Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (903) → Темна вода во облацех

Темна вода во облацех

№6 (903) / 7 февраля ‘17

Святая Земля

Пролетали,
сокрывая солнце,
как разнообразные века,
как рыбешки
в озере на донце,
как святые мысли, –
облака.
Облики, обетованья видя,
писанные кистью ветерка,
в Греции, Египте,
Атлантиде
полюбили люди облака.
Облачаясь в белые одежды,
возвращаясь в дом издалека,
сохраняя чудные надежды,
для сравненья брали облака.
Обеленье снегом,
одожденье,
появленье на жаре тенька,
Вознесенье и Преображенье –
всюду пригодились облака…

Такое описание круговорота воды в природе, духовно-поэтическое восприятие облаков предлагает нам иеромонах Аверкий (Белов). Честно говоря, в разговорной речи я этого ни разу не слышала, поэтому и начала со стихотворения отца Аверкия, которое тоже касается облаков.

– Стихотворение замечательное. А то, что фразеологизм темна вода во облацех не используется в современной России, меня, честно говоря, удивило: так говорили наши бабушки и прабабушки, когда хотели сказать о какой-то тайне, о чем-то неразгаданном, нам неизвестном. Например, даже в бытовой ситуации, когда речь шла о краже или взятке и толком было непонятно, что случилось, могли сказать: «Ну, а что там произошло… Знаешь, темна вода во облацех – нам этого не узнать, не понять». Это очень глубокое выражение, и корни его лежат не в народной речи и не в художественной литературе, а в Священном Писании.

Оно находится в контексте 17-го псалма, который открывает третью кафизму Псалтири. Это выражение впрямую относится к описанию снисхождения Божьего на землю, это образное описание – как это обычно бывает в псалмах – Рождества Христова. 17-й псалом был написан Давидом, когда Господь избавил его от рук всех враг его и от руки Саула. Сначала Давид говорит, что была беда – нашествие многих врагов, и Господь услышал его глас и избавил от них. И вдруг дальше как бы вставка, которую библеисты, исследующие псалмы как литературное произведение, считают наиболее древней. Если, как они говорят, можно сомневаться, что псалом написал сам Давид, то насчет средней части, в которую как раз входит фраза «темна вода во облацех», нет сомнений в древности текста, написанного самим Давидом или его современниками. Это наиболее древняя часть псалма.

После того как Давид сообщает, что воззвал к Богу, и Господь услыша от храма Святаго Своего (фраза, тоже наверняка известная церковным людям), и спас его, описывается какая-то фантасмагоричная сцена, такое впечатление, что это из пророка Иезекииля – о схождении Божьем на землю. Вот как пишет Давид: «И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог. Взыде дым гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгореся от Него. И приклони небеса, и сниде, и мрак под ногама Его. И взыде на Херувимы, и лете, лете на крилу ветреню. И положи тму закров Свой, окрест Его селение Его, темна вода во облацех воздушных. От облистания пред Ним облацы проидоша, град и углие огненное. И возгреме с Небесе Господь и Вышний даде глас Свой» (Пс. 17, 7–13).

Это описание кажется нам просто ветхозаветным описанием плохой погоды – бури, грозы, но есть еще и ощущение, что бурей, дождем Господь мог помочь Давиду преодолеть его врагов. Это довольно поверхностное толкование, которым, кстати, ограничивается «Толковая Библия» профессора Лопухина.

Если мы обратимся к святым отцам (в частности, я очень люблю «Толкование на псалмы» Афанасия Великого), нам откроется тайна этих слов – здесь есть какая-то глубокая тайна. Преподобный Афанасий Великий, святой отец IV века, объясняет эти слова, и мы выясняем, что описанные горы – это лжепророки и лжеучения, которые в обилии были перед Пришествием Христовым, люди, творящие всевозможные грехи, находящиеся во тьме язычества и идолослужения. Господь прогневался на нечестие людей, и это предшествовало Его Пришествию на землю, как объясняет Афанасий Великий. Огнем Своего Божественного Пришествия Господь попаляет другой огонь – огонь страстей, грехов.

Как мы уже говорили, Божественный свет и Божественный огонь – это одно и то же. Просто, как говорит святитель Григорий Богослов, для одних это свет, а для других огонь, смотря по тому, что Господь находит в человеке: для людей доброй жизни это свет, просвещающий всех, а для злых, для тех, кто тяготеет к греху, этот же свет оборачивается огнем. Здесь как раз описание, как от Лица Божьего огонь снисшел на землю и попалил все греховное. Пришествие Господа было испытанием для людей. То есть чем для вас окажется это Пришествие? Окажется светом – и вы пойдете за ним? Или окажется огнем, который будет попалять, жечь ваши страсти и нераскаянные грехи?

«И приклони небеса, и сниде»: Рождество Христово – это соединение Неба и земли; Небо приклонилось к земле, и Господь сошел. «...и мрак под ногама Его». Тьма, которая по-русски называется именно мрак, – это состояние, где ничего нет и там присутствует Господь. Святые отцы, подвижники, старцы, не только древние, но даже современные, рассказывают, что, если серьезно занимаешься Иисусовой молитвой, наступает момент, когда чувствуешь пустоту – все помыслы уходят. Ведь когда мы молимся, наши помыслы роятся, как комары и мухи. Кстати, по этому можно определить, чем ты духовно болеешь: если человек любит жалеть о прошлом, то на молитве ему, скорее всего, будут приходить какие-то мысли, ассоциации из прошлого, иногда даже приятные, но отвлекающие от молитвы. Если кто-то сильно беспокоится о своей жизни, о будущем, то ему, скорее всего, будут приходить мысли, что надо куда-то срочно позвонить или что-то сделать. А вот когда святые отцы, подвижники, старцы очищают сердце слезами, покаянием, молитвой – этими серьезными духовными упражнениями, то они приходят в такое состояние, когда на молитве у них нет помыслов. Наступает тишина, и они как бы опускаются во мрак, не тьму. По-русски это именно мрак – состояние, где ничего нет, Господь сходит в той тишине (но не «тьма», обозначающая что-то зловещее, и в русском языке в том числе)…

«И положи тму закров Свой, окрест Его селение Его...». Афанасий Великий говорит, что окрест Его селение Его – это Святая Церковь, и в этом ссылается на апостолов. «...темна вода во облацех воздушных» – все это нами не изведано, не понято, чудесно, мы только можем верить в это и благодарить за это.

Вернемся к нашей фразе «темна вода во облацех небесных». Почему именно образ облаков? Понятно, что образ туч, облаков, несущих нам воду, которая дает жизнь, – это тоже ветхозаветный символ. Но ведь еще во облаках часто сходил Дух Святой. Мы знаем, что Он сошел в облаке на Фаворе, и верх Синая тоже покрыло облако. Афанасий Великий называет облаками апостолов и пророков и говорит, что иногда темны для нас учения пророков, но Пришествием Христовым они открываются для нас и объясняются многие их слова, которые до того мы не понимали. То есть святитель предлагает очень многоплановое понимание облаков.

Я не случайно предложила эту фразу. Читала три дня тому назад этот псалом и увидела «воды в облаках» (к тому же недавно у нас был дождь), и у меня почему-то сразу возникла мысль о Крещении Господнем, ведь животворящие воды Иордана – это тоже потрясающий символ: Иордан не живет без воды, выпадающей из этих облаков, дождевая вода питает его, иначе он пересохнет. Он очень сильно разливается зимой и сильно усыхает летом. Кроме того, сам образ животворной воды, которая хотя и темна, присутствует. Действительно, мы знаем, что в церковных песнопениях, стихирах и тропарях Крещения Иорданские воды называются проистекающими в жизнь вечную, и Господь говорил: «Аз есмь источник воды живой».

Вода, символ, совершенно понятный для нашего региона, получает в Священном Писании совершенно другое значение, таинственное, мистическое.

Записала:
Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№45 (894) / 6 декабря ‘16

Святая Земля

Глас вопиющего в пустыне

№39 (888) / 18 октября ‘16

Святая Земля

Вавилонское столпотворение

№46 (895) / 13 декабря ‘16

Святая Земля

Ищите и обрящете

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс