Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (905) → Протоиерей Андрей Канев: Мы должны быть внимательными

Протоиерей Андрей Канев: Мы должны быть внимательными

№8 (905) / 21 февраля ‘17

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №7 (904) 2017

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Этих идей несколько: о спасении всех, о конечности вечных мук, о том, что Бог есть любовь – и спасутся все, о том, что за гробом можно измениться и на Страшном Суде помилуются те, кто сейчас наказан. Вот их пять, основных, и все их объединяет идея очень простая: живи как живешь – тебя все равно на прицеп, и на лифте в Царство Божие привезут.

Все эти идеи отвергаются Евангелием, где Господь Сам говорит об адских муках, о том, что невозможно из ада перейти в райское состояние, об овцах и козлищах, о муках вечных… Это все говорит Господь, это не говорят какие-то люди, равные нам по поврежденности, по грехам, по страстям, по положению. Поэтому мы должны быть внимательными.

– Об этом и предупреждает нас святитель, когда цитирует, что «не ревнующий стяжать ее (жизнь души) по душе здесь, да не обольщает себя пустыми надеждами получить ее там, или как-нибудь сподобиться человеколюбия Божия во время оно. Ибо тогда будет время праведного воздаяния, а не милования и щадения...» – там время уже не наших дел, а Божие, почему святитель Игнатий и напоминает нам грозные слова апостола Павла о том, как страшно впасть в руки Бога Живого.

Протоиерей Андрей Канев: – Да, я удивляюсь нашим мыслителям, которые, ссылаясь на святителя Игнатия, не замечают эти прямые слова – они же не требуют особого толкования! Это нелогично, неправильно, не соответствует Преданию, – нет, эти идеи очень широко распространяются.

– На подобные вызовы отвечать можно и нужно. Но не эмоционально, а рационально, как это и делает в своей исследовательской работе святитель Игнатий. Назвав ее «Словом о смерти», он на самом деле пишет о жизни – какой она должна быть здесь, на земле, чтобы в вечности оказаться блаженной. Свои слова святитель подтверждает ссылками на Священное Писание, богослужебные тексты, жития святых, творения святых отцов. Повторим, в этом произведении святитель Игнатий не просто собрал богатейший материал, никем прежде не собиравшийся, но и привел его в стройную систему. По сути, «Слово о смерти» представляет собой душевный плод систематизированных выписок, взятых из вышеназванных источников. Читая это творение, мы можем узнать, какой бывает вечная участь, и о тех, кто при жизни не желал знать Христа и пренебрегал Его заповедями. Святитель пишет: «Вечные муки, ожидающие грешника в аду, так ужасны, что здесь, в земной жизни человек не может получить о них ясного понятия без особого откровения Божия. Все наши лютые болезни и злоключения, все страшнейшие земные страдания и скорби ничтожны в сравнении с адскими муками. Напрасно вопиют сладострастные эпикурейцы: «Не может быть, чтоб адская мука, если только она существует, была так жестока, была вечна!».

Протоиерей Андрей Канев: – Это эпикурейцы еще в Древнем Риме говорили – идеи эпикурейцев распространяются сейчас.

– А это и есть желание широкого пути – удобного, приятного во всех отношениях, которым нынешние эпикурейцы (так принято называть тех, кто ценит чувственные наслаждения, личные удовольствия, жизненный комфорт, да и не только они) надеются войти в Царство Небесное. И при этом они то ли забывают, то ли вовсе не знают слов Спасителя об узком пути и тесных вратах. Таких людей возмущает одна только мысль об адских мучениях! Потому святитель Игнатий практически дословно приводит аргументы и возражения по поводу такой участи – и мы слышим, что за прошедшие полтора века эти протесты практически не изменились. Вот как они звучат: «Это несообразно ни с милосердием Божиим, ни с здравым разумом. Человек существует на земле для наслаждения; он окружен предметами наслаждения: почему ж ему не пользоваться ими? Что тут худого и греховного?». А святитель Игнатий после этих восклицаний напишет: «Оставляя этот клич на произвол произносящим его и противопоставляющим его Божественному Откровению и Учению, сын Святой Церкви, пребывающий на земле для покаяния, руководствуется в понятиях своих о вечности и лютости адских мук Словом Божиим».

Протоиерей Андрей Канев: – Насколько горько, что святитель Игнатий цитирует язычников (эпикурейцы – это язычники, жившие в античности задолго до Спасителя)! А когда христиане начинают именно так говорить… Не просто впал человек в грех – это понятно, впал в грех, борется и встает, – но когда он вслух начинает говорить, что «не нужны эта борьба, это покаяние – это все ерунда, это все не нужно, надо радоваться», – идеи, которые святитель Игнатий описывает.

Почему? Да потому что наше грехолюбивое сердце этого хочет, оно этим живет – для него это жизнь. Но когда мы даже, впадая в это, правильно обозначали, что это грех и страсть и надо с ними бороться, это одно. А когда человек, впадая, это оправдывает и говорит, что «это нормально, это цель жизни, все хорошо, со Христом договоримся» – вот это уже страшно. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс