Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (864) → Ворота Старого города

Ворота Старого города

№15 (864) / 19 апреля ‘16

Святая Земля

Продолжение. Начало в №8 (857) – №14 (863)

Яффские ворота

Путеводители по Святой Земле утверждают, что Яффа – это не только один из главных портов древнего Израиля, но и один из древнейших непрерывно населенных городов мира: именно в Яффе Ной построил ковчег, отсюда же отправился в путь пророк Иона, именно в Яффу приходили корабли с паломниками, которые направлялись в Иерусалим. И на важнейшем перекрестке западной дороги, ведущей в средиземноморский порт Яффа, находятся Яффские ворота Иерусалима.

Анна, я опять изложила сведения, которые нашла в интернете. Давайте проверим, все ли из прочитанного соответствует действительности.

– Да, это совершенно верные сведения, кроме разве того, действительно ли Ной строил Ноев ковчег в Яффе. Это, скорее, предание, которое родилось из названия города: у Ноя было три сына – Сим, Хам и Иафет, и имя «Иафет» по-русски звучит несколько иначе, чем на иврите: на иврите оно звучит как «Яфет» (с ударением на «я») – это слово однокоренное со словом «яффа», в переводе оно означает «прекрасный, красивый». И действительно, есть такое предание, что Иафет построил город Яффу и что Ноев ковчег, соответственно, тоже возводился там.

Так или иначе, но Яффа – это древнейший порт Святой Земли, хотя сейчас он всего лишь «прогулочный» – там размещаются катера, прогулочные яхты. Рыбаки пользуются этим портом. Грузовые и пассажирские порты у нас совсем другие – Хайфа и Ашдод, более современные, построенные в XX веке, а Яффский порт – исторический.

И, конечно, абсолютно верно, что во все века не только паломники (а еще задолго до них – все завоеватели, путешественники и торговцы) прибывали в Яффский порт. И направлялись в Иерусалим по дороге (которой сегодня едут в комфортабельных красивых белых автобусах наши паломники), естественно, пешком, а нередко – и босиком, считая, что нельзя по Святой Земле ходить в обуви (и наши русские паломники особенно; ведь, как мы знаем, с XI века до нынешних времен основной паломник – Святая Русь: как ее назвал архимандрит Киприан (Керн), «во Христе бродячая»… Шли в основном простые крестьяне, простые люди, на последние копейки, а иногда и без копейки, босиком, этой самой дорогой, ведущей к воротам, которые получили название Яффских).

Во времена Господа Спасителя ворот на этом месте не было, а стояли три огромные башни, которые построил царь Ирод. Внутри Старого города, неподалеку от нынешних Яффских ворот, как раз располагался дворец – сначала Ирода Великого, а во времена проповеди Христа его занимал Ирод Антипа, который правил Галилеей. И как раз туда привели Господа, когда Пилат послал Его к Ироду (помните? Ирод давно хотел видеть Христа, ждал от Него чудес, и в тот день Пилат и Ирод стали друзьями, но Христос не сотворил чудес и вообще не беседовал с Иродом). Все это происходило у нынешних Яффских ворот – там были просто городская стена и три огромные башни (основание одной из них осталось до сих пор, его видно, когда входишь в Яффские ворота, – эта башня носит название Башня царя Давида, так назвали ее крестоносцы, хотя к царю Давиду она не имеет ни малейшего отношения: при Давиде этой части города еще не было).

История Яффских ворот очень интересна. Понятно, что нынешние возведены все тем же султаном Сулейманом Великолепным, перестроившим Иерусалим в XVI веке. Однако и при крестоносцах, и при Византийской империи примерно в этом же месте были ворота, и, скорее всего, они тоже назывались Яффскими. Ворота эти очень красивые – неплохо сохранилась их отделка. И само устройство их очень интересное. Собственно, вы спросите: «Где же ворота? Ведь это всего лишь огромный проезд для людей и машин – это проход, пролом в стене».

Сами ворота слева, а этот пролом был устроен турками в 1902 году, когда Святую Землю посетил кайзер Вильгельм. Чтобы он мог въехать в Старый город на автомобиле, стена была разобрана, был сделан проезд, через который сейчас все мы ходим – особенно с паломнической группой это технически удобней. Однако, по возможности, я стараюсь, если мы с паломниками выходим из города, вывести их историческими воротами, чтобы они посмотрели, как ворота устроены – это красиво.

Яффские ворота, как и Сионские, находятся на возвышении: чтобы попасть к ним, нужно подниматься в гору, там есть и пандус для машин, и лестница для пешеходов.

Мы с вами знаем, между Масличной горой и восточной стеной Старого Иерусалима есть долина Кедронская. А вдоль южной и западной стен лежит долина Генном – та самая геенна огненная. Я сейчас вам открою тайну, почему Господь называл геенну – геенной огненной, откуда этот образ родился. Долина Генном – земля, принадлежавшая сыновьям человека с похожим именем, никто уже в веках не знает, кем он был. Жены царя Соломона, многие из которых были язычницами, поставили там Молоха и бросали ему в раскаленную пасть младенцев в качестве жертвы.

После вавилонского плена народ осознал свои грехи и, чтобы показать Богу, насколько он борется теперь с язычеством, в эту долину нарочно сбрасывали городской мусор и тела непогребенных покойников – людей, которые были убиты в Иерусалиме или еще каким-то образом умерли, но не были евреями и не имели родственников, а чтобы не было смрадного запаха и не распространялись заразные болезни, в этой долине постоянно поддерживался огонь, тлел костер. Это продолжали делать и во времена Христа. Поэтому, когда Господь называет ад «геенна огненная», для всех его слушателей это абсолютно конкретный, зримый образ – все они трижды в год ходили в Иерусалим как паломники на праздники в храм и, конечно, это место знали.

Долина Генном как раз тянется вдоль западной стены, таким образом, она видна и от Сионских, и от Яффских ворот. Сегодня она выглядит очень мирно, в ней сделан парк с замечательным фонтаном со светом и музыкой. В этом фонтане можно купаться, и там все от мала до велика плещутся. Фонтан – очень красивое зрелище, особенно по вечерам. Так что долина Генном никого уже не пугает.

Это так, конечно, но ее название и история таковы, что не раз подумаешь, прежде чем в этом фонтане плескаться (как порой возникает смущение и по поводу Мертвого моря: памятуя, что там произошло, трудно принять идею лечиться этими грязями, этой солью – был страшный смертный грех, Господь его кардинальным образом пресек. Может ли что доброе быть из Мертвого моря?)

– Еще важно добавить про Яффские ворота, что они ведут в христианский квартал, к храму Гроба Господня. Как мы говорим: «По рынку – вниз, у Марка – налево, у Елены – направо». Это что-то вроде паломнического шифра: от Яффских ворот спускаешься по лестнице по рынку, с улицы Святого Марка – налево, с улицы Святой Елены – направо, и вот он, Храм Гроба Господня.

Возле Яффских ворот есть отели для паломников, множество лавок – и, поскольку в этом квартале живут христиане, в воскресенье в основном все лавки закрыты.

И там же неподалеку – Иерусалимская Греческая Патриархия?

– Да, абсолютно верно (хотя к ней ближе проход от других ворот, Новых, – о них мы поговорим в следующий раз), через Яффские тоже очень близко. Наша Иерусалимская Патриархия с IV века находится в Святом Граде. Патриарх Иерусалимский – преемник апостола Иакова, брата Господня, который был первым епископом Иерусалима. Живет он постоянно, безвыездно в Иерусалиме. Там же, на территории Патриархии, живут наши епископы, некоторые члены Святогробского братства и священники.

И там же – храм Равноапостольных Константина и Елены?

– Да, совершенно верно. Вообще, нынешним существованием всех святых мест мы обязаны святой равноапостольной царице Елене: она открыла нам святые места, их все обозначила, заложила на всех местах храмы, пожертвовала огромное количество денег. И она действительно обрела Крест Христов и Гроб Господень. Она была уже очень старенькая, когда трудилась на Святой Земле и не дожила до освящения Храма Гроба Господня, но она молилась на этих местах, и ее вклад просто невозможно оценить...

И во время следующей встречи нас ждут восьмые – последние – ворота старого Иерусалима. (Продолжение следует)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№45 (894) / 6 декабря ‘16

Святая Земля

Глас вопиющего в пустыне

№39 (888) / 18 октября ‘16

Святая Земля

Вавилонское столпотворение

№46 (895) / 13 декабря ‘16

Святая Земля

Ищите и обрящете

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс