Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Святые книги, жития и наставления подвижников – что бы мы делали без них, как бы мы жизнь свою христианскую выстраивали, если бы не было у нас свидетельств честной подвижнической силы подлинной христианской жизни святых угодников Божиих перед глазами?..
Друзья мои, каждый из нас испытывал воистину священный трепет, переворачивая страницы наставления святых угодников Божиих, читая Священное Писание, запоминая, может быть, какие-то строки, страницы наизусть, цитируя эти священные слова.
Вот у меня в руках жизнеописание святого Антония Великого, написанное другим святым человеком – Афанасием Александрийским. Антоний Великий был первым, кто не просто предпринял опыт отшельнической жизни, не только был первым отцом монашества: он же написал и первый очерк демонологии (вернее, не написал, а надиктовал своим ученикам, поскольку сам Антоний был египтянином, греческого языка не знал и грамоте не умел, что, собственно, не умаляло ни в коей мере его святости и апостольского преподобнического достоинства).
В текстах святых мистиков, которые шли стопами Антония Великого, можно встретить очень много упоминаний о противоборстве между святыми и демонами, о воинственном кличе, которые бросали подвижники Божии, уходя в пустыню, затворяясь в келии, предпринимая какие-то постнические и молитвенные подвиги, поскольку всякая подвижническая жизнь есть вызов – прежде всего духам нечистым, тем князьям области воздушной, о которых писал апостол Павел.
Это тема, демонология, очень страшная, тревожная. Мы пытаемся об этом не говорить. Пытаемся как-то открещиваться (в буквальном смысле) от этих вопросов и проблем, но так или иначе мы сталкиваемся с действием нечистых духов не только на нас и в нашей жизни, но и в жизни целых государств. И в текстах святых подвижников мы неоднократно видим упоминания, что духи нечистые и являются подлинными виновниками тех бедствий, которые постигают наш единый мир.
Макарию Египетскому, великому угоднику Божию, было видение князя бесовского, который шел в растрепанной одежде, изорванной одежде странника, бесприютного скитальца, которая вся была обшита карманами. И из каждого кармана выглядывало горлышко какого-то сосуда. Вот Макарий остановился и спрашивает: «Куда ты, бес, идешь?» (Святые старцы так запросто разговаривали с духами. Они видели и ангельский мир, но и мир демонов был им открыт и доступен. Они обладали даром тут же распознавать бесовское искушение). «Вот, – демон говорит, – я иду в монастырь искушать братию и несу вот эти сосуды, которые со мною. Есть в моих сосудах настойка зависти, где-то сребролюбия, эликсиры похоти, ненависти, гнева, злобы. Я даю пробовать каждому из братии – и что ему понравится, то ему и оставляю».
Вот эти «эликсиры сатаны» повсюду в нашем мире разлиты: демоны нечистые искушают нас, они же вызывают распри в семьях, когда отец восстает на сына, сын на отца, когда мира нет в доме именно потому, что мы с вами не подвизаемся против всех этих искушений, разлитых вокруг нас, мы перестали быть сдержанными, не различаем духов.
Между тем, если вы возьмете какой-нибудь древний текст, например, даже кельтские предания или предания из корпуса «Смерть Артура», то самым последним, самым страшным знаком распада мира для людей раннего Средневековья или поздней античности были восстания сына на отца, отца на сына, невестки на свекровь, дети презирали своих родителей, не было мира в доме, а народ, семья разрушались.
Но люди древности, которые всегда прислушивались к голосу старцев, противостояли этим искушениям. Антоний Великий был первым человеком, который описал практическую сторону борьбы с демонами. Его демонология имела практическое применение, практический ресурс. Она была прикладной, очень насущной. Он своим ученикам говорил, что хочет рассказать не о самой природе демонов, а о тех испытаниях, которым они нас подвергают. И самое главное, что Антоний Великий подчеркивал в своей речи, в своих наставлениях, – то, что мы не должны бояться демонов, но не должны и недооценивать их воздействие на человека, на целые человеческие сообщества, даже на мир животных.
Есть такой эпизод в житии Антония Великого, когда ему явился демон в образе татуированного и страшного великана. Скрежеща зубами, пугая Антония, он шел навстречу великому старцу. Как бы мы отреагировали на видение, когда видимое нами очень осязаемо, очень натурально – это не сновидение? Если происходит такое искушение – это что-то настоящее и страшное… И Антоний описывает атмосферу эмоционального потрясения, испытываемого человеком, проходящим через это видение: атмосферу ужаса, паники, тревоги. Именно в такой ситуации появляются бесы. Антоний подчеркивает, что мы должны оценивать свои чувства и ощущения от видения именно потому что ангел сатаны, как говорил апостол Павел, еще может принимать облик ангела света, то есть обманывать наши чувства. Но тревога, внутренний разлад не исчезнут. Если вам явился ангел, если видение законно, вы будете испытывать тихую радость и сильно вам не будет страшно.
И вот Антонию явился этот великан. Антоний осенил себя крестным знамением и дальше совершенно потрясающий момент: он бросился на него с кулаками, замахнулся на этого свирепого великана, и великан исчез. И вот Антоний Великий говорил, что самое большое оружие, самое сильное против демонов – это крестное знамение, конечно же. А во-вторых, это бесстрашие и мужество, которые должны быть в сердце христианина всегда, это очень важно для нас. А для того, чтобы были бесстрашие и мужество, нужно вести жизнь чистую не порочную. Нужно стараться в себе самом подавить, истребить эту распрю, которая вокруг нас таким соблазном щедрым рассыпана. И для подвижника, как говорит Антоний Великий, самое сильное оружие против нечистых духов, это правая жизнь и вера в Бога – правая жизнь, когда совесть тебя ни в чем не обличает, и вера в Бога.
Совесть – изрядная трусиха, она может нас обмануть, но вот если мы сверяем сердце свое со Священным Писанием, с верой в Бога то тогда мы можем дерзновенно предстать перед престолом Божиим. Тогда, чтобы с нами ни случилось, чтобы Господь ни доверил нам испытать в этой жизни мы перенесем. Вот так: крестное знамение, бесстрашие, правая вера в Бога и праведная, милосердная добрая жизнь с добрым сердцем, с добрыми намерениями. И самое главное, в воспитании себя и своего сердца в любви и доброте.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.