Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №21 (870)
Мы продолжаем говорить о различных видах поведения в школе и остановились на агрессивном поведении, договорившись посвятить этой теме целую передачу. Что же это за поведение?
– Агрессивность – поведение, направленное на причинение вреда и ущерба другому человеку. В психологии есть очень много понятий, определений и теорий агрессии, но я думаю, что мы сузим эту тему до интереса родителей детей начальной школы. В данном случае агрессия ребенка школьного возраста связана с причинением вреда другому с целью защиты себя либо с целью устранения другого объекта из поля своей деятельности и интересов.
Каковы же причины агрессии?
– Чаще всего агрессивный ребенок в школе – это ребенок, который имел такое поведение и его проявления и ранее. Если педагог наблюдает такое поведение в классе, то есть смысл задать вопрос родителю: «Скажите, ребенок начал вести себя так только в школе или он еще в детском саду дрался и обижал кого-то?» Если родители отвечают, что это у нас было всегда, то, скорее всего, такое поведение становится для ребенка уже нормой и работать с ним придется обязательно в сотрудничестве с родителями, другими детьми и, конечно, педагогом.
Если агрессия возникла как следствие ситуации в школе (например, ребенку все время приходится себя защищать: отстаивать свою точку зрения, свое пространство, территорию, свои предметы), педагогу нужно обратить внимание на обстановку в классе, которая, скорее всего, провоцирует детей на агрессию. Иногда агрессия носит заражающий характер: один ребенок подошел и толкнул, второй ребенок, глядя на это, тоже толкнул, и эти действия начинают занимать время, которое, по идее, должно быть посвящено отдыху. Вместо этого дети дерутся, проявляют агрессию, и в этом у них появляется свой смысл... На это тоже надо обращать внимание: это физическое здоровье детей и определенный стереотип – установка видеть в школе возможность подраться и проявить свою агрессию.
Причина агрессии ребенка, конечно, и в агрессивном поведении родителей: физическое наказание детей, домашняя агрессия несомненно отразятся на поведении ребенка в школе. Подобно родителям, он будет агрессивен по отношению к своим сверстникам. Если родители в отношении других детей проявляют агрессию – наказывают, бьют их, причиняют боль, и ребенок это видит, конечно же, он с этим поведением может прийти в школу и попробовать его на сверстниках. А если он увидит, что это дает ощущение власти, победы, такая форма может закрепиться.
Причин для агрессии может быть очень много. Они могут быть и природного характера, когда хочется попробовать себя, кого-то обидеть и посмотреть, действительно ли он может причинить какую-то боль и от него может кто-то пострадать, а потом довести это до привыкания и стиля жизни.
Не знаю, согласитесь Вы со мной, но родители часто говорят, что нормально, когда мальчики дерутся: «Ну, характер у него такой!», и не придают этому особого значения и ничего с этим не делают.
– Я считаю, что игнорирование подобного поведения ребенка – не совсем правильный подход: за агрессией стоит именно умышленное причинение вреда другому. Ею часто страдают дети, в семьях которых нет понимания добра и зла, нет понятий «хорошо» или «плохо». Мы часто наблюдаем агрессивное поведение у детей из семей, где разрешено все, главенствует принцип вседозволенности. Мне кажется, если сейчас вы не обращаете внимания на то, как агрессивно ведет себя ребенок по отношению к другим, то потом сами окажетесь в подобной ситуации. Ребенок будет зол и не заметит границы дозволенного даже по отношению к собственному родителю. Поэтому обращать на это внимание очень важно.
Чтобы не оказаться в такой ситуации, наверное, можно как-то скорректировать такое поведение?
– Обязательно. Но в теме «агрессия» мы не будем употреблять слово «борьба», потому что бороться с агрессивным ребенком – это как раз то, чего он хочет.
Это подливание масла в огонь.
– Да, конечно! С точки зрения психологии и терапии, с агрессивным ребенком не рекомендуется использовать в качестве упражнений или средств взаимодействия метод борьбы. Для некоторых детей подходит вариант, когда взрослому предлагается побороться с ребенком и победить его. Но агрессивный ребенок обидится, что в прошлый раз проиграл и будет ждать звездного часа, когда победит взрослого.
А ждать он может долго.
– Да, и все время будет искать возможность триумфа, чтобы ощутить свою победу. Взрослый уже может и не бороться с ним, забыть, а ребенок может хотеть свести счеты. Поэтому надо действовать не борьбой, а убеждением и собственным примером показать, что в мире есть добро и есть зло. За добром стоят такие последствия, как друзья, симпатия, принятие. А за злом стоят только враги, которые будут видеть в тебе соперника и будут желать с тобой сразиться, сделать тебе больно, так же, как и ты.
Можно использовать моменты, которые связаны с социальными нормами, показать, что есть нормативное поведение и не принято кидаться на человека, пока ты не ощутишь от него какую-то реальную угрозу. К агрессивному ребенку нужно подойти с точки зрения возможности нормативного выплеска своей энергии и агрессии – можно побить подушку, чтобы выплеснуть свой гнев не на кого-то, а в таком вот формате. Это могут быть игры – вроде «Покричи громче», в такую игру удобно играть в лесу или где-то на улице, когда родители агрессивного ребенка предлагают ему покричать или побегать с ускорением на улице, чтобы выплеснуть свою энергию, агрессию, и т.д. Есть игры, связанные с подражанием эмоциям, например, изобразить злость и посмотреть на себя в зеркало, какой ты, когда злой, а потом изобразить радость и опять посмотреть на себя. Ребенок будет близок к состоянию, когда он может контролировать себя и управлять своим поведением. Замечательно, если после таких игр родители разговаривают с ребенком об отношениях к другому, о том, что дружба и солидарность – это здорово.
Известный психолог Г. Хоментаускас предлагает при общении с агрессивным ребенком очень много внимания уделять заботе о ком-то – например, агрессивному ребенку можно вменить в обязанность уход за домашним животным, но обращать внимание, как он это делает, чтобы это было действительно с любовью, заботой, с состраданием. Для начала надо самому показать пример, как это делать: погладить, покормить, посмотреть, все ли скушал любимый кот и т.д. Или начать кормить птиц зимой: «Давай пойдем и покормим птиц – зима для них голодная пора. Давай поухаживаем за ними». То есть формат переключения на заботу позволяет агрессивному ребенку усвоить другие ценности. (Продолжение следует)
Расшифровка:
Людмила Моисеева
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.