Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №11 (860) – №16 (865)
Кожаные ризы – это то состояние смертности, тленности, в которое облеклись тела и души первых людей после их грехопадения. В «Слове о чувственном видение духа» святитель Игнатий пишет: «До падения человека тело его было бессмертным, чуждым недугов, чуждым настоящей его дебелости, тяжести, чуждым греховных и плотских ощущений, свойственных ему ныне. Чувства его были несравненно тоньше, действия несравненно обширнее. Человек был способен к чувственному видению духов. Но падением изменились душа и тело человеческие. Падение было смертью, в этом состоянии мертвости телесные чувства человека уже не способны были к общению с духами. Они не видят их, не слышат, не ощущают».
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Вопрос, как выглядит душа, святитель Игнатий рассматривает с разных сторон не случайно. В его время этот вопрос уже был непонятен для христиан, увлекающихся европейским оккультизмом, масонством и другими разными ложными идеями. Поэтому он вынужден доказывать то, что раньше, в прошлые века может быть и не нужно было доказывать, достаточно было слова Церкви, а сейчас нужен научный подход. У святителя Игнатия это вполне серьезная научная работа с доказательствами, аргументированная и выверенная, впрочем, как и все его работы, поэтому нам нужно брать это на вооружение и не путаться.
Каждый желающий узнать, как именно выглядит душа, может прочитать раздел «Участь души по смерти», где святитель Игнатий приводит цитаты из Нового Завета, из творений преподобных Макария Великого, Григория Синаита, Антония Великого, Иоанна Дамаскина. На основании их слов открывается удивительная картина, свидетельствующая о том, что души, как и ангелы, бесплотны, что они имеют и вид, и образ и многое другое. Появляется сомнение: а так ли важно все это знать?
Протоиерей Андрей Канев: – В статье святитель Игнатий касается темы, казалось бы, далекой от нашей практической жизни, что души людей похожи на ангелов. Зачем это знать? Необходимы эти знания для того, чтобы не было ложного интереса. Бывает такой вид неправильной духовной работы, когда человек не рассматривает свои грехи, может даже не знать основ веры, но ему интересны какие-то заоблачные духовные тайны. Зачем знать то, что не открыто? Свою бы жизнь узнать и выстроить. Но, чтобы такого неправильного интереса не было, нам открывается истина. Говоря о грешности человека, мы часто забываем о том, насколько много Господь дал человеку. Нас создали святыми, духовными и светлыми, приближенными к Богу, помещенными в рай, но человек падает, пользуясь своей свободой. Люди не созданы для грехопадения, для жизни в страстях, грехах, страданиях. Душа человека подобна ангелу, и это как раз и раскрывает святитель Игнатий.
Иконопись часто изображает ангелов в виде светлых юношей, в образе человека. Святитель Игнатий раскрывает тему сродности внутренних качеств человека с ангелами: они разумны и свободны. У ангелов нет грубого тела, они не подвержены изменениям, как люди: голоду, болезням, старости. Они находятся в стабильном состоянии, либо в постоянном служении Богу, либо в постоянном зле, если они это выбрали. По Преданию Церкви известно, откуда появились злые духи: они, будучи разумными и свободными, сами выбрали вражду с Богом, хотя Господь их сотворил светлыми и чистыми.
Все ангелы были сотворенными добрыми, чтобы любить Бога и друг друга, и от этой жизни в любви имели постоянную великую радость. Бог не принуждал ангелов любить – Он предоставил им свободный выбор. Самый высший ангел, по имени Денница, возгордившись своим могуществом и силой, не захотел любить Бога и исполнять Божию волю. Он захотел сам стать как Бог. Денница начал клеветать на Бога, всему противиться, все отрицать – и стал темным, злым духом, дьяволом, сатаною.
Слово «дьявол» означает «клеветник», а «сатана» – «противник Богу». Этот злой дух соблазнил и увлек с собой много других ангелов, которые стали злыми духами, а ныне называются бесами. И уже наше родство с ангелами выглядит не столь радостным. Одно дело – быть подобным ангелам света и совсем иные последствия появляются от родства человека со злым духом.
Протоиерей Андрей Канев: – Родство человека со злыми и добрыми ангелами зависит от того, к чему человек себя приучает. Это родство он наследует и после своей кончины. Неправильно думать, что проживая жизнь как животное, возможно попасть к светлым ангелам. Это не так. Это противоречит и Священному Писанию и учению Церкви. Это наши греховные мечты: мы хотим и здесь в свое удовольствие сладко пожить и там чтобы нам гаранитировали безбедственное существование в хорошей компании. Это заблуждение, такого нет и не будет. Родство с ангелами важно, потому что к чему приучимся, с тем рядом и будем. (Продолжение следует)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.