Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (857) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук. Школьная пора

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук. Школьная пора

№8 (857) / 24 февраля ‘16

Семейная гостиная

Дорогие друзья, сегодня я рад приветствовать у нас в гостях Юлию Александровну Токареву, доктора психологических наук, профессора, директора Института семьи Уральского гуманитарного института. Юлия Александровна, здравствуйте.

– Здравствуйте.

И вот, мы с Вами начинаем первую программу целого блока передач, посвященных школьной поре. Рассмотрим ситуацию – отзвучал первый звонок для совсем юных, самых прекрасных созданий школы – первоклашек. Для них это был большой праздник: цветы, подарки, шарики, новые ранцы, форма. Все на них обращали внимание, но вот уже прошло несколько недель и от праздника совсем не осталось и следа. Начались полноценные школьные будни. В связи с этим вопрос: как все-таки подойти к ребенку, как к нему найти какие-то нужные слова для того, чтобы объяснить, что все-таки школа это не один большой праздник, а несколько другая форма поведения.

– Ну, для начала я хотела бы поздравить всех, родителей, у кого в семье первоклашки, с открытием нового этапа в жизни семьи, не только ребенка, но и семьи. И не смотря на то, что в семье уже возможно есть ученики, тот ребенок, который пошел в первый класс, он будет иначе проживать это время, он будет иначе переживать это свое развитие, становление как школьника. Поэтому, хочу пожелать успехов, терпения, удачи, ну и, конечно, веры в то, что у ребенка будет все замечательно и при родительской поддержке, понимании, действительно добьется хороших результатов. Но, как правильно замечено, отгремели праздники и школа настроена на тот уже привычный для них ритм учебной нагрузки, работы. И, возможно, ребенок переживет разочарование от того, как ему представляли школу или как она ему показалась на первом этапе, – это не совсем то, чего он хотел или ожидал. И вот это разочарование, конечно, оно естественно. Не надо пугаться, что ребенок вдруг, в один прекрасный момент, утром, скажет: «А я в школу идти не хочу. Мне там не понравилось и что-то меня там не устраивает». Я думаю, каждому родителю знакомо это чувство, когда ему вспоминается своя школьная пора, когда ему тоже, может быть, не хотелось идти в школу. А, может быть, ему и не очень хочется идти сейчас на работу. Некоторые родители, может быть, спустя какое-то время, понимают, что та школа, которую они выбрали ребенку не очень им нравится. То есть, это чувство разочарования, оно, наверняка, родителя знакомо. Поэтому, не стоит реагировать на переживания ребенка как-то очень остро или устраивать из этого трагедию, менять резко школу или разговаривать с учителем, что тут надо что-то делать, менять и предъявлять претензии. Это разочарование вполне естественно. Поэтому, есть смысл спокойно сесть с ребенком, поговорить на тему о том, что же ему все-таки здесь не нравится, и как он представлял себе школу. И огромным таким подспорьем, палочкой-выручалочкой будет рассказ родителей о том, как ему было интересно в школе. Наверняка, рядом с каким-нибудь разочарованием и, может быть, неудовлетворенным периодом школы был хороший, яркий момент, когда было много друзей, были интересные предметы, интересные мероприятия. И если родитель поделится с ребенком тем, что, да, в школе, вот, действительно, чаще всего что-то такое постоянное, понятное. Время прихода в школу, время уроков, время оценок. Но есть и дни, когда это праздники, когда это общение с друзьями, когда это узнавание чего-то нового. И вот, когда ребенок поймет, что действительно, он еще не все про школу знает, он не все еще понял и те же самые предметы могут быть очень интересны, пусть это не будет там ярким праздником, но это будет просто интересно. Я думаю, что это вызовет новую волну мотивации и ожиданий того, что там будет дальше. Есть смысл ограничить родителя в негативных оценках школы вообще. Или, например, таких словах, как: «Ну, я так и знал, что в школе ему не понравится» или «Мне тоже в школе не нравилось», или, например, то, что «Я заметила, что детям учиться не нравится». То есть, вот такая оценка родителей ситуации, может привести к тому, что ребенок уловит ее как норму и будет потом постоянно сопровождать свое либо пребывание в школе, либо учебу в школе вот такими словами: «Ты же, мама, сама говорила, что это вот так». Поэтому, уважаемые родители, контролируете то, что вы говорите относительно школы и все свои негативные высказывания лучше ребенку не проговаривать, и тогда школьная пора будет для него достаточно интересной, спокойной. Может быть, он уже даже с первых мгновений в школе найдет для себя что-то интересное. Поддержите его в этом и позвольте ему наработать свой опыт, увидеть свою изюминку в школьной поре, свои какие-то привлекательные в школе события, и тогда это время пролетит и незаметно, и интересно.

Спасибо Вам большое, Юлия Александровна, за ответ.

Расшифровка:
Наталья Коваль

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс