Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №28 (877)
Мама одного ученика спросила: «Скажите, а будет ли самостоятельностью такое проявление: ребенок идет в школу, доходит до нее, но я на протяжении всего пути звоню ему, чтобы спросить, где он, подошел ли к школе, вошел ли в нее, в класс и прочее?» На самом деле это говорит, что вы ребенку не доверяете, и у него будут проблемы с самостоятельностью: он ведет себя как зависимый ребенок, разговаривая по телефону, он не находится один – значит, он не самостоятельный. Самостоятельность – это абсолютная автономия ребенка: он сам принимает решение, по какой дороге пойти в школу, пойти бегом или шагом, на какой свет перейти дорогу, может проконтролировать свое время (успевает он или нет). Вот тот формат самостоятельного поведения, который мы должны у ребенка воспитывать. А постоянные звонки и напоминания связаны как раз с тем, что мы мешаем ребенку стать самостоятельным. Поэтому, уважаемые родители, доверяйте ребенку, старайтесь как можно меньше контролировать его, особенно на каких-то промежуточных этапах.
Предлагаю перейти к рекомендациям для наших родителей по воспитанию у детей самостоятельности.
– Рекомендаций будет совсем немного. Первое – ребенок должен четко знать, что он вполне может сделать сам. Родитель говорит: «Ты вполне можешь это сделать сам», и на каком-то этапе он вообще отключается от вмешательства в процесс: он может похвалить по результатам, но в процесс никак не вникает. Второе – нужно посмотреть, насколько самостоятельны вы сами, то есть как часто вы обращаетесь за помощью – и если вы крайне несамостоятельный человек, то начните с себя, со своей несамостоятельности. Может быть, надо ограничить количество звонков своей маме или подружке по поводу того, как поступить? И особенно не делайте это при ребенке, который видит, что сами мама или папа не самостоятельны.
Следующий момент – видеть все больше и больше каких-то дел, которые ребенок может совершить один, без вашей помощи, и смелее предлагать ему это делать. Например, попросить: «Сходи в ближайший магазин и купи хлеб. Посчитай сдачу и посмотри, хватит ли тебе еще на что-то, если хочешь». Когда ребенок пришел, и вы хотите развить у него самостоятельность, не нужно выспрашивать, что там было, ведь вы ему доверяете. Не вдавайтесь в подробности: как прошел его путь до ларька, не испугался ли он кого, как спускался в лифте. Все эти лишние вопросы мешают ребенку почувствовать себя самостоятельным. Когда ребенок сам предлагает что-то сделать, то не сомневайтесь в нем.
Например, если он говорит, что хочет проводить девочку-одноклассницу до дома?
– Здорово! Тогда мы спрашиваем: «Где живет девочка? Хорошо, если ты знаешь, как пройти и вернуться обратно, иди. В крайнем случае, у тебя есть телефон, если что, ты можешь позвонить».
Не нужно идти рядом с ними и говорить: «Ты же заблудишься, ты не знаешь, как доехать! А вдруг что-то случится…»?
– Ни в коем случае: как раз такое недоверие лишает ребенка ощущения того, что сделать что-то самому – это здорово, это взрослое ощущение самодостаточности. Мы видим массу людей, которые привыкли все время совершать свои действия в какой-то компании, при какой-то поддержке. Это происходит именно потому, что нет внутреннего самоощущения, уверенного поведения и самостоятельного принятия решения, которое связано именно с этапом младшего школьного возраста. Поэтому, уважаемые родители, доверяйте своим детям, позволяйте им действовать самостоятельно, независимо от вас, но в то же время наблюдая, чтобы их самостоятельность была конструктивной.
И, в завершение, – еще один вопрос. Мы говорили, что самостоятельность и вседозволенность – разные вещи, что вседозволенность нужно предотвращать, а самостоятельность, наоборот, всячески взращивать, инициировать ее развитие в ребенке. Что делать, если ребенок не проявляет инициативы к самостоятельности? Или проявление инициативы у него заложено природой?
– Инициатива, к сожалению, природой не заложена. Если ребенок не проявляет инициативы к самостоятельности, есть необходимость задать вопрос: «А не очень ли тревожный мой ребенок, не сформировалась ли в нем такое глубокое качество, как неуверенность в себе?» В таком случае можно приучать ребенка к каким-то обязанностям и делам вместе с собой, то есть начинать самому, а завершит пусть ребенок.
Дорогие друзья, напоминаю, что вы можете позвонить Юлии Александровне и задать свои вопросы по телефону +7(982)628-16-14. У вас есть такая возможность, воспользуйтесь ею, если необходимо. (Продолжение следует)
Расшифровка:
Людмила Моисеева
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.