Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Множество неравнодушных людей буквально сразу же стали защитниками или противниками преподавания этого предмета. Появлялись несколько учебных пособий – каждое в свое время поначалу признавалось вполне удовлетворительным, но через некоторое время выяснялось, что, по сути, все появляющиеся учебники еще требуют той или иной доработки. Требовались, конечно же, и квалифицированные учителя, способные справиться с новым предметом грамотно, аккуратно и, главное, ответственно. Конечно, в первую очередь в связи с появлением «Основ православной культуры» на учителей легла большая ответственность и на многих – дополнительная нагрузка. Смогли ли они справиться с поставленной задачей? Думаю, оценят эксперты, комиссии и родители учеников.
Начинается новый учебный год, и повсюду с новой силой, как будто и не утихая, разгораются споры вокруг преподавания основ православной культуры, светской этики и истории религий. А тем временем предмет во многих школах уже введен, и учителя его преподают в меру своих сил, умения и знаний. Дорогие учителя, позвольте хотя бы немного, но квалифицированно вам помочь в этом ответственном и важном деле!
Доктор педагогических наук, профессор Вильнюсского педагогического университета Ольга Леонидовна Янушкявичене – автор учебных пособий «Основы нравственности», «Основы православной культуры» – посещает многие города, рассматривая с учителями важные вопросы духовного воспитания детей и юношества. И вот 23 мая 2016 года в пермском Доме учителя послушать Ольгу Леонидовну собралось множество «ученого народа». Мы с удовольствием приводим небольшой отрывок ее беседы, который, возможно, послужит некоторым подспорьем учителям в начавшемся новом учебном году.
«Дорогие друзья! Очень рада вновь беседовать с коллегами-учителями! Если позволите, сразу перейду непосредственно к теме нашей беседы. Могу сказать, что православная культура просто необходима для правильного становления души каждого ребенка. Под этой фразой могу поставить очень много своих подписей. Но именно православную культуру преподавать труднее всего. Почему? Православная культура такова, что она сразу ставит человека перед Лицом Бога – «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец всего» (Откр. 22, 13). И православная культура христоцентрична. Нельзя изложить православную культуру, как перечень каких-то обычаев. В Православии человек должен встретиться с Богом. А встреча с Богом очень трудна. И если у ребенка, как мы знаем, образное мышление, то возникает вопрос, как образ Бога может создаваться в душе ребенка? Понятно, что образ Бога – это не образ дедушки, который сидит на облачке и кого накажет, кого помилует. Образ Бога – это что-то несказанное, таинственное.
Что этому может способствовать? Как совместить образное мышление с разговором о Боге? Главная характеристика образа – целостность. Когда мы раскладываем все предметы на компетенции, то часто следуем известной сказке про слона – трех слепых подвели к слону, и кто-то сказал, что он похож на колонну, другой сказал – на веревку, кто-то сказал – на трубу. Если мы пытаемся столь же разрозненно вложить в ребенка компетенции, то может получиться что-то похожее – столбы, веревки и трубы, а кто такой слон может остаться непонятым. Поэтому, если мы преподаем что-то, что приоткрывает тайну Бога, обязательно необходима целостность преподавания и целостность восприятия.
Что целостно? Конечно, целостно Священное Писание – фактически, Откровение Божие людям. Прикосновение к нему, особенно к Евангелию, очень помогает ребенку воспринять образ Бога. Кроме того, целостны жития святых, которые создают образ святого. Святой человек, вообще говоря, и определяется образом Божиим. Когда мы о них читаем, когда мы о них узнаем, это и нам помогает свет к собственному сердцу стяжать.
Кроме того, целостно иконописное изображение. Икона – это как бы окно «оттуда», которое несказанным образом передает нам черты Божественного света. Целостно богослужение. Знакомство с ним, причем не расписывание, не комментирование его, а прикосновение к богослужению – побывать на богослужении, впитать в себя красоту храма, икон – вот это очень замечательно. Все мы знаем, что когда Иоанна Кронштадтского спросили: «Батюшка, откуда у Вас такая горячая вера? Все идет наперекосяк, скоро будет революция, все перестают верить в Бога», он ответил: «Я жил в Церкви».
Жизнь в Церкви очень многое дает. Ну, и, конечно, сам учитель. Каждый из нас – это образ Божий, хотим мы этого или не хотим. Может быть, он замутнен, может, еле виден нам самим, но тем не менее, каждый из нас вобрал в себя образ Божий. Если даже капелька искры Бога, искры любви к Богу у нас есть, мы ей можем поделиться.
Сейчас делается совершенно страшная вещь – дискутируется переход к электронным учебникам. Причем не в том варианте, что ребенок дома читает вместо бумажного варианта, а в том смысле, что учитель – что-то вроде модератора, как в социальных сетях, весомая фигура, которая помогает ребенку должным образом за компьютером сидеть и задание выполнять. Если такое произойдет, то у нас воспитанных людей не будет: человека воспитать может только человек. Эмоциональное отношение может исходить лишь из сердца человека. И какие бы мы грешные, несовершенные ни были, мы все-таки с вами – люди. И это очень много: каждый из нас – образ Божий, и потенциал, который есть в каждом человеке, никогда не будет привит к роботу, машине или компьютеру.
Воспитывать человека, безусловно, может только человек. Если капелька любви к Богу у нас есть в сердце, то, безусловно, мы можем ею поделиться. Как Плутарх писал, огонь передается из сердца к сердцу, ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь, – поэтому очень важно, чтобы этот огонь у нас в сердце горел… Очень хороши какие-то отрывки из художественных произведений, житийных историй. И вот тут возникает очень большая проблема – отбор таких отрывков. Во-первых, истории дети очень любят. У меня за время преподавания православной культуры накопилось много разных методик, методов. И иногда, бывало, в классе то одну применю, то другую, а ученики терпят-терпят, а потом говорят: «Учительница, расскажите лучше какую-нибудь историю». И когда рассказываем какую-нибудь историю, даже не важно, что какие-то слова перепутаем или последовательность событий, – важно, чтобы то, о чем говорим, мы видели сами. И если мы видим, то дети тоже это увидят, и будет благоговейная тишина и действительно детям будет очень интересно. А если будем какое-то слово вспоминать – это уже не вызовет такой интерес, какой вызывает живой рассказ.
Теперь по поводу подбора историй для преподавания православной культуры. С одной стороны, они должны быть короткими (ребенку трудно больше 10 – 15 минут что-то слушать без каких-то движений), а с другой – написанными хорошим художественным языком. Кроме того, в них не должно быть никаких искажений фактов Священного Писания, жития, иногда педагог начинает фантазировать на тему, связанную с реально жившими персонажами. Здесь нужно очень осторожно это делать, ни в коем случае не должны искажаться исторические факты.
Как-то раз была в Венгрии на курсах и, хотя преподаватель был протестантом, у него было чисто православное чувство бережного отношения к Священному Писанию. И он как раз говорил, что можно придумать, что сказать, касаясь Евангельских тем, никоим образом их не искажая.
– Вот назовите какое-нибудь библейское имя?
– Елеазар.
Ну, хорошо. Все вы с Евангелием знакомы, и все помнят историю мытаря Закхея. Надо напомнить? Давайте договоримся: если кто-то чего-то не знает, скажите – совсем не стыдно что-то не знать, стыдно не хотеть узнать.
Елеазар жил недалеко от Иерихона, у него было четверо детей, небольшой участок земли. Жили они достаточно бедно. Елеазар с утра до вечера работал на своем участке земли, выращивал овощи, потом шел их продавать. И так шло изо дня в день. Но из-за налогов жили они достаточно бедно, еле-еле перебивались с хлеба на воду, большего себе ничего не позволяли. В семье были две ценные вещи – кожаная книга, в которой был написан Божий Закон, доставшаяся Елеазару от деда, и дерево сикомора, которое росло у них во дворе, древесина которого была очень дорогой и ценной. В тот день Елеазар работал – собирал овощи и, входя в Иерихонские ворота, встретил Закхея. «Плати налог» – сказал Закхей со своей всегда отвратительной усмешкой. Елеазар заплатил, потом продавал свои овощи, и в тот день торговля была очень удачной. Он заработал больше, чем обычно. И когда покупал продукты для своей семьи, купил не только масло да муку, он купил еще и пряники – красивые розовые пряники для детей. Еще подумал и все-таки решился купить тоненький сиреневый браслетик для своей жены. Он еще ни разу не делал ей никаких подарков. И когда он положил все это в свой заплечный мешок и пошагал домой, все представляя, как она будет отнекиваться, говорить, что не надо было тратить деньги. Но глаза ее будут светиться радостью, а щеки порозовеют. Вдруг его мечты прервал Закхей, который снова вырос перед ним и сказал: «Плати налог». «Я заплатил», – ответил Елеазар. «Нет, ты не платил налог». Что-то поднялось в душе Елеазара, он оттолкнул Закхея и тот из-за своего маленького роста, достаточно далеко отлетел в сторону. А сам зашагал домой. «Я не буду платить, я не буду платить, – звучало в его голове с каждым шагом – не буду платить налог, я платил сегодня налог». Вдруг он услышал позади себя конский топот. Чтобы не быть раздавленным, он буквально вжался в стену того дома, мимо которого проходил. Но всадник, а это был римский воин, остановился около него, спрыгнул с коня, сорвал с его плеча заплечный мешок и высыпал его содержимое на землю. Первой разбилась бутыль с маслом, потом, в образовавшуюся грязь рассыпалась мука, туда же упали розовые пряники, а последним выкатился браслетик. Он покатился, как будто хотел убежать от римского воина, но тот наступил на него своей тяжелой сандалией, и украшение превратилось в маленькую кучку бесформенного серебра. Воин вскочил, поскакал дальше, а Елеазар долго стоял и смотрел на то, что совсем еще недавно было подарком для его семьи. Вдруг послышался какой-то шорох, он посмотрел и увидел, что из-за угла дома выглядывает Закхей со своей отвратительной усмешкой и говорит: «Теперь ты понял, что нельзя спорить с друзьями римских воинов?» Елеазар пошел домой. Увидев его лицо, жена ни о чем не стала спрашивать, а быстренько собрала ужин. Но Елеазар сидел рядом с наполненной тарелкой и ничего не ел. Потом побрел спать и долгой бессонной ночью глядел в потолок. А рано утром, еще засветло встал, срубил сикомору, которая росла у них во дворе, и вырезал из нее куски древесины так, чтобы можно было продать. И пошел не через городские ворота, а к тому месту, где есть лаз через стену. Сначала перебросил куски дерева, потом перелез сам. Но когда спрыгнул, перед ним вновь вырос Закхей: «Как нехорошо пытаться утаить свои деньги. Заплати налог», – сказал Закхей. И тут же перед Елеазаром выросли два римских воина, которые взяли его и посадили в долговую яму. А соседи вскоре рассказали его жене, что он не выйдет из этой ямы пока семья не заплатит очень большой штраф. Жене пришлось продать вторую ценную вещь, которая была у них в доме – старинную кожаную книгу, которая досталась Елеазару еще от деда. Елеазар вышел из долговой ямы, стал по-прежнему работать на своем участке, продавать овощи, но теперь он никогда не отказывался платить налог, когда Закхей просил. У него не оставалось денег на подарки. Они жили очень-очень скромно. Но даже не это было главное. Главное было то, что из жизни Елеазара ушел свет. Все стало каким-то черным и серым. И он очень часто, как тогда, в ту ночь, лежал без сна и смотрел в потолок. Но однажды к нему пришел сосед и сказал, что, оказывается, в Израиле родился проповедник, некоторые говорят, что это Христос. И он сегодня будет в Иерихоне. Елеазар не пошел в город, чтобы увидеть этого проповедника, но в его душе затеплилась надежда. Засиял какой-то маленький огонек от того, что люди говорят, что это Христос. Вечером пришел тот же сосед и сказал о том, что да, это Иисус пришел в Иерихон и что он будет сегодня ужинать у Закхея. Свет, который было засиял в душе, сменился непроходимой темнотой. И опять Елеазар смотрел в потолок, не засыпал; никаких мыслей не было в его голове, а только душащая тоска. А потом, в предрассветных сумерках, кто-то стал очень сильно стучать в дверь. Елеазар поднялся, открыл – перед ним стоял Закхей. Лицо его сильно изменилось, исчезла эта отвратительная усмешка. Его лицо было почти красивым. Елеазар смотрел на него и ждал. «Я обобрал тебя, разорил тебя, вот – возьми», – сказал Закхей. Елеазар автоматически подставил руку и на нее лег очень тяжелый кожаный мешочек. А Закхей исчез в предрассветных сумерках. Елеазар долго не решался открыть этот мешочек. А потом, когда открыл, увидел, что он полон золотых монет. Он поднял глаза и вдруг увидел, что восток залит зарею. Но еще более яркая заря разлилась в его сердце. Он понял, что на землю пришел Христос...
Вот такие рассказы на Евангельские сюжеты допустимы – мы не искажаем Евангельские факты, с одной стороны, а с другой – мог существовать человек, что-то такое пережил. Это вполне допустимая история на Евангельские темы. Эту историю я услышала на курсах в Венгрии; может, где-то она претерпела изменения, но главное, как я уже говорила, – это видеть, а там уж, если я сказала не совсем так, как тот человек – это не так уж страшно.
Очень важно, чтобы эта история легла на сердце самого педагога: мы люди разные – кому-то одно покажется замечательным, а кому-то совсем другое».
Материал подготовили
Марина Ивонина
и Юрий Кищук
г. Пермь
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.