Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №31 (880)
Юлия Александровна, тема сегодняшней нашей программы – трудолюбие. Мы поговорим, как воспитать это качество у детей и как правильно это делать в раннем возрасте. Когда с ребенком надо начинать говорить о трудолюбии?
– Вообще на сегодняшний день проблема трудовой деятельности, или приобщения ребенка к труду, стоит очень остро – современное поколение не спешит трудиться. Их увлекает процесс учебы, и в этом стремлении мы видим определенное уклонение от трудовой деятельности и ответственности. Значит, мы что-то недодали в раннем возрасте, мы им не даем что-то существенное, чтобы они смелее работали, хотели трудиться и умели получать от этого удовлетворение и радость. Поэтому тема труда звучит сейчас очень остро и актуально.
В детском саду есть программа, в которой тема труда присутствует уже в младшей группе: трехлетним детям воспитатель говорит, что такое труд, какие бывают профессии, что делает человек, работая в той или иной сфере, зачем нужен его труд. Уже к школьному возрасту ребенок не только знает о разных видах трудовой деятельности, но на своем опыте в своей жизни что-то попробовал. Некоторые дети имеют определенные обязанности по дому. Это их подготавливает, что надо нести ответственность, что у них есть обязательства, они должны знать, что если они это не сделают, то многие пострадают. Ребенок делает вывод, что его будущая профессиональная деятельность, рабочее место – это не автономное, изолированное действо: оно связано с кем-то, с влиянием на кого-то, и качество и эффективность его труда будет определять эффективность всего предприятия. Таким образом, ребенок, имея обязанности в семье, учится проецировать процесс выполнения обязательств и на свою профессиональную деятельность.
С какого возраста ребенку можно и нужно говорить о труде?
– Конечно, чем раньше, тем лучше.
А об оплачиваемом труде?
– Если мы говорим о труде, за который ребенок получает деньги, то это может быть подростковый возраст, 12–15 лет. Раньше не нужно, ребенок не осознает «эффекта денег», – что можно на них приобрести. Что значит «не осознает»? Он знает, что если ему дадут деньги, он купит шоколадку. Однако осознание того, что ты приложил какие-то определенные усилия, и это стоимость твоих усилий, приходит чуть позже. Например, ребенок работает вместе с папой на производстве. Отец трудится в цеху, а ребенок выносит оттуда накопившийся мусор. И папа ему говорит: «Если ты будешь выносить мусор из нашего помещения, то я тебе буду платить деньги», и обещает ему определенную сумму. У ребенка возникает вопрос: это какая-то игра (прибежал и унес) или (если я не унесу) всем будет плохо?
Еще ребенок, получая деньги, начинает автоматически оценивать затраченные усилия и сумму, которую он получил. У него возникает вопрос: «Эта денежка связана с затрачиваемыми усилиями? Я прибежал три раза в цех, забрал коробки, и папа дал мне тысячу рублей. Ого, если я выброшу еще четыре коробки, то папа даст мне две тысячи рублей!» Отец говорит: «Нет, больше не дам, это все только за эту работу». То есть ранней оплатой труда мы можем сформировать дисбаланс и путаницу в оплате труда и ее эквиваленте.
Вы сейчас затронули очень интересный момент: в младшем школьном возрасте довольно распространена практика давать детям деньги, в том числе за учебу и за другие вещи. Это не совсем правильно?
– Да, это не совсем правильно: в этом случае ребенок воспринимает свою обязанность, которую он должен выполнять, как то, что к нему никакого отношения не имеет. Он может подумать: «Это нужно не мне, а вам. Тогда платите» – как человек, который приходит на какое-то предприятие и говорит: «Я вам выполнил работу, заплатите мне, так как я сделал это для вас». Примерно тот же алгоритм формируется у ребенка, и дальше он может сказать: «Дорогие родители, мне деньги не нужны, у меня все есть, вы меня хорошо кормите, все мне покупаете, поэтому я не буду учиться».
Логично.
– Точно так же ребенок, в семье которого родители не обозначают какие-то потребности и то, как эти потребности они планируют удовлетворять, не захочет работать. Например, родитель говорит: «Нам нужно купить что-то, поэтому я планирую на это заработать. Я планирую отказаться от какой-то покупки, чтобы у нас было больше средств». Не зная этого алгоритма, ребенок считает, что все дается очень легко, берется непонятно откуда и не надо об этом задумываться. Он просто ставит родителей перед фактом, что ему что-то нужно, а когда родитель говорит: «А теперь пойди и поработай!» – он отвечает: «А что это такое? Куда я пойду? Мне не нравится этим заниматься. Я этого делать не хочу». То есть отсутствие концепта в понимании, что такое труд, каким образом мы за счет этого труда живем, что такое оплата труда, формирует отсутствие понимания себя в труде.
Давайте чуть подробнее поговорим об ошибках родителей и о более конкретных примерах.
– Первая ошибка, связанная с приучением ребенка к труду, – это когда родитель вообще этого не делает. Ребенок начинает самостоятельно трудиться, а родитель скорее бежит за него доделывать, помогает ему, и у ребенка не создается правильного представления о том, что он может и что должен делать. Стиль гиперопеки, когда родители помогают, опекают, скрывают какие-то трудности, приводит к тому, что понятия о труде и приложении волевых усилий у ребенка отсутствуют. Скорее всего, такой ребенок будет капризен и недоволен, когда не будет получать того, что хочет. (Продолжение следует)
Расшифровка:
Людмила Моисеева
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.