Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №44 (893) 2016 – №17 (914) 2017
– Недавно, дорогие друзья, мы пространно беседовали, что невозможно жить в нашем подлунном и темном мире без надежды на помощь Божию. Сегодня продолжим эту ниточку повествования во многом и потому, что в шумном XXI веке, когда миллионные города напоминают муравейники, люди, как ни парадоксально, нередко жалуются на внешнее, а еще чаще на внутреннее, одиночество. Некоторые даже написали по этому поводу эпохальные романы. «Сто лет одиночества» – может быть, вам знакомо это произведение латиноамериканского писателя Маркеса.
«Иисусе, помощниче мой...». И все мы так ценим дружбу, общение с единомысленными нам людьми еще и потому, что одна голова хорошо, а две лучше, по доброй русской пословице. Не имей сто рублей – инфляция съедает их за полгода на одну треть, – а имей сто друзей, тех, которые не продадут, не предадут, не оставят. «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке»... Без взаимной помощи и поддержки действительно так трудно прожить под знаком «плюс», под знаком надежды и мира отпущенное нам короткое время земного странствования. И как бы хотелось, чтобы дружба своим отличительным критерием имела именно это – «друг познается в беде», имела готовность (разу-меется, взаимную) прийти на помощь, поддержать в трудный час. Ведь, по определению святителя Василия Великого, замечательного пастыря Древней Церкви, человек – существо общественное. Да и в Библии сказано еще о заре существования мира: «Нехорошо быть человеку одному».
Семейная жизнь ценится, помимо нежных и высоких прекрасных чувств, тем, что она дает возможность человеку всегда опираться на твердое плечо своей половины. Родители видят в детях не только продолжение рода, но надеются, что те, войдя в разум, будут с благодарностью и бескорыстно покоить старость отца и матери, благодаря которым они (дети) вошли в этот мир. И как на Крайнем Севере, где трещат лютые морозы, люди, независимо от своего звания и состояния, даже убеждений, льнут друг к другу, чтобы, собравшись у камелька, найти поддержку и утешиться взаимной беседой, так и мы в наш холодный XXI век всегда ищем единомышленную душу, которой можно поплакаться в жилетку, получить от нее если не деятельную помощь, то, по крайней мере, сочувственный взгляд и ободряющее слово. А они дорогого стóят в век эгоизма, в век, когда каждый прячется в норке своего собственного сердца и с трудом слушает ламентации, горькие признания, и сетования других о нелегкой жизни.
Но при этом немало сегодня и тех, кто разочаровался друг в друге, если не в самом человечестве. Действительно, не имея духовной вертикали, не чувствуя нужды в Богообщении, не обращаясь с сердечной молитвой ко Господу Всемогущему, Вездесущему, Всеблагому и Премудрому, надеясь лишь на человеческое сочувствие и помощь, часто такой гуманист остается один, наедине с равнодушным по отношению к нему, а еще чаще – жестоким и коварным миром.
Священники часто на Исповеди слышат минорные исповедания: «Я разочаровалась в человеке и человечестве», «куда мне идти, я перестал верить в людей» и тому подобные. Всегда хочется в ответ вспомнить изречения из Священного Писания, особенно из любимой благочестивым русским народом Псалтири, собрания богодухновенных псалмов, начертанных рукой вещего царя Давида: «Не надейтеся на князи, и на сыны человеческия, в нихже несть спасения», «блажен муж, ему же Бог Иаковль помощник его...».
А у древнего ветхозаветного пророка Иеремии сказано еще жестче: «Проклят всякий, надеющийся на человека», и, соответственно, отводящий взор от Бога, нашего первого Благодетеля, Создателя, Спасителя, Судии и Помощника как во временной, так и в будущей жизни. Совершенно необходимо в Боге распознать не холодный Абсолют, не перводвигатель Бога ученых и философов, а Отца родного, Отца Небесного, без волеизъявления и поддержки Которого мы не можем двинуть и перстом. Как же так? Ощущать себя одинокими в этом мире, когда, по свидетельству святого апостола Павла, «мы род Божий, мы дети Небесного Отца», если только искуплены Кровью Иисуса Христа, омыты ею в таинстве Крещения. Богом мы движемся и существуем, Он ближе к нам, чем наше собственное дыхание. И для того чтобы взрастить в душе светлое чувство надежды на Его помощь, избавиться от неприкаянности, какого-то неизбывного сиротства, необходимо, друзья, чаще раскрывать акафист Иисусу Сладчайшему, чем мы с вами и занимаемся в последнее время.
Сегодня вспомним такое молитвенное воззвание ко Господу нашему: «Иисусе, помощниче мой, не отрини мене...», то есть не оставь меня, не лиши меня Своей благодатной и всегда чудесной помощи.
Мне лично (да и всякому пастырю, наверное) приходилось встречать немало немолодых уже представителей советской интеллигенции, проживших неплохую, может быть, жизнь, но не взрастивших в себе чувства дочерней привязанности, сыновней зависимости от Господа. «О, нет, батюшка, Вы не подумайте, – говорят они с респектабельным видом, – мы далеки от хрущевского атеизма. Конечно, что-то есть, я верю в некую силу или космический разум. Но, в отличие от Ваших старушек в беленьких платочках (а в храме-то сегодня молодежи столько, что яблоку негде упасть, этих мифических старушек уже и не осталось, и они у нас в центре столицы на вес золота, но продолжим воображаемую речь моих оппонентов), я не докучаю Создателю, считаю для себя унизительным обращаться к Нему каждый день, у Божества и без того хватает дел на планете, посмотрите, что творится в Америке или в Китае. Поэтому я стараюсь сама свершать свои дела с чувством, с толком, с расстановкой. А так у нас с Господом Богом хорошие, корректные отношения: Он мне не мешает, я Ему».
Иногда слушаешь подобное, хватаешься за голову, а про себя размышляешь: «Это же философия до первого инсульта». Действительно, не приведи Господь, грянет гром среди ясного неба, отнимется левая или правая половина тела, так что заново приходится иногда учиться считать и писать, дай Бог на ноги встать, и ощущает себя этот независимый человек (independence – независимость от веры, надежды и любви), застигнутый ударом судьбы, как цыпленок табака. И дай Бог, пока мы молоды, пока у нас ясный ум и не барахлит сердце, пока мы не то что передвигаемся без посторонней помощи, но можем оказывать помощь окружающим нас людям, почувствовать, что Бог ближе к нам, чем мы об этом рассуждаем. Ведь Он наш Создатель и Творец (мы об этом поговорим в следующей передаче), Он таинственно соприсутствует каждому Своему созданию, особенно крещеному, помогая нам нести жизненный крест веры, надежды и любви.
«Без Бога не до порога», – учит нас мудрый русский народ. И как часто мы ощущаем свою недостаточность, слабость, беспомощность! Кто-то из святых отцов сказал, что земные трудности и попущены нам для того, чтобы мы, видя свою слабость и ощущая нужду в Боге, ежедневно, ежечасно обращались к Отцу Небесному: «Иисусе, помощниче мой, не остави меня, помоги мне, благослови меня, умягчи и просвети сердца моих детей, даруй мне язык взаимопонимания с родными. Господи, поддержи меня во всех событиях сегодняшнего дня, дабы я, никого не обижая и не огорчая, управлялся в общении с ближними, действуя в духе правды и любви».
И прощаясь сегодня с вами, дорогие друзья, еще раз хочу заверить вас, что помощника ближе, чем Господь Иисус Христос, мы не найдем ни на земле, ни на Небе. Он наш Родитель, Он наш Питатель, от Его руки мы приемлем хлеб насущный. Поэтому вовсе не зазорно просить Господа о помощи. И не будем забывать тепло благодарить Господа за тайные и явные милости, которые Он изливает на нас как Отец своим детям. (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.