Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (882) → Протоиерей Андрей Канев: Чудо, оказывается, возможно

Протоиерей Андрей Канев: Чудо, оказывается, возможно

№33 (882) / 1 сентября ‘16

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) – №32 (881)

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Традиционная среда давала возможность увидеть, как умирает человек: его мучения или, наоборот, праведную кончину. На каждом богослужении мы молимся о «непостыдной мирной кончине». Это должно нами пониматься не как кончина в мирное время и при мирных обстоятельствах, а как примирение с Богом. И «непостыдная» не значит, что человека растерзали волки на арене Колизея, а в плане Христовом, чтобы человек умер не в грехах, а в покаянии. Опыт, когда человек видел, как с молитвой умирает его родственник, очень важен.

Что такое опыт? Это нечто, что можно перенять у другого человека, как правильно на это реагировать. А у нас получается выщелкивание из жизни. Ведь в деревенской среде человек находился в гробу в доме три дня перед погребением, а сейчас усопшего везут в морг, его там приукрасят, и он будет выглядеть еще лучше, чем при жизни.

– Потому, даже встречаясь с таким уродливым, нехристианским отношением к смерти, нам важно не сбиваться с того курса, который дает святитель Игнатий. Великое дело – помнить смерть и понимать ее значение. От этого понимания и памятования жизнь человека может совершенно измениться и даже сделаться богоугодной. Подтверждение тому мы находим в последних главах романа И. Шмелева «Лето Господне». Там мы видим, как переживает мальчик Ваня болезнь и смерть отца. Поначалу ему трудно смиряться с происходящим, он ропщет, спорит с Богом, но, благодаря добрым советам и подсказкам старшего друга и наставника Горкина, Ваня преодолевает этот духовный кризис. А помогает ему пережить и принять эту трагедию традиционный уклад православной жизни, в котором есть свое законное место и праздникам, и скорбям. Вот мальчик видит, как старшие зовут отцу священника, как его соборуют, исповедуют, причащают перед смертью. А вот сам он вместе с другими детьми прощается с папенькой, принимает от него последнее благословение. В наши дни и взрослые, и дети в большинстве своем лишены этого, и потому отношение и к жизни, и к смерти в обществе деформировано. Но у кого-то еще есть правильные понятия или хотя бы их начатки. За примерами отцу Андрею далеко ходить не надо: их он в свое время в определенном месте повидал немало.

Протоиерей Андрей Канев: – У меня было служение в пансионате для престарелых, и у его директора было правильное понимание смерти. Он старался, чтобы те котомки, с которыми пришли бабушки и дедушки, не трогали. Что в них было? Смертная одежда, приготовленная для погребения. То есть люди задумывались о смерти задолго до нее, и совсем другое настроение у человека при этом. Есть аскетический прием: «Помни задняя твоя», то есть помни смерть и не согрешишь. Представьте: человек засуетился, начал перебирать одежду и увидел котомочку, где лежит его одежда для погребения. Наверное, у него рождаются другие мысли, не такие, как у нас, живущих в суете.

– В начале своего творения святитель Игнатий приводит слова псалмопевца Давида:«Смерть грешников люта» (Пс. 33, 22) и добавляет, что для людей благочестивых и святых смерть есть переход от сомнений житейских к нерушимому спокойствию, от непрерывных страданий к непрерывному и нескончаемому блаженству, переход земли на Небо и соединение с бесчисленным сонмом святых ангелов и святых человек. Мы имеем возможность видеть, как совершается этот переход, как человек к нему готовится. Мы можем с трепетом наблюдать чудесную картину, как действует покаяние на грешника, как умирающий примиряется с ближними, с Богом. И лютая смерть, которая недавно казалась законной и заслуженной, вдруг отступает, и Господь дарует человеку кончину мирную, непостыдную, христианскую. Таких памятных случаев в приходской практике отца Андрея было немало.

Протоиерей Андрей Канев: – Мне запомнилась история человека, которого я знал на протяжении десяти лет с самой негативной стороны. Правда, лично с ним я был не знаком, но знал его жену, которую он периодически бил и даже выгонял из дома. Он пил запоем и был просто несчастным горемыкой. Жена его терпела. Она была прихожанкой нашего храма, регулярно причащалась, исповедовалась и умерла христианской смертью. Перед смертью я ее соборовал. Получилось так, что она умерла сразу же после Соборования и Причастия, а мужчина остался вместе с их дочерью, тоже христианкой. Дочь заботилась об отце, в том числе и о его духовном самочувствии: то его покропит, то воды святой куда-нибудь ему нальет. Он, бедный человек, от всего этого просто бесновался, бунтовал, гонял ее. Но время шло, он старел, силы его убывали. И знаете, что произошло? В последний год своей жизни он попросил, чтобы к нему привели священника. Это был не я, потому что я был занят какими-то делами. Один из наших священников поговорил с ним об Исповеди, о грехах, потом этот человек исповедался. Потом он подготовился к Причастию, соборовался, представляете? Он уже не бесновался, но сокрушался искренне о своих грехах и с каждым разом становился тише и спокойнее.

И вот однажды у меня на сотовом телефоне высветился неизвестный номер. Оказалось, что звонил тот самый мужчина. Он попросил меня приехать к нему. Я знал, что наш священник причащал его накануне, и спросил: «Вас причастить?» Он ответил: «Нет, просто приезжайте». Я удивился, потому что мы с ним не были хорошо знакомы, но на всякий случай взял Причастие. Когда я его увидел, даже не узнал его! Передо мной лежал светлый человек, со светлым лицом, со светлыми, какими-то неземными глазами, и он сказал: «Я пригласил Вас попрощаться!» Представляете, пьяница, дебошир, бесноватый человек, жену по подъездам гонял! Он совершенно изменился! Мы с ним немного поговорили и, можно сказать, примирились, хотя мы, в общем-то, и не ссорились. Для меня этот опыт был очень важен.

На следующий день он мирно и тихо скончался. Такое чудо, оказывается, возможно! И таких историй, которые происходят в храме, очень много. Этот человек умер непостыдно и мирно. Он не стал прихожанином храма в классическом смысле слова. Он причащался, но уже дома, будучи больным, не был на Литургии, не участвовал в наших концертах или других приходских мероприятиях, но он все равно был нашим прихожанином! Мы внесли его в список наших прихожан, за которых мы молимся. Как милостив Господь, но и от человека многое зависит. Отрадно, что этот человек смог услышать, обратиться и примириться с Господом и людьми! (Продолжение следует)

Расшифровка:
Светлана Козловская

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс