Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Мы в залах древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи. Произведения, которые можно здесь увидеть, – не только святыни Православия, но и величайшие памятники русской культуры. Рассказывает о них заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи Н.Н. Шередега. Первый выпуск посвящен произведениям домонгольского периода.
Наталия Николаевна Шередега, заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи: – Мы находимся в зале древнерусского искусства Третьяковской галереи, где представлено, наверное, самое ценное, что есть в культурной истории и духовной жизни нашего Отечества, – самые ранние произведения христианского православного искусства, которые датируются XI и XII столетиями.
Хочу напомнить, что Русь принимает Крещение в конце X века. И вместе с верой она принимает христианскую культуру, средоточием которой была Византия, где были заложены эстетические основы для будущего развития всей христианской культуры. Византия, Константинополь (Царьград) – священное для сердца каждого православного человека место, где происходили величайшие события жизни Европы и православного мира, где обучались и воспитывались мастера, распространявшие эту культуру по всему православному миру.
Итак, в конце Х века Русь принимает Крещение от Византии, и сразу же начинается строительство величайшего города нашего Отечества – Киева, центра Древней Руси. И строится он по образу и подобию Константинополя – строятся Золотые и Серебряные ворота, возводятся Успенская церковь и знаменитая церковь Софии Киевской, которая была ориентирована в своем величии на великолепный храм Софии Константинопольской.
По приглашению Киевских князей на Русь приезжают византийские, греческие мастера, которые формируют художественную среду, в этой атмосфере обучаются первые русские архитекторы, иконописцы, мастера мозаики и фресковой живописи. Причем художников приглашают не просто из Византии, а именно из Константинополя (Царьграда). То есть Киевская Русь получает все из первых рук, от мастеров самого высокого, столичного уровня.
Храмы, для которых работают эти мастера, отличаются такой грандиозностью, равной которой мы, наверное, не сможем найти даже в Византии тех лет. Храмы Византии были по размерам меньше, чем те, что возводились в самые первые годы принятия христианства в Киеве. Наши первые киевские храмы, как мы знаем, были украшены не только фресками, но, в первую очередь, мозаиками.
В Третьяковской галерее находится фрагмент мозаичного убранства знаменитого Михайловского собора Златоверхого монастыря, который датируется началом XII века, то есть примерно тем временем, когда на Русь переезжает знаменитая Владимирская икона Божией Матери. Наверное, факт перевоза Владимирской иконы по значимости можно сравнить с теми работами, которые осуществляли константинопольские мастера в Киеве в начале XII столетия в Михайловском Златоверхом монастыре и – в более раннее время – в Софии Киевской.
Техника мозаики чрезвычайно дорогая и невероятно сложная. Как известно, изображение получается при вдавливании в грунт маленьких, разных по размеру, кубиков смальты. Они вдавливаются в грунт под разными углами, чтобы падающий на них свет, отражаясь, создавал прямо перед фигурами святых особую зону, наполненную сиянием. Мы знаем, что в убранстве храма мозаики, как правило, располагались в апсиде (самой главной алтарной части храма) и на предалтарных столбах, то есть на криволинейных поверхностях, чтобы пространство заполнялось сияющим золотым светом.
Напомню, что свет – одна из самых главных характеристик в искусстве христианского мира, напоминающая нам о Божественном свете – благодати, преображающей тварный мир. На протяжении веков тема света, Фаворского света, будет интерпретирована как византийскими и русскими богословами, так и художниками, фрескистами и иконописцами во всей ойкумене православного мира.
Несомненно, перед нами образ Димитрия Солунского, очень известного святого из греческого города Фессалоники, или Солуни. Здесь он представлен как некий идеал святого – молодой, прекрасный, в драгоценных одеждах, с мечом и щитом. Это воин Церкви, воин на поле битвы со злом, защищающий Православную веру. Эта необыкновенная красота и изящество, несомненно, вызовут в памяти образцы византийского комниновского искусства, ориентированного на античную традицию, которая являлась одной из слагаемых вокабулярия (словаря) художественного языка византийской культуры, ставшей матерью древнерусского искусства.
Построек древнего Киева сохранилось чрезвычайно мало, потому что были и страшное батыевское разорение 1240 года, и недавние исторические обстоятельства, когда древние храмы были взорваны. Такая же горькая судьба постигла и Михайловский Златоверхий монастырь. И действительно, чудо из чудес, что часть сохранившихся фрагментов, в частности, изображение Димитрия Солунского, которое находилось над алтарным столбом, попала в собрание Третьяковской галереи. Причем экспонировать эту мозаику чрезвычайно сложно, поскольку это грандиозная и очень тяжелая плита (она была смонтирована на цемент), она требует длительного внимательного созерцания, чтобы ощутить идеал, который был в нашей культуре в XII столетии.
Мы видим ноги святого, орнамент, то есть получаем представление о декорации древнейшего храма, подчеркну еще раз, грандиозных размеров. Ответом на грандиозность домонгольских киевских храмов станет только огромный масштаб московских построек XV столетия, эпохи расцвета Москвы.
Наряду с мозаиками Михайловского Златоверхого монастыря, говорящими нам о драгоценном убранстве, у нас экспонируется и фреска. Это совершенно другая техника, более свободная по исполнению, поскольку писалась она по сырой штукатурке. И если смальта вдавливалась под разными углами, то на фреске, напротив, образ запечатлевался при помощи очень быстрого движения кисти.
Здесь перед нами образ самого любимого на Руси святого – святителя Николая, архиепископа Мирликийского. Культ Николая Чудотворца был одним из самых мощных на Руси. Мы с вами знаем, что еще в домонгольское время создаются сюжеты, связанные с житием святителя Николая, к которым добавляются чудеса, происходившие именно в Киеве. Излюбленный русский святой древней поры присутствует в декорациях храма.
В декорациях храма могли быть и вот такие шиферные плиты. Замечательная плита второй половины 1062 года, где представлены два воина, один из которых, возможно, Димитрий Солунский, показывающий совершенство и красоту воинского достоинства своему ученику Нестору. Подобного рода рельеф, как и искусство резьбы, несомненно, имеют своим источником византийские образцы.
– Мы продолжим рассказ из залов древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи. (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Аксиния Шмонденко
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.