Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №11 (860) – №22 (871)
– В эпистолярном наследии русских старцев письма святителя Игнатия (Брянчанинова) – духовного писателя и аскета – занимают особое место. Уже первое знакомство с ними показывает, что их автор даже в кратких корреспонденциях сохраняет высокий стиль своих больших произведений. Он постоянно преподает духовное назидание тем, с кем ведет переписку, – а писал Владыка Игнатий много: и монашествующим, и светским особам. В его письмах всегда звучал призыв к духовной жизни, изъяснялись основы этой жизни и шаги по их усвоению.
Из переписки святителя мы можем многое узнать о том фундаментальном богословском труде, который изучаем в наших «Уроках Православия». Так, в одном из писем святитель Игнатий говорит, что в «Слове о смерти» подробно объясняется смертное таинство и то, как нужно жить христианину, чтобы благополучно умереть. Знать о получении такого блага полезно и нам. Мы уже узнали о посмертной участи души и тела, о родстве ангелов и душ человеческих, о том, что после смерти души людей присоединяются либо к ангелам света, либо к падшим ангелам, то есть попадают в рай или ад.
Сегодня мы будем говорить о рае; этот раздел святитель начинает с воспоминания об изгнании Адама и Евы из Эдемского сада. Наверное, тогда люди и познали ту горькую правду, о которой мы сегодня говорим словами пословицы: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем».
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – В пятницу 1-й недели Великого поста на богослужении вспоминаются замечательнейшие стихиры о грехопадении Адама. Передается плач о рае, который еще не исчез из вида Адама и стал для него напоминанием о совершенном грехе, призывом к покаянию.
Здесь звучат умилительные слова, когда Адам просит, умоляет траву рая, Эдема (он не замечал ее, ходил по ней, срывал плоды райских деревьев) обратиться к Творцу. Конечно, это образно, мы знаем, что трава ничего не говорит, – но как смиренно и поэтично показано! В словах этого богослужения показывается уровень покаяния Адама: он видел рай и мог сожалеть о том, что потерял. Потомки, конечно, отошли от этого места и занялись другими, уже грешными делами. Поэтому тема эта очень важна для понимания, зачем Господь пришел на землю. Так или иначе, но это место скрылось от глаз людей: чем более человек становится грешным, тем он менее чувствует духовное – это закон, и его надо принять.
Вот история недавних дней: один мой знакомый начал рассуждать, можно ли священнослужителю сидеть в ресторане и выпивать? Канонично это или нет? Другой мой знакомый говорит ему, что каноны здесь не нарушаются. Мы потеряли ощущение, что дело не в канонах. Есть Закон и благодать – буква закона и дух, содержание этого закона. Хоть в каноне и есть запрет священнику посещать корчму, надо сказать, и свадьбу и там плясать, но это уже другая история, а люди каноны не читают, но ловко оперируют ими. Ощущение греха пропало, ведь не священническое это дело – сидеть в ресторане и заниматься выпивками: в этом случае он вредит себе, а еще больше вредит другим людям, становясь соблазном. Чем более грешными мы становимся, тем меньше мы чувствуем тонкости греха и результаты своих поступков. Если нам сейчас показать рай, то ничего не будет, потому что наш уровень – оправдание греха, к сожалению.
– «После грехопадения в душе человека открылся другой, иллюзорный рай, – пишет архимандрит Рафаил (Карелин), – который на самом деле – преддверие ада. Эти чувства, выродившиеся в страсти, наполнили душу человека, как искры, вылетевшие из преисподней. Адам потерял радость в Боге; и человек ищет наслаждения в удовлетворении своих страстей. Адам видел в запретном плоде талисман, благодаря которому он получит Божественную силу; он хотел стать богом через владение внешним предметом. И теперь человек ищет счастья во внешнем. Адам потерял благодать; человек находится в поле собственных страстей. Адам потерял мир в Боге; и человек живет в вечном беспокойстве, в постоянной тревоге».
Протоиерей Андрей Канев: – Чем дальше человечество развивается, тем меньше становится продолжительность жизни. Мы знаем, что Адам прожил 900 с лишним лет, а следующие поколения все меньше и меньше. Почему так происходит? Мы уже неоднократно касались этого вопроса и еще раз повторим: потому что нам нельзя долго жить – мы превратимся в такое исчадие ада, что потом нас только туда и отправлять. Нас не за что будет миловать, ведь покаяния у нас не будет. Поэтому ощутимый рай, в котором жил Адам, сейчас не виден, но это не означает, что его нет. Мы много, чего в жизни не видим, но знаем, что оно есть.
– «О том, что рай есть и поныне, мы узнаем из свидетельств многих угодников Божиих новозаветной Церкви, – пишет свидетель Игнатий, – они видели его таким же, каким он был изображен боговидцем Моисеем: изящнейшим и обширнейшим садом. Таков он и на самом деле. Однако вещество и природа его тонки – соответствуют естеству его жителей (духов), а потому недоступны для наших огрубевших и притупившихся от падения чувств». «Когда человек изгнан был из рая, – продолжает святитель, – тогда обязанность райского стража была возложена на херувима».
Протоиерей Андрей Канев: – И херувим с огненным мечом… Мы считаем, что так просто в это место не попадешь. И еще: необходимо понимать, что это место не географическое. Не надо думать, что он находится где-то там, в Аравийской пустыне между Ираком и Ираном. Кроме американских войск и каких-нибудь нефтяных вышек мы там ничего и не найдем, наверное. Это место находится где-то в духовном мире, но мы его не видим и, купив билет, туда не попадем. Это место закрыто, херувим не пустит нас просто так.
– «Душа разбойника, исповедавшего на кресте Господа, – говорит святитель Игнатий, – помещена в рай. Туда же помещены души многих христиан, удостоившихся спасения: этим объясняется свойство райской природы». А это значит, что рай для людей все же открыт.
Протоиерей Андрей Канев: – Он открыт после того, как Господь умер на Кресте и Воскрес. Не Адам открывает, не какой-то хороший человек, не херувим решил всех запустить, а Сам Господь открывает это место, при этом не кому попало, а разбойнику. Это тоже очень интересная тема, но отдельная и очень глубокая. Это не просто: «О Господи, я с Тобой!» Это сейчас не по теме, но можно отдельно разговаривать, что за разбойник, чем он отличался от соседнего разбойника, который, возможно, его подельник. Спасенного человека отличают очень многие нравственные качества. Это покаявшийся человек, которому Господь сказал напрямую: «Сегодня будешь со Мной в раю». (Продолжение следует)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.