может быть, я сейчас могу рассуждать и могу ошибиться в толковании этого вопроса, – но, так или иначе, почему такое делегирование? Тут не сказано, что Сам Господь не будет в этом участвовать.

Давайте представим наш обычный земной суд… Часто Господь, говоря о вещах Небесных, их приводит в образах земных, чтоб мы поняли. Как происходил обычный земной суд в те времена, когда жила Феодора блаженная? Не царь же окончательно решал вопрос, а тоже было следствие (у нас, кстати, много осталось в современном законодательстве от римского – есть и прокуроры, адвокаты, свидетели. Они нужны, чтобы объективно показать картину происходящего, расследование преступления). Поэтому и ангелы падшие, и ангелы-хранители – свидетели нашей жизни, как и, конечно, Господь. Но почему это сделано было, можно умничать много и по-разному. Мне кажется, для нас важно, не в какой форме будет происходить этот Суд, а важно, чтобы обвиняющей стороне (адвокаты в этом случае – ангелы наши, а обвиняющая сторона, прокурорская, – бесы) не в чем было нас обвинить. Вот в чем вопрос. Поумничать можно, допустим, зацепиться за такую мысль… Я просто не проверял – может, это и неправильно. Милость Божия проявляется очень часто через кого-то, и вот, может быть, победой над бесами было бы в случае Феодоры то, что Господь Своей милостью и благодатью наделил какие-то попытки покаяния этой самой Феодоры молитвой ее отца духовного: что как раз судит не сам царь, а судят, условно говоря, равные. Они могут видеть, насколько благо и добро побеждает зло, допустим. Чтоб те, кто становятся источником зла в этих людях, были посрамлены тем, что этот человек каялся сам. А окончательное решение, конечно, за Господом остается. Тут мы должны понимать, что все – от Него, Он истинный Судья мира. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс