Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №21 (870) – №29 (878)
Продолжаем разговор о Божественной литургии, о Евхаристии.
– Я возвращаюсь и еще, наверное, буду возвращаться к Евхаристии: это многогранная тема, которую невозможно осветить не только в одной, но и во многих передачах. То, что говорится о Евхаристии богословами, или мною, или вами, – этого так недостаточно! Мы только ощупью подбираемся к невыразимой глубине этого величайшего таинства, которое является средоточием всех таинств Православной Церкви. Хотелось бы продвинуться вперед, дальше продолжать говорить, но во время каждой встречи с вами понимаю, что недоговорил еще в самом начале, когда мы приступили к размышлениям о Божественной Евхаристии, что значит «благодарение».
Надо сказать, что эту часть Литургии, когда происходит преложение Даров – хлеба и вина – в истинное Тело и Кровь Господни, называют анафорой. За ней закрепилось и другое именование – Евхаристический (Благодарственный) канон, потому что мы благодарим Господа за все Его благодеяния, прославляем всю Троицу. Первая молитва благодарения посвящена Богу Отцу, вторая – воплощению Господа Иисуса Христа, а третья – это эпиклеза, когда священнослужитель молится о ниспослании Духа Святого на Дары, ныне и сейчас пресуществляемые, изменяющие свое естество, становящиеся Телом и Кровью Господними.
Анафора означает возношение. Один из самых последних возгласов в анафоре – «Святая святым», когда Тело Господне возносится руками священника и произносятся эти дивные слова. Святая – Тело Господне (и Кровь, конечно, подразумевается) преподается святым. Многие люди подумают: разве мы в это время становимся святыми, ведь мы такие грешники, заповеди нарушаем, если не практически, то мысленно? И вдруг: «Святая святым»… Пророк Исаия в Ветхом Завете говорит, что святость человеческая – все равно что грязное рубище в глазах Господа.
Тем не менее, относительно святым каждый из нас может стать после Исповеди, если глубоко исповедовал свои грехи с желанием больше не возвращаться к этой грязи и к тому, что совершил в жизни. И благодатью Духа Святого священник над нами читает разрешительную молитву, которая смывает с нас этот позор, очищается наша душа (во всяком случае, от главных грехов, которые являются грязью нашей жизни), высветляется. Остается бесчисленная пыль грехов, которые можно обобщить: «делом, словом, помышлением, обонянием, вкусом, осязанием». Эта пыль и делает святость человека не светлым, а темным рубищем в глазах Божиих.
Однако перед другими людьми, которые не исповедовались, не знают Церкви, не познали Бога, хотя бы отчасти, по отношению к земному миру, лежащему во зле и в грехе, тот, кто исповедовался глубоко и проникновенно, на миг становится очень светлым человеком. Думаю, что каждый священник, принимающий Исповедь, замечает в глазах человека, в его лице какое-то изменение, я бы даже сказал – высветление лица, глаз, взора.
Господь совершенно явно показывает благодать на кающемся, когда произносится молитва об отпущении грехов. И вот с таким состоянием, светлым, ясным и чистым, каждый человек должен подходить к Евхаристии. Если он не причащается Тела и Крови Господних, то причащается той обильной благодати, прелагающей хлеб и вино в истинное Тело и Кровь Господни.
Благодать распространяется на всех, кто находится в храме?
– Безусловно. И каждый благодать ощущает в той или иной степени. Любой присутствующий в храме хотя бы еженедельно по воскресным дням, притягивает к себе благодать Божию, благодать Духа Святого, благодать Пресвятой Троицы, которая в полноте присутствует в любой православной церкви, где совершается Божественная Евхаристия.
Мы помним, что, когда диакон произносит: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, Святое Возношение в мире приносити», священник оборачивается к народу Божию и говорит: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». То есть произносится имя Пресвятой Троицы, упоминается Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Это не случайно. Вроде бы Господь Иисус Христос принес Себя в Жертву за род человеческий, а вспоминается вся Пресвятая Троица. Почему? Потому что в таинстве искупления, в этом подвиге Господа Иисуса Христа участвовал и Бог Отец, и Бог Сын, Который воплотился в Человека, и благодать Духа Святого. Без благодати Духа Святого, без участия всей полноты Святой Троицы, думается мне, искупление человеческое было бы невозможным.
Божественная литургия в сакральных словах – обратимся к служебнику. Когда священник произносит слова «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами», народ в лице хора отвечает: «И со духом твоим», то есть, чтобы и с тобой, предстоятелем Церкви, совершающим Божественную литургию, присутствовала всегда Пресвятая Троица.
Некоторые богословы говорят, что Божественная Евхаристия – это вхождение в Царствие Божие. Это действительно так. И не случайно следующий возглас «Горе имеем сердца», то есть чтобы абсолютно все люди, не только священнослужители и помогающие в алтаре, устремили бы свои сердца к Богу, к Пресвятой Троице, к Царствию Божию, туда, где находится Бог. Безусловно, Он везде. Мы не будем размышлять, где находится Царствие Божие, географически мы никогда не сможем этого сказать. Тем не менее, мы должны вознести свои дух, душу, ум, мысли, сердце и чувства к Царству Пресвятой Троицы, Которая сейчас, в этот момент начинает ради нас совершать великое таинство Божественной Евхаристии.
Далее хор, который символизирует всех прихожан храма, отвечает: «Имамы ко Господу», то есть мы имеем сердца, которые возносятся к Богу, к Царству Пресвятой Троицы. А что нужно, чтобы сердца действительно были чистыми и устремленными к Богу? Нужно отбросить все помыслы, которые нас обычно обуревают в мире, – о доме, семье, делах, работе, о многом, что хоть и не является греховным, но относится к суете, «все суета сует и томление духа». Во время Божественной Евхаристии нужно расстаться со своими греховными помыслами и весь дух, все силы своей души, все помышления, все свое сердце, весь свой ум устремить к Богу.
Не часто, но, к сожалению, бывает такое, что прихожане в храме ссорятся даже перед Чашей.
– Наверное, это повсеместное явление, и прихожане вообще часто ведут себя не совсем правильно во время богослужения. Но обиднее и горше всего, когда люди себя ведут недолжно во время Божественной Евхаристии. Ведь не случайно перед тем, как совершалась Божественная Евхаристия, закрывали двери, чтобы люди не выходили из храма, чтобы не имеющие отношения к Православной Церкви не входили в храм, чтобы входящие, даже имеющие отношение к Православной Церкви, своим вхождением и суетой не отвлекали от молитвы, чтобы не было движения в храме, все замерли в единой молитве. Вот так мы должны стоять. И очень печально, что и во время Божественной Евхаристии, и перед тем, как подойти к Чаше, люди бранятся и ссорятся, забывая, что мы должны находиться в мире и любви по отношению друг к другу. И если человек что-то имеет против другого человека, он не должен был бы дерзать обращаться к таинству Причастия.
Дальше возглас священника, из-за которого эта часть Божественной литургии названа благодарением: «Благодарим Господа». В одной из наших бесед я говорил, что это действительно благодарение, а не плач о своих грехах – плакать мы должны на Исповеди. У нас есть за что благодарить Бога. И вот Церковь, имеющая и апостольские предания о Евхаристических молитвах, и Божественные литургии разных авторов, начинает благодарить Господа.
Раньше благодарение Бога Отца за все благодеяния, которые Он оказал миру и человечеству, произносилось особыми лицами – теургами, которые по вдохновению произносили благодарственные молитвы. Правда, смысл всегда сводился к одному. Евхаристический канон как бы разделялся на части. Первая – благодарение Бога за весь сотворенный мир и всех нас вместе взятых. Вторая – прославление подвига Второго Лица Пресвятой Троицы, Господа Иисуса Христа. В этом русле направлялись хвалебные благодарственные молитвы священника и особых харизматичных людей в Древней Церкви.
У нас была Литургия Иакова, как-то я имел честь и счастье служить такую Евхаристию, наполненную очень глубокими молитвами, охватывающими все Божественное творение в этом мире, которое создано, кстати, только ради нас. Человек – краса Вселенной, венец всего живущего, основа мироздания. Ради человека создан весь этот грандиозный мир вместе с ангельским миром, вместе со всем тем, что мы можем увидеть. Человек является сердцевиной. Не случайно последним актом творения был человек, который, когда находился в первозданном достоинстве, созданный по образу и подобию Божию (образ Божий – это образ владычества, а подобие – это образ любви), был царем в земном мире, который был вручен человеку для созидания, для ухода за ним. И далее поет лик, то есть прихожане. Существуют народные Литургии, когда поет народ, а не хор.
Я как раз хотела спросить о Вашем отношении к тому, что в некоторых храмах сейчас начинают петь хором.
– Я думаю, что это замечательная практика. Потому что человек, стоящий в храме и не участвующий в общей молитве, в общем пении...
Но мы же молимся. Как же мы не участвуем?
– Мы стараемся молиться душой, а здесь не только душой, но и языком. Слух слышит, и язык произносит, таким образом, мы не только мысленно, но устами и слухом начинаем прославлять Бога и молиться Ему. Такая молитва, как мне кажется, может быть гораздо сосредоточеннее, чем у человека, старающегося молитвенно находиться в церкви, но не участвующего в Божественной литургии пением.
Я сама очень люблю петь и подпевать, и однажды был случай, когда в Архангельском соборе (наверное, я слишком громко подпевала хору) ко мне подошла служительница и весьма строго спросила: «А Вы могли бы не петь?». Видимо, не всем окружающим доставляет удовольствие наше пение, может быть, по причине отсутствия голоса или слуха. Как тут быть?
– Если поет хор, безусловно, мы своим пением, каким бы красивым оно ни казалось в наших ушах, должны стараться не перебивать певчих и не мешать. Другое дело, когда народное пение: здесь мы можем «поголосить».
Так вот, хор поет: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Здесь я хотел бы сделать маленькое замечание: в это время в некоторых церквах к молитве «Достойно и праведно есть…» басом звонит колокол, как бы призывая людей или давая знать народу Божию, что началась Божественная Евхаристия. К сожалению, как говорят литургисты, это не совсем правильно. Это поздняя практика, возникшая со времени Патриарха Иоакима, который умер в 1690 году. Раньше священник произносил возглас о Пресвятой Богородице «Восхвалим и возблагодарим Пресвятую Богородицу», я говорю своими словами (имеется в виду возглас «Изрядно о Пресвятей…» и последующая молитва «Достойно есть». – Прим. ред.), и тогда, уже после окончания Евхаристического канона, начинали бить в колокол, давая знать народу Божиему, что Евхаристия закончилась. Наверное, древняя практика была более правильной – звонить тогда, когда пелась песнь ко Пресвятой Богородице, уже по окончании Евхаристического канона. (Продолжение следует)
Расшифровка:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.