Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (897) → Иерей Даниил Рябинин: Проповедь в интернете

Иерей Даниил Рябинин: Проповедь в интернете

№48 (897) / 27 декабря ‘16

Беседы с батюшкой

Отец Даниил, Вы – достаточно активный участник проекта под названием «Батюшка онлайн», в котором пользователи сети интернет могут задать вопрос батюшке на любую интересующую их тему, поэтому программу хотелось бы посвятить теме проповеди через интернет. Многие священники и архиереи Русской Православной Церкви имеют свои страницы в социальных сетях; они пытаются поддерживать их в живом состоянии – там публикуются новости, фотографии, статьи. Нужно ли это, требуется ли в современном обществе, в современном состоянии Церкви?

– Да, тема проповеди или присутствия Церкви в интернет-пространстве актуальна и очень злободневна. Если мы с вами посмотрим на темы различных площадок, в том числе тех, которые проходят в Москве (например, Рождественских образовательных чтений и многих других значимых мероприятий), то на протяжении нескольких лет один из вопросов, который обсуждается, это вопрос присутствия Церкви в интернете, его формы и способы. Современное общество мы можем назвать обществом информационным, поэтому присутствие Церкви необходимо и обязательно – если мы будем игнорировать эту площадку, эту форму общения людей, потеряем очень многое. Ведь задача Церкви все-таки – проповедь Евангелия, проповедь спасения, слова о Христе.

Это площадка, – если мы говорим об интернете, – где присутствует огромное количество людей, молодежи, которую мы не так часто встречаем в храме (хотя это тоже пережиток времени, уже неверно так говорить). Но, тем не менее, мы встречаем очень активную молодежь в сети интернет. И чтобы оторвать людей от некоторых вещей, которые там представлены сейчас, от контента, который предоставляют какие-то понятные или непонятные люди, Церковь должна иметь свое направление работы: свой контент, свою евангельскую, Христову позицию, проповедуемую ею с амвона или на улице.

Конечно же, главная цель проповеди через интернет – рассказать о Боге и Его Церкви. И одно дело – об этом говорить в виртуальном пространстве, а другое – в реальной жизни нужно привести людей в храм.

– Да, я соглашусь, но есть несколько нюансов. Действительно, проповедь в интернете – это проповедь о Христе, проповедь Евангелия. Среди различных форм миссии мы выделяем миссию присутствия – это как раз-таки информационная миссия. Если в таком средстве массовой информации, как телевидение, все понятно (есть телеканал «Союз», мы знаем, какой он предлагает контент, какой создает, или телеканал «Спас»), то в интернете все сложнее. Интернет-пространство сейчас очень свободно. Хотя оно и начинает сейчас хоть в какой-то мере контролироваться соответствующими органами, тем не менее, здесь представлено очень много разноплановой информации. Повторим, что наша задача – быть правильными маячками, чтобы мы могли дать понимание (или хотя бы сделать такой звоночек), что же в этом мире вообще происходит помимо того, что черпается в интернете. Это первый момент.

Мысль правильная, что надо человека из виртуального пространства перенести в реальное. В этом и должно быть мастерство людей, находящихся за экраном или сидящих за клавиатурой. Надо дать такой ответ человеку, чтобы он захотел не продолжать писать священнику в личные сообщения или в соответствующие группы, а чтобы это, в конечном счете, сподвигло человека прийти в храм. В интернете человек может сделать такой полушажочек на пути к Богу.

Но можно ли найти Бога в интернете? Можно ли понять Бога через интернет-пространство? Нужно, чтобы человек через это перешел к более традиционным формам, пришел в храм. Тем более, бывает множество вопросов, которые решаются в личном порядке, в личной беседе. Еще большее количество вопросов должно решаться на таинстве Исповеди – это совершенно иная форма беседы, здесь через священника действует Сам Бог. И, возможно, те ответы, которые священник даст лично, в беседе по телефону или через интернет, могут быть совершенно не те, что человек мог бы услышать через таинство Исповеди. Это тоже надо понимать. Поэтому если священник или человек, имеющий на это благословение, семинарист, получивший богословское образование, помогают людям найти ответы в интернете, они должны понимать, что человека надо привести в храм, чтобы это сподвигло его на молитву, на службу и так далее.

Люди часто пытаются найти ответ на личный вопрос, тогда как священнику нужно знать хотя бы немного о самом человеке, его жизненных проблемах. Иногда вопросы, что приходят в нашу программу, очень личные, решить их может только человек, знающий вопрошающего.

– Священник может посоветовать обратиться к духовнику, и это не потому, что священнику лень ответить, что он не знает каких-то духовных вещей или что это человек не высокодуховный. Здесь требуется личный подход, тем более, когда ответ публикуется в социальных сетях, в общей ветке, то сколько человек еще прочитает и этот вопрос, и ответ священника?! Может, десять, или сто, или тысяча. И каждый, кто столкнулся с такой ситуацией, может воспринять ответ этого священника как самому себе, как рекомендации и позыв к действию. Но это ведь не так.

Например, возьмем духовные письма или переписку со святыми отцами, с духовником, которые публикуются. Мы читаем и говорим: вот так-то святой отвечал такому-то человеку в этой ситуации. Надо понимать, что этот человек ему был знаком, что нельзя вот так брать из контекста, не зная конкретной ситуации и тех отношений, что сложились между духовником и его чадом, и применять совет к себе. То же самое в интернете, в социальных сетях, когда ведутся дискуссии, задаются вопросы, публикуются ответы.

И когда возникают личные вопросы, призываю всех наших зрителей, всех, кто активно пользуется интернетом и хочет задать вопрос священнику: лучше зайдите в храм, священник все равно найдет возможность ответить – даже при загруженном графике, плотном богослужебном ритме жизни и многом другом, в чем он может участвовать. Придите к священнику, придите на Исповедь и решите волнующий вас вопрос. Это могут быть вопросы личной жизни, вопросы, связанные с детьми, и многое другое, что волнует человека. Я всех призываю к этому.

Вопрос телезрителя из Белгорода: – У меня есть сомнения по поводу интернета. В Евангелии (конечно, цитирую не дословно) говорится про фарисеев: «Все, что они говорят, – делайте, но так, как они, не поступайте». В интернете может быть все: можно красиво писать, но я этого человека не знаю, он может завести туда, откуда потом не выберешься.

– Спасибо за интересный вопрос. Но, я думаю, сложностей здесь возникать не должно. Вы правильно привели фразу Господа из Евангелия. Достаточно часто мы встречаем в интернете осуждение священников или христиан: «вот, вы говорите одно, поступаете по-другому». Можно прочитать какую-то блестящую проповедь священника, но мое-то дело следовать за Христом, а не искать темные или светлые пятна в этом человеке.

Может, эти слова сподвигают меня активнее и усерднее заниматься своей духовной жизнью, – это ведь замечательно. А то, что происходит с этим человеком, – это его личное дело. Я не думаю, что это какая-то проблема, в том числе в сети интернет. Всегда существовало фарисейство. Этот феномен, к сожалению, присущ религиозной жизни. Были фарисеи и среди иудеев, и среди нас они есть. Никто этого не отрицает. Наоборот, мы сами себя этим обличаем и призываем от фарисейства отказаться. Сколько раз слово «фарисейство» звучит в храме, сколько раз мы слышим обличительные речи Христа за богослужением! Дай Бог, чтобы нам от этого вреда избавиться, от этой пакости и гадости, которая проникает в нашу религиозную христианскую жизнь.

Наш зритель пишет: «Спасибо за интересную тему, даже у нашего Патриарха есть страница в социальной сети «ВКонтакте»». Действительно, такая страница есть. Отец Даниил, существует множество социальных сетей, у каждой есть своя аудитория: есть постарше, помладше, те, кто следит за новинками приложений… Но одно дело вести одну-две страницы, а другое – иметь три-пять аккаунтов. Это ведь уже ежедневная и ежечасная работа, если это не просто страница, как, например, у меня, а уже страница священника Русской Православной Церкви: нужно выкладывать качественные фотографии, качественные тексты, на вопросы отвечать не отпиской «обратитесь к духовнику», а попытаться ответить, вникнуть в проблему и в конце этого сообщения все-таки напомнить, что лучше будет обсудить это с духовником. Вот эта проповедь в интернете не мешает работе с паствой? Не мешает ли это Вам как настоятелю?

– Тут два разных момента: говорить лично обо мне или в целом. Любой священник, активно пользующийся интернетом, когда заводит различные аккаунты в социальных сетях, начинает свое общение с теми людьми, которые к нему обращаются, тратит на это огромное количество времени. Это реальный труд: как общение человека с человеком в реальной жизни – труд, так и в соцсетях. Это надо понимать любому священнику, и мы, опять же, говорим, что это так или иначе некая форма миссии: готов ты на это время тратить или нет, ведь твоя активность будет влиять на отношение к тебе самому.

Я тоже не всегда нахожу время, чтобы вовремя ответить на вопросы многих и многих людей, пишущих в социальных сетях, хотя пользуюсь только одной сетью и одним аккаунтом – такой, скажем, официальной страницей, где я могу общаться с людьми. Даже этого оказывается очень много: это труд, это время. Дай Бог, чтобы возможности у нас для этого находились, и я, пользуясь случаем, прошу прощения у людей, не дождавшихся ответа. Это не потому, что мне не хочется этого делать, просто нет возможности выйти в свой аккаунт в соцсети и хорошенько подумать, ответить достойно и достаточно полно на вопросы. Не хватает времени, и это не отговорка, как у нас люди сейчас любят говорить: «У нас нет времени». Хотя его полным-полно, действительно есть еще важные задачи, которые нужно решать: это приход, это миссионерское служение и многое другое.

Наша зрительница пишет: «У меня взрослый сын, венчан со своей женой, отец, но категорически против Церкви и ищет в интернете всякую гадость, клевету и присылает это мне, рассказывает. Я стараюсь этого не замечать, но от этого больно почему-то…». Ведь социальные сети могут быть местом не только для проповеди, но и для антипроповеди – это некое место, где люди больше находят гадостей, чем пользы.

– Интернет – это такое пространство, где действует некая свобода. Да, существуют группы, изыскивающие различные пакости и прочие нехорошие вещи в отношении Церкви, государства, конкретных людей. Этого действительно много. Как к этому относиться, если внутри семьи возникает такой разлад? Здесь, наверное, проблема не только интернета, это наша общечеловеческая проблема. Раньше искали эту гадость в других источниках.

Если такое происходит в семье, на работе, как нам быть? Нам надо быть самым добрым примером христианина. Будут вам писать: «Вот вы все христиане – фарисеи, тут с улыбочкой говорите одно, а сами злее собаки. Дома непонятно чем занимаетесь», или: «а ваши-то служители вот такие-сякие, людей к одному призывают, а сами-то… я видел, я слышал то и то». Да, это будет всегда. Но если я лично дома буду нормальным, добрым примером христианской жизни, все изменится. Об этом говорил и апостол в Писании. Ничего нового в этом мире нет – у нас все давным-давно есть: давайте будем читать Священное Писание, изучать там, как себя вести.

Это относится и к сети интернет, где у нас, еще раз повторюсь, миссия присутствия: мы должны там находиться, это будет некоторыми маячками, человека от этого всего болота отводящими. В интернете можно найти все что угодно, когда угодно, и здесь ты контролируешь, а можешь и не контролировать самого себя и любым своим страстям найти реализацию. Поэтому присутствие Церкви в интернете для проповеди о Христе, проповеди Евангелия – необходимость. Об этом говорят и Святейший Патриарх Кирилл, и многие иерархи Православной Церкви. И слава Богу, что у нас работа в этом направлении развивается.

Помимо сайтов-визиток епархиальных и прочих, где, скорее, приводится отчет о служении, о деятельности отделов, есть реальные сообщества, где человек может найти общение людей и церковных, и нецерковных и обсуждать различные темы. Мы должны понимать, что Церковь открыта для всех людей, и диалог Церкви с миром возможен в любой плоскости, на любом уровне – к этому мы открыты. Не избавиться нам от гадости. И задача не в том, чтобы избавиться от негатива, не в том, чтобы освятить интернет, не в том, чтобы сделать его благочестивым. Давайте тогда все делать православным: создавать православный интернет, православный продуктовый магазин. Задача Церкви, которую в принципе дает Господь, – освящать этот мир. Ну, вот такая форма сейчас, мы должны над этим трудиться.

Стоит поговорить еще об информационной безопасности. В социальных сетях можно найти огромное количество групп, в заголовках которых может быть написано: «православие», «православная христианка/женщина», «православный мужчина»; может быть изображен крест (это я сейчас говорю не про конкретную группу с таким названием). Как проверить, что это то место, где мне, по крайней мере, не навредят? Вообще, возможно ли это?

– Я думаю, возможно. Любой пользователь интернета, более или менее в нем сведущий, понимает, что есть топовые сайты, группы, разделенные по каким-то категориям. Если мы говорим про христианство и Православие, то найдем, наверное, с десяток топ-групп, в которых точно не ошибемся, их модерирует православный священник, а не какой-то ряженый или выдающий себя за священника. Это будет понятно и по содержанию, и по обсуждениям, адекватности ответов, если мы говорим о вопросно-ответной системе.

Я думаю, даже человек, мало сведущий в той или иной тематике, зайдя в группу в социальной сети или просто задав вопрос в интернете, попадет куда надо. Любому пользователю сети интернет это не так сложно. Священник ведь тоже не разбирается во многих вещах. Надо, например, купить что-то для дачного участка, и мы находим с десяток интернет-сайтов, самым топовых. Это понятный принцип и рекламы, и всего прочего. Известный проект «Батюшка онлайн» имеет свои группы в социальных сетях, обращайтесь туда – и точно не ошибетесь.

Вопрос телезрителя в социальной сети «ВКонтакте»: «Посоветуйте, до какой степени нужно противостоять тем, кто льет грязь в интернете на Православную Церковь? Есть шанс попасть на злобного «тролля» или «автобота»!».

– Здесь, как и в любой другой беседе, мы сталкиваемся с проблемой непонимания, нежелания слышать: одна сторона не слышит другую… Смысл в таком диалоге? Троллинг – «забавное» явление, которым занимаются так называемые «диванные аналитики». Это есть, но мы должны смотреть на это адекватно. Не надо рвать на себе рубашку и кричать: «Ты не прав!». Над этим люди будут потешаться, еще больше провоцировать, и ты же еще останешься дураком.

Вся тонкость диалога, беседы в интернет-пространстве в том, что мы, во-первых, собеседника не видим, неизвестно, кто этот человек, настоящий он или нет. Ты не знаешь, действительно ли он обладает каким-то знанием или он просто тут же гуглит вопрос и скидывает эту информацию, представляясь ученым или знающим материал. Более того, человек, сидящий на диване или в кресле, печатает гадости, пошлые комментарии, полагая, что он за это не несет никакой ответственности, может оскорблять хоть кого (хотя, опять же, мы видим, что наше государство более внимательно стало относиться к этим вещам, в силу разных законов острота эта утихла, но, тем не менее, все это проявляется).

Главный вопрос: как мы на это должны реагировать? Давайте смотреть на все по-христиански, в том числе на пространство, в котором мы проповедуем, в котором несем слово Божие. И апостолов не слушали периодически – убивали, мучили, оскорбляли, плевали в них, кидали камни. То же самое здесь. Как они отвечали? Кидали камни обратно, плевали в ответ? Такое поведение будет не совсем адекватным, и поэтому любая дискуссия, вовремя законченная одним из собеседников, когда все выходит за границы разумного, будет, наверное, показателем его большего интеллекта и понимания происходящего.

Вы участвовали в «лайф»-встрече проекта «Батюшка онлайн», то есть была устроена живая встреча со студентами. Когда мы пересматривали ее запись, то поначалу было видно, что студенты отнеслись к Вам настороженно, а ближе к середине начался диалог, живая беседа. Как аудиторию заинтересовать?

– Это вопрос непростой. Да, у нас состоялась такая встреча: «батюшка-оффлайн», из онлайна пришлось выйти. Эта встреча проходила в УрГЭУ (СИНХ), и действительно, в любой аудитории начинать разговор священнику сложновато. Представьте себя на месте студента 1-го или 2-го курса. В аудиторию заходят два человека, один из них в черной рясе, с бородой. И студент думает: «Сейчас опять будут учить меня жить, будут долго и нудно рассказывать эти прописные истины. Ну ладно, хорошо, что у меня пару отменили, все равно к ней не приготовился. И я посижу в интернете, в социальных сетях». Но слушать все это сложно и «напряжно», выражаясь современным языком.

Это так, но, как мы только что говорили, нужно, чтобы наше слово было не то чтобы современным, а чтобы оно отвечало потребностям людей сегодня, здесь и сейчас. Представьте, если я выйду и начну свое слово в стиле ХVIII или ХIХ века, или буду бесконечно употреблять славянские выражения, или говорить на церковнославянском языке, приводить пространные цитаты святых отцов, сложные для понимания, – это все будет трудно. Понятно, что аудитории бывают разные и где-то, может быть, надо говорить именно таким образом, но в отношении молодого человека совершенно другая форма. Я не хочу говорить про себя лично, но в целом в этом и должно заключаться искусство миссии, ее изюминка. Поэтому не каждый миссионер может быть миссионером, не каждый к этому призван. В Евангелии читаем: кто-то апостол, кто-то евангелист, кто-то проповедник, кто-то иными дарами Божьими наделен. Поэтому, если мы нашли контакт с аудиторией, надо его поддерживать: отвечать на реальные вопросы, давать реальные ответы с пониманием того, к чему мы призываем.

Конечно, в аудитории возникает много личных вопросов, но мы должны ответить на них так, чтобы наш ответ не стал призывом к действию для всех. Один из самых популярных вопросов среди молодежи: как найти себе молодого человека или девушку? В ответе нужно вкратце объяснить православное учение о браке, рассказать, что нам ждать от отношений, к чему мы вообще стремимся. Удастся это сделать или нет? Надо попробовать. Если кто-то пойдет говорить с молодежью, даю стопроцентную гарантию, что его об этом обязательно спросят.

Сейчас наша молодежь – это образованные, грамотные люди, понимающие многое, в том числе и благодаря интернету. Да, в интернете можно найти и много плохого, и много хорошего, что дает возможность для самообразования. Давайте использовать эти ресурсы на пользу самим себе. Если раньше нужно было идти в библиотеку и проводить какие-то сложные манипуляции, чтобы найти нужное издание (и то не факт, что оно вообще есть), то сейчас в любой деревушке есть интернет, за исключением, может быть, каких-то сложных регионов. Но, тем не менее, сотовый оператор – это обязательно наличие интернета и возможность доступа в сеть. Так что есть колоссальные возможности для самообразования.

И не надо думать, что с молодежью мы будем говорить на примитивные темы – как правильно лоб перекрестить и так далее. Это все прекрасно знают. Всех волнуют насущные жизненные вопросы – постарайтесь на них ответить, и вы приобретете интерес аудитории.

Отец Даниил, благодарю Вас за эту беседу! Надеюсь, наших зрителей не смутило обилие интернет-сленга в нашем разговоре и кто-то нашел для себя пользу.

Записал:
Дмитрий Бродовиков

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс