Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №21 (870)
Продолжаем разговор о Евхаристии.
– Я бы хотел вернуться к нашей прошлой беседе, когда мы говорили о двух разных взглядах на совершительные действия благодати Святого Духа. Для Католической Церкви таинство совершается во время того, как священник или архиерей указывает на Дары и говорит: «Это есть Тело Мое Нового Завета, за вас ломимое во оставление грехов, а это есть Кровь Моя Нового Завета, за вас изливаемая во оставление грехов». Если папа Римский – наместник Бога на земле, то любой священнослужитель, совершающий Божественную литургию (мессу) – как бы вице-наместник и как бы является Самим Христом, если хотите.
Почему я так говорю? Потому что Господь Иисус Христос (мы видим из Евангелия) не произносил никакой тайносовершительной формулы призывания Духа Святого (то, что у нас называется молитвой эпиклезы). Он указал на хлеб и сказал: «Это есть Тело Мое». Указал на чашу с вином: «Это есть Кровь Моя». И дал причаститься этих Таин апостолам. Это первая Божественная литургия, совершенная Господом Иисусом Христом. И по отношению к Евангелию, безусловно, Западная Католическая Церковь не погрешает, то есть все так, как совершил Господь Иисус Христос. Но Западная Церковь забывает о той общей традиции, которая существовала в Древней Церкви (когда еще Церкви не были разделены), в первые века христианства, когда была Единая Православная Церковь и совершалась Божественная литургия с троекратным призыванием благодати Духа Святого на Дары.
Я могу поделиться с вами и сказать о своем ощущении. Когда я совершаю Божественную литургию и Божественную Евхаристию, я ощущаю, что мое тело, мою плоть как бы токами пронизает во время Божественной Евхаристии и во время чтения формулы призывания Духа Святого на Святые Дары. Внутренне я очень огорчаюсь, когда это ощущение испытываю либо тупо, не вполне, либо не испытываю (бывает и такое, к сожалению). Но это, безусловно, не значит, что Евхаристия не совершилась, это мои личные ощущения. Но вот уже на протяжении 35 лет я испытываю особое состояние во время Божественной литургии, во время Евхаристии, и именно в момент, когда я призываю Святого Духа.
Надо сказать, что ощущение призывания Духа Святого (некую энергию благодати Духа Святого) я ощущал и во время служения Божественной Евхаристии и Литургии старцами. Мне посчастливилось видеть многих старцев, совершающих Божественную литургию. Я помню, как митрополит Антоний (Блум) совершал Божественную литургию, и во время тайносовершительной формулы, во время призывания Духа Святого не только я, но все присутствовавшие в алтаре (думаю, и прихожане, православный народ) чувствовали, как энергия благодати Духа Святого охватила сердца всех нас – священство и людей, стоявших в храме и ожидавших Причащения Святых Христовых Таин.
Как бы то ни было, на протяжении первых веков Западная Церковь стала постепенно вытеснять эту формулу. Определить, когда это точно произошло, когда была вытеснена формула призывания Святого Духа, – дело ученых. Но можно сказать, до XIII века, несмотря на то, что в Западной Церкви формула призывания Святого Духа уже не присутствовала, в Восточной Церкви она присутствовала всегда, в Византийской Церкви. И повторю, что формула призывания Святого Духа имеет начало в Древней Церкви. Те, кто желает ознакомиться с исторической канвой развития Божественной литургии, могут обратиться к замечательной книге архимандрита Киприана (Керна) «Евхаристия». Они увидят, как этот замечательный отец Церкви аргументированно доказывает, что, на самом деле, формула призывания Святого Духа ведется с апостольских времен.
Но вот, я повторяю, Западная Церковь вытеснила эту формулу с какого-то времени. Однако никогда не было до разделения Церквей (вернее, до почти разделения Церквей) в связи с этим конфликта между Западной и Восточной Церквами. Восточная Церковь знала, что Западная Церковь уже не призывает трижды Святого Духа. Западная Церковь знала, что Восточная Церковь эту формулу использует и всегда только с этой формулой совершает Божественную Евхаристию, – но никогда ни та, ни другая Церковь друг друга в этом не обличали, не спорили, покрывали друг друга любовью.
И только с XIII века начинаются разногласия. Западная Церковь настаивает на том, что это нововведение Византийской Церкви. Восточная Церковь, исследуя исторические материалы, настаивает на том, что никаких нововведений не было, что это все ведется с древних времен, что эта формула освящения Даров Святым Духом и призывания Святого Духа всегда существовала и традиционно поддерживается Восточной Православной Церковью.
Теперь хотелось бы возвратиться непосредственно к самой Божественной Евхаристии, к так называемому Евхаристическому канону («канон» – это нечто неизменяемое). Хочу сделать еще одну маленькую ремарку. В Древней Церкви в первые три века в основном совершение Божественной литургии, Божественной Евхаристии было творческим процессом, если хотите, но канонизированным, то есть одно следовало за другим.
Надо сказать, что Евхаристия делится, условно говоря, как бы на творческую часть (когда читаются благодарственные молитвы по отношению к Богу Отцу, Который сотворил все и вся), на искупительную (молитвы, посвященные Христу, Его Искупительной Жертве, Его установлению Божественной Евхаристии, Божественной литургии) и на освятительную, совершительную часть (призывание Святого Духа). Вот как бы эти три части существовали, существуют и будут существовать до скончания времени.
В первые два-три века, как правило, Божественную литургию совершали люди харизматичные, не было тех канонических молитв, которые мы читаем в Литургии святителя Василия Великого, Литургии святителя Иоанна Златоуста, Литургии апостола Иакова. Каждый так называемый теург (предстоятель) во время Божественной литургии мог находиться в свободном творческом духовном полете и благодарить, по наитию Святого Духа, своими словами Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. И только со времени Василия Великого эти Евхаристии канонизируются, облекаются в канон, и мы уже читаем канонические молитвы. Ну и теургов-то сейчас мы не найдем, осененных благодатью Духа Святого людей святых и праведных по жизни. Поэтому это очень правильно, что мы пользуемся молитвами, оставленными нам Церковью и авторизованными либо Василием Великим, либо святителем Иоанном Златоустом, который, как я уже говорил, сократил ради немощи человеческой Божественную литургию.
Хотел бы сделать еще одно маленькое замечание – Божественная литургия совершается вне времени. Она обнимает и прошлое, и настоящее, и будущее. И все молитвы, читаемые во время Божественной литургии, говорят именно об этом. Сейчас в традиции Православной Церкви принято читать молитвы Евхаристического канона и вообще все молитвы тайно. Они в Служебнике так и называются – тайные молитвы. Но на самом деле, как говорят специалисты в этой области, тайные молитвы посвящены таинству Божественной литургии.
И в Древней Церкви не было такого, чтобы предстоятели престола за Божественной литургией тайно, про себя читали эти молитвы. Обратите внимание: когда совершается Божественная литургия и мы слышим только одни возгласы, произносимые предстоятелем в Церкви, то они носят, во-первых, фрагментарный характер, как бы некое целое разбито на какие-то части и между ними не существует никакой связующей линии. Допустим: «Благодарим Господа», потом священником читаются молитвы, потом вдруг священник произносит: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Потом священник произносит: «Приимите, ядите…», «Пийте от не я вси, это есть Кровь Моя…». Далее опять хор поет что-то. Потом: «Твоя от Твоих…». В общем, все это носит как бы разрозненный характер. И вот стоят прихожане в храме. Что они понимают в этом? Может быть, они ощущают благодать Духа Святого, пронизывающую их, но для них это что-то такое несвязанное, что-то эклектичное.
Поэтому в Древней Церкви считалось (например, император Юстиниан I писал постановления), что необходимо велегласно (то есть великим гласом) читать эти молитвы. И благодаря чтению этих молитв вслух, одна часть связывается с другой частью, из другой части вытекает третья часть, и, таким образом, последовательно, осмысленно совершается Евхаристический канон – тогда и народ Божий начинает осмысливать и понимать Божественную литургию.
На сегодняшний день в церквах не принято читать эти молитвы вслух. Существуют разные традиции. По милости Божией, Святейший Патриарх читает эти молитвы вслух (установлены динамики, и его очень хорошо слышно). Его голос не перебивает, а дополняет пение хора, а лучше сказать – доминирует над хором, и человеку становится понятна Божественная литургия и Божественная Евхаристия.
Тем, кто не имеет возможности услышать служение Святейшего Патриарха Кирилла, тем, кто не слышит священника (а многие священники читают молитвы тайно), я бы советовал обзавестись Служебниками и следить по Служебнику за совершением и последовательностью совершения Божественной литургии и Божественной Евхаристии. Вот сейчас в руках я держу Служебник. Иногда священники пользуются толстыми Служебниками, в которых есть не только Литургия святителя Иоанна Златоуста, но и Литургия Василия Великого, а иногда даже и Литургия Преждеосвященных Даров. А вот у меня в руках очень замечательное, удачное издание, тонкая книжица, называется «Литургия святителя Иоанна Златоуста».
Отец Владимир, так быстро пролетает время наших передач...
– Тогда я в заключение нашей программы, которая очень полезна (и для меня, в первую очередь, полезно изучение Божественной литургии), хотел бы сказать, чтобы народ Божий старался вникать в смысл богослужения, чтобы понимал, что центром нашей духовной и человеческой жизни является Божественная литургия, установленная Господом Иисусом Христом, что Господь Иисус Христос есть единственный Учредитель таинства таинств Божественной литургии и ее Освятитель. Господь Иисус Христос был единственным и первым Совершителем Божественной литургии. И сейчас Второе Лицо Пресвятой Троицы – Бог Сын совершает эту же Божественную литургию, только руками нас, священнослужителей (архиереев либо священников). Хотел бы призвать людей все время стремиться к Божественной литургии, если не имеют возможности в будние дни, то во всяком случае – в воскресные дни или в праздничные. Потому что, дорогие мои, наша жизнь должна быть пронизана Евхаристией, должна сосредотачиваться вокруг Евхаристии. Это такое таинство, когда мы начинаем существовать в Господе, а Господь – в нас. (Продолжение следует)
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.