Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (904) → Святое место уединения

Святое место уединения

№7 (904) / 14 февраля ‘17

По святым местам

«...Весна. День будничный. Заря: чуть брезжится рассвет. Взойдите и осмотрите в эту пору, что делается вокруг пещер. На горе там и сям, в разных положениях, в разных костюмах покоятся странники-богомольцы... Они рады, что в среде их открылось святое место уединения, и все спешат сюда. Зачем? Ответ будет в описании самих их действий».

Это строчки из книги Николая Креховецкого «Белогорские пещеры». Издание было опубликовано в 1878 г. и рассказывает нам о жизни обители, какой она была в конце XIX в. Наше путешествие в монастырь начнется с самого главного – с пещерных лабиринтов; проводником нашим стал отец Симон, игумен монастыря.

Итак, главный пещерный храм. Он посвящен Святому Благоверному Князю Александру Невскому. Еще в начале 2000-х церковь была в запустении, но примерно в 2005 г. благоустроена: стены очищены, привезены иконы и церковная утварь. А рядом располагается келья Марии Шерстюковой, основательницы Белогорских пещер.

Игумен Симон (Камнев), наместник Воскресенского Белогорского мужского монастыря: – В этой келье она жила в последние годы своей жизни до своей кончины, до 5 июля 1822 г. В возрасте 82-х лет она отошла ко Господу. А начинала копать пещеры в 56 лет.

Дочь украинского казака Мария Константиновна получила благословение на монашеские труды в Белогорье, будучи на богомолье в Киево-Печерской лавре. Придя сюда в 1796 г., она не сразу была принята местным населением и властями, но после расследования, проведенного по указу Александра I, из государственной казны было выделено 2500 рублей на строительство пещерного храма, который матушка Мария и решила посвятить Небесному покровителю императора. Александро-Невский храм располагается на первом уровне пещер, кельи – на втором. Уходя в толщину меловых пород, хотим успокоить особо впечатлительных паломников: у лабиринтов есть выходы на склон горы.

Игумен Симон (Камнев): – На каждом ярусе (всего их пять) есть свой выход на склон горы. Сделано это было для удобства пещерокопателей и чтобы воздух циркулировал по пещерам, чтобы они проветривались и просушивались в летний период.

Спускаемся ниже, и вот уже третий ярус.

Игумен Симон (Камнев): – Он длинный, прямой, там нет никаких келий. Называется он у нас «холодильник». Пойдемте мерзнуть? Что самое интересное, там всегда холодно: и летом, и зимой.

Идя по каменным ступенькам и касаясь рукой белых стен, начинаешь понимать, что пройти по этим старинным лабиринтам мы можем лишь благодаря труду людей, которые, начиная с 2003 г., расчищали пещеры от завалов. Историки, краеведы, педагоги, просто верующие люди и монахи восстанавливали и продолжают восстанавливать разрушенное временем и послереволюционным лихолетьем, когда старинные храмы были осквернены… Четвертый ярус – и вот еще одно значимое место.

Игумен Симон (Камнев): – Здесь еще одна келья, такая же, как у Марии Шерстюковой, со склепом, Иоанна Тищенко.

Старец Иоанн Алексеевич Тищенко – сподвижник Марии Шерстюковой. Он помогал ей копать пещеры, длина которых уже к концу XIX в. достигла более 2-х км. И хотя нас окружают только меловые стены белого цвета, мы направляемся в цветную комнату.

Игумен Симон (Камнев): – Это малая цветная комната. Цветной она называлась потому, что была украшена резьбой по мелу. Были еще розетки по стенам, они частично сохранились, и раньше они были раскрашены разными красками. Отсюда и пошло название цветной комнаты. К сожалению, только частично эти узоры сохранились. Сейчас здесь оборудуется псалтырная комната – сюда братия будет ходить на ночь читать Псалтирь. Здесь мы ставим печку: тут достаточно сыро и холодно, и за 2, 5 – 3 часа человек уже начинает замерзать. Раньше здесь печка тоже была, этот дымоход остался еще с XIX века; выходит он на склон горы. Печка, к сожалению, не сохранилась.

И вот мы достигли нижнего Свято-Духова храма.

Игумен Симон (Камнев): – Храм был малым освящением освящен на день Святой Троицы, была отслужена первая Литургия. В основном мы здесь служим только Литургии по дням памяти преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских.

Большая цветная комната стала алтарем этого храма. Пещеры, которые мы исследуем, – это только половина лабиринтов, которые когда-то здесь существовали.

Игумен Симон (Камнев): – Этот ход вел к самому нижнему выходу. И самый нижний выход будет находиться над берегом Дона на высоте около 15-ти метров. Уровень Дона 100 лет назад был метра на 2 выше, чем сейчас, а в некоторые годы в разливы вода поднималась на 10–12 метров: в полноводные годы вода подходила близко к пещерам. И, видимо, вследствие этого нижний уровень и был засыпан – скорее всего, его просто затапливало водой. Сейчас такого нет. Даже в позапрошлом году, когда уровень воды в Доне поднялся почти на 6 м, там воды не было, он даже не поднялся до того уровня нижней точки.

Потихонечку наверху горы стали строиться домики, потом уже – братские большие корпуса. И к середине XIX столетия встал вопрос об учреждении здесь мужского монастыря, поскольку собралось достаточное количество братии. И в 1864 г. было подано первое прошение в Священный Синод, но Синод его отклонил, образовав здесь скит от Свято-Успенского Дивногорского мужского монастыря. И лишь при повторной подаче прошения в 1882 г. монастырь был учрежден как Воскресенский Белогорский мужской монастырь.

К тому времени уже строился Вознесенский храм и началось строительство Воскресенского собора.

Игумен Симон (Камнев): – Воскресенский собор был достроен уже в начале XX в., в эпоху правления второго игумена, Поликарпа. До нескольких тысяч паломников посещало наш монастырь в выходные и праздничные дни.

Игумен Поликарп, почивший в 1938 г., похоронен на территории монастыря.

Игумен Симон (Камнев): – Мы как бы вернули своего игумена уже мощами на ту землю, в которой он нес свой молитвенный подвиг. Главные святыни нашего монастыря – частичка мощей святого князя Александра Невского в пещерном храме его имени и ковчежец с частичкой мощей и частичкой туфельки святителя Спиридона Тримифунтского.

А еще здесь есть очень редкий образ Пресвятой Богородицы, его название – «Мария обрете благодать у Бога». Первоначально список этой иконы принесла с собой еще Мария Шерстюкова, и находился он в пещерах.

Игумен Симон (Камнев): – Со времени закрытия монастыря эта икона была утеряна, но милостью Божией 2 года назад эта икона к нам в обитель снова вернулась.

Говорят, что до определенного момента было даже неизвестно, как выглядит этот чтимый образ Богоматери. Долго и безрезультатно искали хотя бы описание или репродукцию. И вот благодаря трудам и усилиям многих людей была найдена одна из копий чудотворной иконы, сделанная, по оценкам специалистов, в начале XIX века. Сейчас в честь этого святого образа в пещерах планируют сделать часовню…

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№34 (451) / 1 сентября ‘07

По святым местам

Прекрасная италия

№33 (450) / 22 августа ‘07

По святым местам

Прекрасная Италия

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс