Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Друзья мои, захотелось мне сегодня поговорить с вами о страшном. Что ж поделаешь, надо священнику говорить на эти темы, которые волнуют каждого из нас. И я открыл в Новом Завете Второе Послание к Солунянам, или Фессалоникийцам апостола Павла, которое, как вы знаете, сообщает нам о времени Второго Пришествия Господня и о тех вещах, событиях, которые должны происходить на земле перед концом света. Апостол Павел в этом Послании говорит о том, что Второе Пришествие Христово «не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели», беззаконник – он его не называет антихристом, термин «антихрист» мы встречаем только в богословии Иоанна Богослова, апостола и благовестника.
Но я хочу не об этом говорить – не об антихристе, не о том, как Господь убьет его духом уст Своих, даже не о беззаконии, которое воцарится в те времена. Только одно слово меня сегодня интересует, которое по-гречески звучит «катехон» – ὁ κατέχων, а по-русски «удерживающий».
Вот что пишет апостол Павел: «Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, чтó не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь». Тайна беззаконника в действии. Апостол Павел говорил это еще 2000 лет назад христианам, которые ждали скорого Пришествия Мессии, и в Послании к Солунянам (это вообще самый первый написанный текст в хронологии из канонических текстов Нового Завета) он сообщает нам настроение той эпохи. И надо сказать, что люди ждали уже тогда этого отступления и беззакония. Тайна беззакония совершалась тогда. Но что они понимали под этим термином, странным и загадочным?
Большинство святых отцов, которые толковали этот текст, говорят, что речь идет о римской государственной власти. А что такое римская государственная власть? Почему именно ее называют удерживающей от всеобщего отступления?
Дело в том, что римская цивилизация, римская культура – это культура подчеркнуто правовая, и весь наш мир, наше цивилизованное общество живет, хотим мы или не хотим, на принципах римского права. То, что мы наблюдаем, например, сейчас с вами – это кризис права: в нашем обществе происходит кризис права. В чем он заключается?
В том, что для римлян и византийцев и христиан Запада, которые унаследовали принципы римского права, право, сама правовая система всегда обосновывалась религиозно. Почему мы поступаем так или иначе? Почему мы считаем, что это хорошо, а это плохо? Потому что у нас есть Закон Божий, есть заповеди, которые говорят, что убивать плохо. Есть заповеди, которые говорят – «это грех», «вот это беззаконие» – это недопустимо в обществе. Но мы сейчас видим совершенно другую картину. Наше право современное, совсем недавно эмансипировавшись от религиозной традиции, стало обосновываться какими-то другими идеями, но никак не религиозными. И мы видим, что оно разваливается: если правовая система не зиждется на заповедях Божиих, на чем-то вечном, не приходящем, на том, что имеет Божественный авторитет, что инициировано, легитимировано Самим Богом, то власть главы государства, власть родителей, любая законодательная деятельность ставятся под сомнение. Мы видим, что законы постоянно меняют. И сейчас у нас – на Западе, например, в странах запада Европы, в секуляризованном мире так называемом – появляются совершенно новые вещи, новые веяния (легализация однополых союзов, запрещение религиозных праздников, как это бывает в Германии или скандинавских странах, нельзя людям даже произносить имя Божие, праздновать Рождество, учителю – держать на столе Священное Писание), т.е. право доведено до абсурда, идея свободы доведена до абсурда. И, как говорил замечательный христианский писатель Г. К. Честертон, «современный мир полон старых христианских добродетелей, сошедших с ума».
И мы видим, что в нашем обществе наблюдается большое недоверие к праву, к правовой системе, которое еще обостряется, усугубляется общей правовой безграмотностью. Например, беззаконие, которое наиболее часто сейчас в нашей жизни мы наблюдаем, – гражданские браки. Почему люди не хотят регистрировать свои отношения в органах власти? Они, может быть, охотнее бы пошли в Церковь и повенчались, чем поставили печать в паспорте: право вызывает у них недоверие, они видят, какое лицемерие в том, что их отношения узакониваются таким образом.
Но правильно ли это? Это большой очень вопрос. На него ответить непросто. Мы касаемся вещей, связанных с философией права, это очень тонкие темы, очень тонкие материи, но всю жизнь нашей цивилизации, все ее существование правовая система облегчала жизнь людям. Именно это его задача – спасти людей от какого-то оскотинивания: анархия, бесправие ведут именно к этому – или к тоталитарному строю, когда появится право одного, и именно эту ситуацию описывает апостол Павел.
Говоря об антихристе, он упоминает, что этот беззаконник поставит сам себя выше всего, выше Бога даже поставит. А что это значит? Единственным обоснованием правовой системы будет он сам, и это описание тоталитарного государства фактически. Антихрист – это человек, который сосредоточит в себе все полномочия и наделит их божественной легитимацией. В этом и состоит его беззаконие.
Но мы с вами все-таки должны спасти право. А это значит, ресурс правовой системы все-таки нужно проверить. Мне кажется, особенно христианам и людям молодым, думающим, следует активнее участвовать в жизни общества, в законо-творчестве. Может быть, нашей цивилизации современной следует вспомнить, что мы не можем никак обосновать святость законов, – только обосновав их религиозно.
Если мы живем с вами в России или в Беларуси, на Украине, в православной стране с православной культурой, мы должны честно сказать, что все наши законы должны соответствовать Священному Писанию – и никак иначе, иначе мы зайдем в правовой тупик.
И поэтому, друзья мои, все-таки ресурс права не исчерпан и следует прислушаться к голосу Церкви, которая говорит, что она признает браки, зарегистрированные в органах власти, т.е. светский брак для Церкви так же свят, как и брак венчаный, как это ни странно: право государственное все-таки дано Богом, сам этот принцип, который регулирует нашу жизнь. Мы должны не отказываться от него, но активно вовлекаться в этот процесс оправдания права, его спасения и его возвращения к первым истокам. А исток этого права, европейского, – все-таки Священное Писание: те христианские ценности, которые лежат в основе нашей цивилизации.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.