Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (859) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Школьная пора

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Школьная пора

№10 (859) / 9 марта ‘16

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) – 9 (858)

Юлия Александровна, что Вы можете сказать о проблеме «Мама, я хочу домой!»? Когда ребенок во время учебного процесса в школе испытывает непреодолимое желание прямо здесь и сейчас вернуться домой к маме и прекратить процесс обучения?

– Действительно, такое бывает, когда ребенок вдруг (на самом деле для него это не вдруг, а это процесс накопительный) начинает испытывать потребность во внимании, заботе, защите родительской, начинает звонить по телефону родителям, которые и сами переживают, как же он там первые дни в школе, и со слезами просить прийти и забрать. В этой ситуации есть как минимум две стороны. Первая, назовем ее более простая сторона, когда ребенок, периодически общаясь со своим родителем, особенно ребенок домашний, который не посещал детский сад, он привык видеть свою маму, вдруг понимает, что ее уже долгое время нет рядом, и именно потому, что он уже давно ее не чувствовал, берет телефон и звонит: «Мама, ты где, я хочу домой, забери меня!» и чаще всего мамы домохозяйки, которые провели все дошкольное время с ребенком вместе бросают все и бегут за ребенком в школу, забирают его. И в этом есть большой минус, потому что у ребенка создается ощущение, что так можно всегда, в любой момент, и на уроке или когда ему дал учитель телефон позвонить, он вызывает маму, мама прибегает, мама его забирает. Если такая ситуация будет повторяться, то отучить от нее будет крайне трудно, потому что у ребенка уже создалась такая нормальная реакция, практика, что маму можно вызвать, она придет. Когда такие ситуации случаются, отвыкать приходится тем, что маму мы садим на уроке, мама сидит с ребенком во время уроков, потом она начинает приходить все реже, присутствовать все меньше по времени, поэтому лучше всего не начинать, не начинать реагировать на такие слезы ребенка сразу же тем, что мама бежит, забирает, не разбираясь в том, что произошло, просто забирает ребенка из школы, или еще хуже, предъявляет претензии учителю, что было ребенку либо не интересно, либо плохо, его кто-то обидел и это была причина, что она забирает его из школы.

Вторая ситуация, когда проходит какое-то время, ребенок уже понимает, что такое школа, но к сожалению, не находит ничего положительного в школе или у него нет друзей. И такой ребенок очень часто на перемене чувствует себя одиноко, сидит и скучает. Иногда, когда он сидит и наблюдает за другими, у ребенка создается ощущение, что он никому не нужен. И тогда раздается звонок маме: мама, приди! Потому что внутри у него ощущение одиночества и ненужности и потребность защитить его, потребность в том, чтобы кто-то хотя бы проявил к нему внимание и заботу. И в этом случае родитель приходит к ребенку и он пытается понять, что там такое, почему он вызвал маму, почему не складываются отношения в классе, почему у него не появляются друзья, почему ему одиноко. И может быть, даже не имеет смысла забирать его домой, а есть очень важная задача для того, чтобы познакомить его с одноклассниками. И мама остается в школе для того, чтобы создать вот эту защиту, поддержку, а, может быть, помочь найти друзей. Прямо вот в этот день, здесь и сейчас давай будем с кем-нибудь дружить, давай знакомится, давай ты будешь играть, будете играть вот таким образом. И тогда ребенку становится гораздо легче, потому что ни одна мама не будет так с ним в школе находиться, а друг – это вообще здорово.

И третья ситуация – это ситуация избалованных детей, которые привыкли, что все по их первому требованию. Если вдруг у такого избалованного ребенка пришло настроение побыть с мамой, ему надо, чтобы мама тут же оказалась. С таким ребенком нужно поступать чуть-чуть более категорично, сказать «нет, это школа, мы с тобой побудем вместе дома и именно дома я тебе дам те внимание, заботу, любовь, нежность, которые тебе так захотелось получить. Дам ее тебе авансом, чтобы тебе в следующий день школы было, что вспомнить».

То есть придется с этой избалованностью как-то справляться и находить слова, чтобы ребенок понимал, что он вступил на новый этап своей жизни, в котором отдельные процессы его жизни будут строго регламентированы.

Юлия Александровна, услышал из Ваших слов, что очень важно понимать, почему происходит этот телефонный звонок, почему вообще создается такая ситуация, вникать в суть ее, а не решать последствия.

– Да, обязательно. И ни в коем случае, уважаемые родители, не рубите с плеча и не раздражайтесь, что ребенок не должен звонить, он должен быть сосредоточен на уроке. Есть смысл отреагировать на этот звонок, особенно, когда он прозвучал первый раз. Когда вы видите, что ребенок вам звонит регулярно «мама, забери», то тогда это та самая опасная система, когда ребенок считает, что может родителя вызвать по первому своему желанию и тот обязан быть, и тут уже формируется определенная привычка. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Ирина Еремина

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс