Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (893) → Протоиерей Владимир Волгин: Церковь учреждена Богом ради того, чтобы в ней совершалась Божественная Евхаристия

Протоиерей Владимир Волгин: Церковь учреждена Богом ради того, чтобы в ней совершалась Божественная Евхаристия

№44 (893) / 22 ноября ‘16

Таинства Церкви

Продолжение. Начало в №21 (870) – №36 (885)

Добрый день! Сегодня мы продолжаем разговор о Божественной литургии с протоиереем Владимиром Волгиным, настоятелем храма в честь Софии Премудрости Божией, что в Средних Садовниках города Москвы.

Я получила немало упреков от наших телезрителей, которые, видя меня в московских храмах, подходили и спрашивали: «Ну что ж такое, Любовь Сергеевна, происходит? Нет новых программ! Где отец Владимир?» Так что, батюшка, примите поклон и огромное спасибо от наших телезрителей. Сегодня Вы их обрадовали.

– С большой радостью и готовностью. Вот мы снова говорим о таинстве Евхаристии. Очень непростая тема, поэтому мы все время возвращаемся к этому таинству, к его началу. Это таинство неким автором названо «вхождение в Царство Святой Троицы». Почему так? В нем участвует вся Пресвятая Троица – Бог Отец, Который замыслил домостроительство человеческого спасения через Своего Сына – Господа Иисуса Христа; Господь Иисус Христос, искупивший первородный грех и распявший на Кресте человеческие страсти и похоти, и Бог Дух Святой, без Которого невозможна – я говорю и мыслю здесь по-человечески – жизнь на этой земле, и участие в таинстве всей Пресвятой Троицы – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.

Пресвятая Троица присутствует во всех семи таинствах, но ни в одном из них мы не ощущаем этого так действенно, так активно и осязательно, как в Божественной Евхаристии. Мы чувствуем во время Исповеди, как Господь прощает нам грехи. Очень яркое таинство – Крещение, в котором, как и во всех других, участвует вся Пресвятая Троица. Когда человек выходит во взрослом состоянии из купели, он совершенно явно чувствует, с одной стороны, освобождение от грехов, с другой – обновление своей жизни, своей души. Многие люди в этот момент, как и я в свое время, испытывают огромную радость, огромную благодать.

Наверное, с тех пор такую Божественную благодать и Небесную радость, если я и ощущал, то не так ярко и осязаемо.

Господь присутствует везде, Пресвятая Троица – во всех таинствах, но в особенности в Божественной Евхаристии – благодарении Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого за то, что Он нас искупил, дал возможность избавления от нашего греха через Своего Сына и благодатью Духа Святого. Божественная Евхаристия даже молитвенно связана с Пресвятой Троицей. Сначала произносится молитва Богу Отцу о Его Промысле, Его попечении об этом мире, потом Богу Сыну, Который совершил это искупление грехов человеческих и через Которого совершается Божественная литургия в храмах: Он был первым и единственным совершителем Божественной литургии как Сын Божий и как Человек. В Сионской горнице, накануне Своей крестной смерти (Его распяли на следующий день), совершая эту Божественную Евхаристию, Он сказал: «Сие творите в воспоминание Мое». Его завещание в том, чтобы мы совершали то, что Он сотворил Своими руками, в воспоминание Его и Его спасительного подвига – искупления нас из царства дьявола, Его путеводительства всего человечества, которое православно верит в Господа Иисуса Христа, верует православно в Царствие Божие, Царство Пресвятой Троицы.

С каким отношением мы должны приступать к Евхаристии? С глубочайшим благоговением. Вот мы приходим в какие-то присутственные места, к каким-то земным, так сказать, человеческим начальникам. Мы подтягиваемся, одеваемся соответственно, сосредотачиваем свои мысли, чтобы не сказать лишнего слова, выразить какое-то уважение, почтение тому или иному лицу, к которому с чем-то обращаемся. Представьте себе: мы приходим к какому-то начальствующему лицу со всеми почестями, а он нам дарит подарки за то, что мы пришли. Одаривает нас, условно говоря, как одаривает Господь, с ног до головы.

Подарками только Вы, батюшка, одариваете нашу съемочную группу, когда мы к Вам приходим. За что всегда Вас благодарим.

– Да, это вещественные подарки. А здесь такое торжество, такая радость, когда Господь дарует нам Свои Животворящие Тело и Кровь, о которых я уже много-много-много раз говорил! Господь сказал: «Кто будет есть Тело Мое и пить Кровь Мою, в том буду пребывать Я и тот будет пребывать во Мне, и того Я воскрешу в последний день». Какой великий дар! Вот мы приходим, может быть, что-то просим у Бога, но изобильно получаем – при своем абсолютном недостоинстве – этот дар приобщения к бессмертию, нетлению, приобщения к Царствию Христа, которое Он вместе со Своим Отцом завещал нам. Мы приходим, можно сказать, получить дар, и, безусловно, сердце человеческое и должно быть расположено к Божественной Евхаристии, как к величайшему дарованию из дарований в этой земной жизни. Каждый человек, который причащается Святых Христовых Таин или даже просто присутствует при этом, каким-то образом чувствует это дарование от Бога. Господь благодатствует сердцу каждого человека, стоящего на Божественной Евхаристии, и поэтому если мы плачем в это время, то должны плакать от радости, но не в связи с покаянием. Да, это такое смешанное чувство – сердце, душу человеческую преисполняет ощущение своего недостоинства, а здесь такое великое дарование. При твоем недостоинстве Господь дает тебе огромный дар. Ты понимаешь, что недостоин этого.

А всегда ли мы, батюшка, понимаем, что недостойны? Как нам относиться к своему недостоинству? Ведь мы со школьной скамьи знаем знаменитое горьковское «человек – это звучит гордо»: нас этому учили со школьной скамьи.

– Это, к сожалению, не христианское отношение к миру. Безусловно, человек – это царь земли по отношению к тому, что ему подчинено: вся природа, отчасти животные. После грехопадения все в этом мире исказилось. Да, он царь над земным миром – так его поставил Господь, но с тех пор, как люди отпали от Бога через грехопадение Адама и Евы, «человек» звучит уже не так гордо.

То есть надо понимать, почему «гордо» и в чем заключена гордость? В возможности покаяния, в том, что человек горд потому, что способен подняться после падения, после своих грехов? Или Горький так далеко не думал?

– Я думаю, что слов «гордость» и «гордо» в христианской терминологии вообще не должно существовать. Мы можем говорить, что человек – это самое великое творение Божие в мире, который создал Господь, но «гордо» – наверное, терминологически все-таки неправильно.

И вот мы преисполняемся этой благодати, этого дара. И вот снова и снова (да простят меня телезрители) возвращаемся к этим священным словам Божественной Евхаристии, которые я не премину сейчас снова повторить. Я думаю, что, поскольку это самое важное таинство в жизни человека вообще всего мира и так как Церковь учреждена Богом ради того, чтобы в ней совершалась Божественная Евхаристия, всегда удобно возвращаться к этому великому таинству и начинать размышлять о нем с самого начала Божественной Евхаристии.

И вот возвращаясь к самому началу: мы пропели символ христианской веры всем храмом, и диакон призывает нас стать добрыми, стать со страхом – чтобы выпрямились, сосредоточились: в это время начинает совершаться святое возношение – анафора. В это время Древняя Церковь закрывала входы в храм – когда диакон перед пением Символа веры возглашал: «Оглашеннии, изыдите!» (из храма), оглашенные – еще не просвещенные светом Крещения – должны были покинуть храм, где совершалась Литургия верных. И двери храма закрывались.

И сейчас, несмотря на то, что двери не закрываются – мы живем в ином мире, ином отношении к Церкви и миру, двери мы не закрываем, поэтому любой внешний человек может прийти в церковь и встать в среде молящихся людей, – люди церковные, знающие, что такое Божественная литургия, или хотя бы отчасти знакомые с богослужением и правилами жизни православного христианина в церкви, уже должны находиться в храме как бы при дверях затворенных: они не должны выходить из храма, ходить по храму, отвлекаться на беседы, на какие-то мысли. Они должны полностью затворить себя от окружающего мира и полностью погрузить себя в молитву и в это возношение: каждый из нас входит в Царство Пресвятой Троицы. Это настолько ответственно!

Еще раз возвращаюсь к сравнению с присутственным местом. Когда мы идем к какому-то значимому во власти человеку, мы всегда оставляем иные мысли, иные рассуждения, шутки, смех и многое другое за стенами кабинета, в который мы пришли. Мы полностью сосредоточены на том, к кому приходим с тем или иным прошением или с той или иной беседой. А уж тем более в храме, когда мы пришли к Богу Отцу, Богу Сыну и Богу Духу Святому, должен быть покой и мир в душе человека! Мы должны ни о чем не думать, ни о чем не размышлять, кроме как только о совершающемся сейчас – во время этого богослужения.

И после возгласа диакона «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити!» хор поет. Если бы не было хора, то пели бы мы. И сейчас в некоторых храмах устраивают народное пение – есть такая практика, когда прихожане участвуют в богослужении. Это очень правильно, и я тоже мечтаю, что когда-нибудь наш храм тоже будет участвовать в этом народном пении: не только молитвенное, внутреннее участие в богослужении, но и внешнее, через пение, создает какую-то особую атмосферу в душе и особое отношение к совершаемому богослужению.

Хор отвечает: «Милость мира, жертву хваления». Милость мира… Господь Иисус Христос говорит: «И Я вам даю мир, не так, как мир дает, но как Бог дает». Это действительно величайшая милость мира Божественного – он снисходит на каждого человека, стоящего в церкви, вне зависимости от возраста, от пола. «Милость мира»...

Вот мы называем жен мироносицами. Почему? Не потому что были в мире со многими окружающими людьми, с которыми они были в каких-то отношениях, а потому, что они первыми возвестили о мире, который ниспослал через Свою Крестную смерть и Воскресение Господь Иисус Христос.

«Мир Мой даю вам; не так, как мир дает» – это Небесный мир, мир Царства Пресвятой Троицы, мир, который мы должны были бы по возможности все ощутить и к которому должны были бы стремиться, – ощущение мира с Богом. Я всегда враждую со Христом, враждую всегда с Богом, не потому, что хочу этого, а потому что страсти часто растаскивают человека, и поэтому я нахожусь во вражде с Богом, не желая этого. «Стяжи мир, – говорил преподобный Серафим Саровский, – и вокруг тебя спасутся тысячи людей». То есть стяжи благодать Пресвятого Духа, стяжи любовь Бога по отношению к себе, и вокруг тебя спасутся тысячи людей. Тот мир, который мы можем дать даже молча, не проповедуя о нем. Если мы стяжали благодать Святого Духа, этот мир, то мы уже становимся апостолами, проповедниками, миссионерами, святыми, преподобными – людьми, которые имеют этот мир, свет и соль.

Спасибо сердечное; я думаю, сегодня телезрители с особым вниманием смотрели нашу программу после перерыва, после долгожданной встречи с Вами.

– Храни всех Бог! (Продолжение следует)

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс