Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) 2016 – №8 (905) 2017
Продолжаем говорить о вредных привычках – в том числе табакокурении, алкоголе – или, точнее, о привыкании к каким-то вредным вещам. Мы затронули темы поведения родителей: как они должны реагировать, общаться, проявлять свои эмоции. Они имеют право проявлять свои эмоции, этого бояться не нужно; должно быть участие родителей в этих сложных ситуациях.
Но есть и другие точки зрения и способы реагирования на то, что ребенок начинает курить или пить. Например, когда телезритель дозванивается и спрашивает психолога: «Скажите мне, пожалуйста, с научной точки зрения, когда я могу обратиться к своему ребенку со словами: «Ты знаешь, друг, хочешь – покури, хочешь – выпей, ты уже взрослый и большой». С какого возраста, скажите, я могу говорить такие слова?».
– Тимофей, меня настораживают такие родители: возникает ощущение, что родитель только и ждет, когда его ребенок станет партнером по застолью или курению. И в запросе от этого телезрителя чувствовалось нетерпение. Мне хочется смотреть на это позитивно, и я скажу, что, наверное это нетерпение – «когда же мой ребенок повзрослеет?». Вот в таком контексте – родитель ждет, что его ребенок станет взрослым, самостоятельным и независимым, будет сам выбирать себе путь, зарабатывать себе деньги, кормить себя, создавать свою семью, – это здорово.
Но когда родитель ждет взросления, чтобы посадить ребенка с собой за один стол, начать выпивать, курить – для меня эта ситуация не видится как норма. Все наши дети очень стараются нам нравиться. Это может быть не сразу заметно, но и в этой ситуации есть опасность для этого родителя, если он умеет себя как-то проконтролировать: позиция его готовности к тому, чтобы ребенок присоединился к его вредным привычкам, может оказаться безграничной. И потом ребенка не остановишь…
И вроде бы вы создали только некий контекст – вы сказали: «Я не против сесть с тобой за один стол, выпить по рюмочке», а сейчас ребенок не садится с тобой за один стол: он где-то выпивает, где-то ходит. Он не может уже без этой потребности, он не будет сидеть рядом с родителем. А если будет сидеть, то он вообще, может быть, больше ничем заниматься не будет.
Поэтому в таком запросе я вижу какое-то ожидание не конструктива от взросления, а наоборот. И для меня такой вопрос прозвучал крайне странно и тревожно: наверное, у такого родителя уже нет какой-то «группы поддержки», которая бы села с ним вместе за стол или пошла и покурила. А это тоже о чем-то говорит.
Если у человека с такими интересами рядом единомышленников нет, может быть, это не те интересы? И, может быть, не надо собственного ребенка к этим интересам приучать? Может быть, разобраться в этих своих интересах – почему рядом с вами никого нет, и вы сейчас под это готовите своего ребенка? Почему он должен сейчас участвовать с вами в том, в чем другие не захотели?
Поэтому тема приучения ребенка к таким патологическим привычкам на сегодня как-то остро звучит и, наверное, она связана с определенным чувством одиночества многих родителей, которые остаются без друзей, без компании и создают из своих детей-подростков себе друзей, с которыми начинают общаться на равных не конструктивно, а патологично.
Юлия Александровна, Вы о конкретном примере говорите. А я вот, например, тоже знаю примеры, когда бабушки или дедушки сажают с собой за стол, когда родственники встречаются, – внуку может быть и 12, и 14 лет. Это ведь, на самом деле, часто встречается.
– Я скажу научную точку зрения: такой формат семейного застолья не всегда приведет к алкоголизму и вредной привычке – ребенок прежде всего воспринимает данное мероприятие не как повод напиться, а как ритуал какого-то присоединения. И, наверное, я так идеализирую, но, когда собирается вся семья за столом и наливают ребенку, это некий символизм. И, может быть, сами взрослые не пьют особо и это некая ритуальная вещь.
Если же мы говорим о другой ситуации, когда ребенка прямо приобщают и говорят: «Смотри, мы все пьем, давай тоже напивайся» – конечно, это деструкция: ситуация, которая ломает у ребенка всяческие представления, каковы есть ценности вообще и что такое здоровый образ жизни, забота о здоровье. Собственно, когда взрослый давит на ребенка и говорит: «Нет, ты выпей. Давай до дна пей», как же они заботятся о здоровье? Как они заботятся о будущем?
Тема вредных привычек еще возникает, когда какие-то дети или один ребенок тянется к этим пагубным привычкам, а другой ребенок не тянется, или если несколько детей в семье, то часть пытается это делать и пробовать, другая не пытается. Родители воспитывали одинаково, вкладывали вроде бы во всех, а почему так получается? Это ошибки воспитания или что-то другое?
– Но вообще, отчасти, это и ошибки воспитания. И ошибки, может быть, в отношении к тому, что делает ребенок. Нет статистики, какие, например, дети страдают от паталогических привычек – старшие или младшие. По психологической статистике, патологическими привычками – алкоголем, курением – страдают дети тревожные, высоко тревожные или дети, которые не довольны собой, себя недооценивают, себя не любят.
И здесь, наверное, ошибка родителей заключается в том, что они не заметили, что один ребенок себя любит, себе нравится. Могут быть разные причины, почему так происходит – он может быть и внешне как-то более хорош, или родители говорят: «Ты похож на нашего красивого папу», и дети делают определенного рода выводы. Здесь какое-то внутриличностное несогласие, непринятие приводит к тому, что надо как-то снять напряжение и алкоголь или курение «спасает», так скажем. Отсюда разница между старшим и младшим ребенком.
Другая сторона может быть связана с тем, что один ребенок общался с одной компанией, другой – с другой компанией. И компания одного ребенка привела его к спортивным достижениям, а компания второго привела к другим «достижениям». Но, опять же, наблюдательное воздействие родителей поможет ответить на вопрос, почему дети ведут себя по-разному.
Я буквально вчера ехала с водителем на такси и он говорит: «Я услышал, что вы психолог. Почему дети все разные? Я старший, мне 33 года, у меня младший есть брат, ему 30 лет. У нас семьи, у нас дети. И я, например, работаю, зарабатываю, а он у нас не хочет ни работать, ни зарабатывать». Я спрашиваю, а чем он занимается? Он отвечает, что песни в ресторане поет и пьет вино. Я говорю: «А почему так получилось?». На что он сказал: «Он с детства был такой».
А что значит «с детства был такой»? Даже и родители говорят: «Ты с детства был такой». Что это значит?
– Получается, что у нас к подростковому возрасту нет ничего неожиданного: какой-то задел к такому поведению был уже в детском возрасте. И любой результат у нас – как следствие чего-то. Например, водитель сказал о брате – с детства он был какой? Белоручка. И если, например, много детей в семье, гости приходили и в семье накрывали на стол и бегали – убирали, то он развлекал гостей: пел песни и танцевал. Он с детства был такой, и сейчас во взрослой жизни он поет песни – развлекает людей и зарабатывает тем, что ему интересно. И петь песни в ресторанах – понятно: это застолье, люди приходят туда что-то отпраздновать и выпить – у нас нет ресторанов без спиртного. Как участник этого процесса, он и ведет себя так. По большому счету, все, что мы имеем на сегодня в подростковом возрасте, имело предпосылки в более раннем возрасте.
Ну, например, возьмем другую ситуацию. Был ребенок до школы агрессивный и обижал сверстников – это никуда не денется, и он таким же агрессивным останется и в подростковом возрасте. И если в детстве родители ничего не делали, чтобы он принимал какое-то участие в жизни семьи, помогал, мыл, прибирал, он песни пел, он сейчас и будет песни петь.
И если ребенок в очень маленьком возрасте, в 6 и ли 7 лет, вдруг случайно попал на сигарету на каких-то своих внутренних переживаниях, то логично предположить, что в более старшем, подростковом возрасте выработаются какие-то привычки?
– Если не было никакого участия и реагирования взрослых, вероятнее, да. Не будем говорить, что это 100% – у человека всегда есть выбор поступить так же или по-другому, но ничего неожиданного: ниоткуда это не возьмется.
Подведем итог. Родителям нужно быть внимательными и участвовать в жизни ребенка – сам он не станет хорошим, прекрасным, умным и на загляденье всем окружающим. Только усилие, только работа.
– Абсолютно верно. Бывает так, что родители приходят и говорят: «Ну почему наш ребенок пьет? У нас вот никто не пил». Мы задаем вопрос: «А что вы сделали, чтобы он не пил? А что вы сделали, чтобы он решил свою проблему не через алкоголь, а как-то иначе?» Ответ: «Ничего, ведь мы же не пили». А просто вы не участвовали, поэтому результат такой. То, что родители не пьют, не курят – это абсолютное неучастие: да, это хороший пример, но рядом с вашим ребенком может оказаться что-то другое или возникнуть какая-то проблема, для решения которой не поможет просто наблюдение за вашими хорошими примерами. (Продолжение в следующем номере)
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.