Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (871) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 11

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 11

№22 (871) / 14 июня ‘16

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) – №21 (870)

Те смуты, те неправды, которые были в древние времена, есть и сегодня… Что такое «В конец, о осмей»? Речь идет о завершающем восьмом дне. Вся жизнь творится в семь дней. Господь в шести трудовых днях дал образ наших трудов, нашего возделывания земли и в седьмой день почил и заповедовал нам, чтобы мы в этот день отказывались от различных трудов, восполняли свои духовные и физические силы. В восьмой день произошло невероятное – Воскрес Господь. И когда Он пришел на землю, Он изменил ее, провел некую черту под жизнью человека.

Если мы берем некий этап жизни на земле, то 8-й день – день завершающий, день Страшного Суда, когда Господь проведет черту под жизнью каждого живущего на земле и даст ему оценку. В последний день человечество получит Суд, и он будет окончательным, будет завершением всех наших трудов, дел, мыслей. Будет получена некая оценка – мы должны помнить, что будет этот 8-й день, что Господь обязательно даст нам оценку: Он возвращает человека к той правде, в которой тот должен жить.

В молитве человек либо в радости славословит Господа, либо, пребывая в душевном смятении, говорит о своем горестном состоянии, которое не дает ему покоя. Псалмопевец Давид переживал разные этапы жизни. Были очень трудные, внутренне отягощенные… Этот псалом посвящен событиям в начале земного пути Давида, когда он соперничал с Саулом и Саул не принимал помазанника Божия. Саул не принял волю Божию о Давиде, о том, что закончилось его царство, поскольку он не исполнил обетование Божие. В это время Давид переживал потрясение: многие предавали его, многие злословили его, ему говорили одно, а Саулу – другое. И Давид находился в тяжелейшем состоянии.

Этот псалом отличается тем, что Давид, еще не чувствуя за собой греха, с Богом общается, не прося у Него милости. Он просит, чтобы Господь сотворил правду, представляя Господу ту правду, которую Господь ему открыл и которую он, Давид, принял и за которой следует.

Начинается псалом с таких удивительных слов: «Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих» – правда Божия уже не живет в сердцах людей, святых людей уже очень мало («преподобный» – тот, кто живет в правде Божией, кто уподобляется Самому Богу в делах добрых и стремится исполнить заповеди Божии). Приходит время, когда происходит оскудение святости. Святость – фундамент жизни на земле. Наши предки так и говорили: не стоит город без святого, и деревня – без праведного. Праведность от чего? От того, что совершаются дела правые – Божии: человек стремится к Богу, к добродетельному житию, поэтому и приобщается к святости.

Если человек не приобщается к святости, то смысл жизни на земле теряется. Тогда стираются с лица земли деревни, уничтожаются города. Не силою экономических факторов, а силой потери святости: нет того, что бы удерживало жизнь в этом месте, а удерживает только святость, нить, связывающая человека с Богом, землю с Небом. Тогда земля становится плодородной... Если теряется святость, то все разрушается. Поэтому «оскуде преподобный», пишет псалмопевец Давид. За счет чего? Святые отцы поясняют: за счет того, что бывшие преподобными ушли в жизнь вечную, а новых преподобных становится все меньше и меньше. Не то чтобы никто не стремится к святости, – святость становится невостребованной в нашей жизни: тяжело творить добро, если добро не востребовано, если его не принимают, начинают над ним смеяться. Мы знаем, как сегодня осмеивают законы Божии – святость, целомудрие, чистоту отношений. Если ты будешь не как все, тебя не принимает мир. Почему наши дети в последнее время начинают совращаться и идти в сторону этого мира? Не потому, что они хотят творить грех, а потому, что они не хотят выделяться в этом мире. Они хотят быть как все, чтобы мир не отвергал их. И в этом заключается зло, ведь за счет таких действий оскудевает святость в нашей жизни. Псалмопевец Давид и в те времена жалуется на то, что грех преобладает в человеческих отношениях, что святость уходит от человека – «яко умалишася истины от сынов человеческих». Что это означает? Истина в этой жизни есть, без нее невозможно, но ее очень мало.

«Суeтная глагола кийждо ко искреннему своему, устне льстивыя». Суетное не основательное – не то, что действительно нужно человеку. Человек живет в неправде, говорит всякую ложь – «устне льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая»: он может говорить даже какие-то хорошие слова, но они лживы – говорит одно, а думает другое, злое замышляет, но не озвучивает и начинает делать, но успокаивая другого говорит неправду.

Псалмопевец Давид – пророк. Он пророчествует, что со Христом будет так же: неправда, клевета, замысел злого в сердце – все это было и против Господа нашего Иисуса Христа, и эта неправда царит по сей день. Там, где нет Бога, нет Света, нет Христа; там существует неправда. Люди говорят одно, думают другое, делают третье – «злая в сердце своем».

«Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый». Господь, конечно, всю неправду уничтожит, упразднит ее только тогда, когда вознесется после Своего страдания, когда явит правду на этой земле. Надо помнить: какой бы ни был язык человеческий, как бы он ни говорил неправедно, все равно правда Божия на земле восторжествует.

«Рекшыя: язык наш возвеличим, устны наша при нас суть, кто нам Господь eсть?». Говорится: «Мы свободные люди, у нас есть свой язык, кто может нам запретить говорить то, что мы хотим? Где ваш Господь? Он же нам ничего не сделает». Святые отцы приводят в пример Навуходоносора, фараона: когда они кичились своей силой и славой и говорили праведным людям, в том числе еврейскому народу, бывшему хранителем Божественной истины на земле, «где Бог ваш?» и смеялись над Богом, то не оставались без наказания. Из Священного Писания известно, что всякое безумие, которое затевалось против народа Божия, Господь обязательно наказывал.

И в нашей жизни звучал вопрос «где ваш Бог?», когда разрушали храмы Божии, сжигали иконы, с храмов снимали кресты, уничтожали святых Божиих людей, монашествующих, священнослужителей, архиереев, просто верующих. Те, кто творил эту неправду, этот грех, наказаны, и роды их наказаны, и проклятия они низвели на себя с Неба: Бог поругаем не бывает. Тот, кто говорит «где ваш Бог?», тем самым призывает на себя гнев Божий.

Псалтирь научает нас бережно относиться к нашим словам, особенно не нарушать 3-ю заповедь Закона Божия – не упоминай имени Господа Бога твоего всуе. Много неверующих людей кичатся своим положением, деньгами и говорят «где ваш Бог?», а потом наказание приходит на них, на их род, на детей, на близких – так что мы должны очень бережно относиться к словам, которые говорим.

Если не верим в Бога, это не значит, что Его нет. Об этом хорошо рассказывает митрополит Вениамин (Федченков). Такое отношение к Богу, Священному Писанию было даже в той среде, где воспитывали будущих пастырей. Один учащийся другого спрашивает, стоя в очереди в столовую: «Ты в Бога веришь?». Тот говорит: «А ты Его видел?». Но если ты Его не видел, это не означает, что Его нет. И стоит рядом неученый вахтер и говорит: «А ты мою бабушку видел?». – «Нет, не видел». – «А она по сей день живет». Как видите, лучше всегда иметь благоразумие и воздержание в слове.

«Страсти ради нищих и воздыхания убогих ныне воскресну, глаголет Господь, положуся во спасение, не обинюся о нем». Удивительное мессианское место! Ради чего Господь приходит на землю? Ради нищих и воздыхания убогих. Нищий – это тот, кто некогда был богатым и обеднел. Убогий постоянно находится в нищете и над ним смеются, не прислушиваются к его слову, хотя он, может быть, человек мудрый, Господь может ниспослать ему особые дарования. Почему псалмопевец Давид приводит их в пример? Он хочет показать, в каком тяжелейшем состоянии нищий и убогий находятся – не столько в физическом, сколько в духовном состоянии по отношению к Господу. Он приходит на землю ради тех, о ком скажет в Священном Писании «блажени нищие духом». Господь даже пойдет на позорную смерть ради спасения таких людей.

«Словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено, искушено земли, очищено седмерицею». Очень важные слова: как говорит псалмопевец Давид о словесах Божиих? Слово Божие – это Священное Писание, то, что Господь возвещает человеку о необходимом для его спасения. Это путь духовной жизни, духовного восхождения, совершенствования, приобретения Царствия Небесного. Эти слова без грязи, которая может прилепиться к слову или письму. «Словеса Господня словеса чиста, сребро разжжено» – серебро, пропущенное через огонь, очищенное от всяких примесей семь раз (у евреев «седмерицею» – «многократно»). Это самое чистое серебро.

«Ты, Господи, сохраниши ны и соблюдеши ны от рода сего и во век». Не на кого уповать больше в этой жизни псалмопевцу Давиду. Господь может защитить человека от неправды, которая творится в это время. Это пророческие слова. Спасение было явлено Самим Божественным Спасителем именно тогда, когда Он явился на эту землю. Церковь Божия, Церковь Христова по сей день сохраняется Господом. Враг рода человеческого воздвиг гонения на Церковь через различные ереси, внутренние расколы. Господь сохранил ее «от рода сего и во век».

«Окрест нечестивии ходят, по высоте Твоей умножил eси сыны человечeския». Здесь псалмопевец Давид говорит и о себе, и о Церкви Божией, что вокруг много неправды. Ложь, зло, искушение, испытание подходят с разных сторон, и только Господь может оградить от неправды. В том числе от неправды, с которой Давид столкнулся при соперничестве с Саулом. Но Давид всегда верил в то, что Господь его не оставит. Он говорит: Господи, я чувствую правду Твою, и слова Твои – правда, и они не могут быть не исполнены в этой жизни; Ты испытываешь нас, но я говорю Тебе, что Ты меня сохранишь, Ты меня поставил на это место, значит, Ты меня не оставишь.

Такая дерзновенная молитва заложена в этом псалме псалмопевцем Давидом. Он говорит: тот, кто творит неправду, получит суд в конце жизни своей.

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс