Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (870) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Гиперактивное поведение ребенка

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Гиперактивное поведение ребенка

№21 (870) / 7 июня ‘16

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) – №20 (869)

Юлия Александровна, нас спрашивают, как быть, если ребенок во время учебного процесса в школе ведет себя не так, как нужно, мешает учебному процессу, детям и учителям? Чаще всего говорят, что ребенок гиперактивный. Что это такое?

– Действительно, тема гиперактивности сейчас очень популярна. И мне очень странно, когда педагоги или родители сами ставят ребенку диагноз гиперактивность. На самом деле, для постановки этого диагноза существует целая серия специальных диагностических материалов, методик, исследований и обследований, которые позволяют заключить, что ребенок гиперактивен, или с синдромом гиперактивности.

Это очень серьезный процесс, и ни в коем случае мы не говорим о гиперактивности, когда ребенок неуправляем, когда с ним не может справиться педагог. Начнем с того, что для гиперактивного поведения характерны особые признаки, и самым первым является общая расторможенность ребенка. От продуктивной активности она отличается тем, что действия ребенка носят очень спонтанный характер, то есть в них практически нет никакой логики, можно сказать, что ребенок двигается вообще всем телом.

Такое поведение ребенка некомфортно даже ему самому, и, не зная, что с этим делать, он начинает совершать какие-то неправильные действия: кого-то толкать, с кем-то ссориться, вступать в конфликты. Если взять его в формате какого-то взаимодействия, то он не может спокойно стоять, ему нужно все время что-то делать с партнером, как-то его трогать или задевать себя, что-то дергать. Он все время находится в каком-то движении, в каком-то процессе. Очень часто замечают, что гиперактивные дети по ходу своего движения роняют предметы, не специально, у них это получается само собой. Иногда такой ребенок не может пройти спокойно, чтобы что-то не задеть и потом не уронить. Любое задевание чаще всего заканчивается тем, что он что-то роняет, ломает, обижает и т.д. Если мы возьмем такого ребенка дома, то чаще всего он весь грязный, потому что облился, когда он умывается, мокрыми у него будут все руки, потому что он даже не может нормально умыться. Если он кушает, то вокруг него все будет в крошках.

Следующим признаком является сложность или даже невозможность сосредоточить свое внимание на чем-либо. Если гиперактивный ребенок смотрит на доску, то буквально считанные секунды, дальше он отвлекается и начинает совершать собственные действия. Поэтому учитель может, посмотрев на него, попросить его сосредоточиться, очень важно зафиксировать, чтобы взгляд ребенка был действительно сосредоточен, а не формален, когда он просто смотрит, а в глазах никакого сосредоточения нет.

Следующий признак, конечно, плохое обучение. Ребенок вообще не может завершить какой-то процесс и выполнить его качественно, потому что у него много дополнительных движений, которые не позволяют ему аккуратно и точно выполнить свою работу. Когда он учит уроки, то постоянно выбегает из-за стола, потом прибегает и садится снова. Нет какого-то более или менее длительного процесса, который позволяет ему сосредоточиться на уроках, поэтому он учится плохо. В его тетрадях много лишних деталей, ненужных заданий и помарок (он часто что-то зачеркивает и вычеркивает). Чаще всего тетради таких детей грязные, исчерканные, измятые и т.д.

Гиперактивные детки импульсивны и возбуждают весь класс, любят привлекать к себе внимание, потому что им некуда девать свою активность, которая в них просто кипит. Их возбудимость чаще всего не подчиняется убеждениям педагогов. Ребенок не может выполнить правила, даже если их многократно повторяют, он даже может повторить их сам, но все равно не сможет выполнить или принять: это вне его возможностей.

Юлия Александровна, сейчас Вы перечисляли признаки, и я понял, что нельзя так просто взять и сказать, что мой ребенок гиперактивен. Это серьезный синдром, диагноз, который требует диагностики. Что делать, если есть признаки того, что ребенок гиперактивен?

– Синдром гиперактивности исправляется в сотрудничестве специалистов: невропатологов, психологов, здесь нужна очень серьезная работа и система. Если родитель подойдет к этому как-то ситуативно и спонтанно, то чаще всего результата это не даст. То есть если есть такой диагноз, то нужно начинать действовать сообща, начиная с медикаментозного подкрепления, проводить коррекционные занятия с психологом. Эти занятия делятся на групповые и индивидуальные, их все нужно обязательно пройти и выполнить все условия. Ребенок будет работать с детьми, у которых подобный синдром и с теми, кто имеет немного другие отклонения, важно, чтобы он видел другую сторону правильного поведения, того, кто умеет сосредотачиваться.

Если мы возьмем самостоятельный путь родителей, то в любом случае какие-то контрольные точки должны быть оговорены с психологом и невропатологом. Если у родителей нет возможности ходить к специалистам и заниматься, нужно по крайней мере определить программу и далее контролировать ее прохождение с помощью специалистов.

В чем причина столь серьезного синдрома?

– Причин очень много, начиная с социальных, чаще всего это семейная неустроенность, конфликтные отношения в семье, физическое наказание ребенка и остальных членов семьи. Американские исследования показали, что в семьях, где отец бьет мать, дети в 100% будут гиперактивны. Следующая причина – жесткие требования, которые ограничивают поведение ребенка в силу того, что он не может дать необходимого выхода активности и возможности действовать, сдерживает себя, а потом, после того, как эта активность была сдержана, выплескивает ее и получает наказание, таким образом подобный процесс воспитания ведет к гиперактивности. Также к причинам гиперактивности относятся нестабильные условия и стиль воспитания: папа ругает, мама хвалит, бабушка поддерживает и такой раздрай вызывает у ребенка непонимание, как себя вести.

Но если взять более серьезную причину, то она связана с минимальными мозговыми дисфункциями, то есть работой головного мозга, которая в силу разных причин имеет нарушения и отклонения, и которые как раз и подкорректирует невропатолог или система мероприятий и занятий с психологом.

Будет ли мешать в дальнейшей жизни гиперактивность, если с ней не работать и не обращать на это внимания в детстве, или она сама проходит?

– Сама она вряд ли проходит, но нивелируется, сглаживается за счет каких-то других задач. Например, ребенку в дальнейшем будет нужно быть более активным, ему будет куда пойти, а у него есть ресурсы, так как он физически активен. Поэтому в дальнейшем это может быть не так заметно. Но самая главная проблема, если ее не решать, это педагогическая запущенность. То есть ребенок на уроке не усваивает того объема материала, который необходимо усваивать, ведь когда объясняют тему и просят сосредоточиться, он занят совсем другими делами, например, достает из-под стола ручку, тычет ей в соседку, поворачивается назад и т.д.

Процесс именно систематического научения отсутствует, отсюда появляются пробелы в знаниях, и когда наступают контрольные проверки знаний, он с ними не справляется. У него нет знаний и возможности высидеть, чтобы выполнить все до конца, отсюда многочисленные двойки и тройки, невыполнение задания, пробелы в знаниях и очень сложный процесс их восстановления и наверстывания. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Людмила Моисеева

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс