Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Вопрос от телезрителя: «Когда читаю вечерние и утренние молитвы, стараюсь прочесть их внимательно и не торопясь. Но из-за того, что мысли рассеиваются, снова возвращаюсь к первым словам молитвы и начинаю читать заново. В итоге утреннее и вечернее правило я читаю по два-три часа. Что Вы можете посоветовать в данной ситуации?».
– Естественно, каждый человек должен стремиться читать молитвы не рассеянно, со вниманием. Но дар молитвы – особый дар, который Господь дает человеку за его старания. Думаю, почти все часто испытывают рассеянность в молитве. Это не должно вводить человека в уныние и апатию. Можно продолжать молиться.
Когда чувствуешь, что ум начинает рассеиваться, самое главное – на секунду остановиться, попросить у Господа прощения («Господи, прости, что молитва такая рассеянная, не вмени ее мне во грех, помоги дальше сосредоточиться»). Не всегда есть возможность молиться 2–3 часа: например, когда человек собирается на работу, либо вечером. Он оставляет на молитву приблизительно 15–20 минут – и этого вполне достаточно. Торопиться вычитать обязательно все, если по времени не получается, не нужно. Апостол Павел пишет: «Хочу лучше сказать пять слов умом, чем тьму языком» – может быть, лучше более сосредоточенно прочитать немного меньше молитв из утреннего и вечернего правила. Если время позволяет, можно вернуться к тому моменту, на котором рассеялось внимание.
Некоторые говорят, что телевизор – зло, но, с другой стороны, на телеканале «Союз» утром и вечером читается правило. Допустимо ли, что человек подходит к телевизору, включает его и молится вместе с нами?
– Это вполне допустимо и, может быть, очень кому-то поможет: когда человек читает молитвы сам, его мысли улетают, а когда он слушает молитвы – это другое дело. Понятно, что молиться нужно не перед телевизором. Пусть телевизор работает, а человек перед иконой старается слушать то, что читают. Это то же самое, что и в церкви: когда мы туда приходим, мы тоже слушаем молитвы и стараемся сосредоточиться. Если это помогает – пожалуйста.
Если человек по суете, по занятости не вычитал либо утреннее, либо вечернее правило (как я понимаю, то, что молитвы не прочитываются, уже входит в ежедневную практику), как снова вернуться к прочтению молитв?
– Конечно, такие случаи бывают. Человек проспал на работу, ему нужно срочно ехать, и нет времени прочитать молитвы полностью. Может быть, человек плохо себя чувствует или устал, пока укладывал детей, ощущает, что просто засыпает. Здесь опять же можно вспомнить слова апостола Павла, которые я уже приводил.
Есть замечательное Серафимовское правило: три раза читается «Отче наш», три раза – «Богородице Дево, радуйся» и «Символ веры». Если уж совсем не получается прочитать полное правило, можно потратить две минуты и вознести Богу хотя бы эти молитвы. Но это правило не должно становиться каждодневным. Это исключение. Необходимо принуждать себя к молитве, не отчаиваться, не унывать, что, может быть, не всегда получается сосредоточиться. Господь, как говорит Священное Писание, зрит и помышления наши. Если человек старался хоть немного помолиться, Бог услышит и два-три воздыхания.
Вопрос от телезрительницы из Тюменской области: «Мой 18-летний сын задал такой вопрос: почему Господь сотворил страдания, если Он есть Любовь? Почему создал лукавого? Ведь Он знает, чем все закончится. Для чего весь этот замысел?».
– Из Священного Писания мы знаем, что «пути человека от Господа исправляются». Мы не можем судить о той или иной человеческой жизни своим человеческим умом. Господь говорит: «Ваши пути не Мои пути, и ваши мысли далеко стоят от Моих мыслей». Бог Сам видит, как привести человека ко спасению. Мы смотрим на какое-то определенное время – на сиюминутность или недалекое будущее. Но Господь зрит наше сердце и готовит его ко спасению: Он хочет, чтобы каждый спасся, и поэтому, если видит, что человек не несет каких-то особых духовных подвигов и ему полезно перенести ту или иную скорбь, неприятность или болезнь, Он это попускает. Проблемы, искушения посылаются Богом исключительно для нашего спасения.
Ни в коем случае не надо отчаиваться и унывать – это показатель нашего маловерия. Святые отцы всегда говорили, что самое главное – доверие Богу. Господь знает, что полезнее.
В Священном Писании мы нигде не видим, чтобы Бог говорил, что мы проживем здесь, на земле, благостно, без проблем – и спасемся. Все Евангелие, наоборот, пронизано мыслью: «кто хочет идти за Мной – возьми крест свой и следуй за Мной», «кто хочет спасти душу – готовь ее во искушение», «многими скорбями подобает внити в Царствие Небесное». Такова вся Священная история нашей Церкви начиная с апостолов, которые претерпели невообразимые муки за Господа. Они доверяли Богу: если Господь попустил пострадать за Его имя, они радовались этому. Так же и мы, верующие, должны понимать: если Бог что-то попускает, мы должны принимать какие-то искушения, скорби с благодарностью и осознавать, что Он хочет нас спасти именно этим.
Другое дело, что нужно хорошенечко разобраться в себе: а туда ли я иду? Когда приходят скорби, искушения, Господь этим как бы вразумляет человека – не наказывает, но вразумляет: может быть, ты не туда пошел, что-то не то делаешь? Поэтому стоит пересмотреть свою жизнь, подойти к батюшке, посоветоваться, рассказать о себе и разобраться вместе с ним.
Вопрос от телезрителя: «Как поддержать мир в душе? Ежедневно общаешься с не очень воцерковленными людьми – отсюда и раздражение, и другие искушения».
– Это опять же показатель нашего маловерия. Нельзя разделять людей на верующих и неверующих. Господь не говорил нам, что мы должны общаться с верующими людьми одним образом, а с неверующими по-другому. Это совершенно неправильно. Апостол Павел пишет: «Я был для всех всем: для язычников был язычником, для иудеев – иудеем. Был всем для того, чтобы хоть кого-нибудь приобрести». Так же и мы ни в коем случае не должны говорить: «Я не могу общаться с этим человеком, потому что он неверующий и нехороший» – Господь заповедовал любить всех.
Мы сегодня вспоминаем о том, что самая главная добродетель человека – любовь. Бог есть Любовь. В Священном Писании (а мы всегда опираемся на его текст) Господь говорит человеку, который утверждает, что любит Бога: «Как ты можешь любить Бога, Которого ты не видел, если ты не любишь брата, который рядом с тобой?». Это показатель нашего маловерия, гордыни, раздражения. Мы должны бороться не с человеком, а с этим. Нужно стараться относиться ко всем ровно и спокойно.
Но, бывает, человек искушает, провоцирует на раздражение.
– Естественно, существуют не совсем добрые люди. Необходимо спокойно, с лаской отходить от них, стараться не ссориться. Не надо трогать таких людей. Если он работает рядом с нами, набраться терпения, вспоминать, что святых тоже гнали, но они все прощали.
Например, человека ограбили на улице. Как же жертва должна при этом любить преступника, который это сделал? Ведь многие не прощают этого, идут в полицию, пишут заявление – и человека наказывают.
– Если мы хотим поступить по справедливости, то у нас есть возможность прийти и написать заявление, чтобы этого человека наказали. А можно поступить, как поступали святые. Например, преподобный Серафим Саровский, когда его избивали, мог спокойно себя защитить: он был с топором, но предался воле Божией. Господь решил – пусть будет так. И когда этих разбойников нашли, он, наоборот, просил их не наказывать. Понятно, что, если человек убил, здесь уже нужно его ограничивать – если мы будем страдать от такой вседозволенности, прощая и убийство, и насилие, это неправильно. А если кто-то ограбил лично тебя, нужно помнить, что в Евангелии Господь говорил: «Если у тебя отбирают верхнюю одежду – отдай нижнюю». Здесь надо смириться, а не сопротивляться. Лучше отдать все, что ты имеешь, но остаться живым, чем лишиться жизни, цепляясь за какие-то приобретения и накопленные богатства. Необходимо проще к этому относиться. Когда человек переходит моральные рамки, за это не нужно мстить, но чтобы его ограничить, чтобы он не страдал от вседозволенности, о таких случаях важно сообщать.
Вопрос от телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Скажите, пожалуйста, если человек был крещен в Православие, а потом принял протестантство, можно ли за него молиться? И можно ли молиться за иноверцев в целом? Как это лучше делать?».
– Как мы уже говорили, молиться можно за всех. Другое дело, что на Божественной литургии и на поминовении мы можем подавать записки только о православных христианах, принадлежащих Церкви. Если мы знаем, что человек не был крещен в Православие, остается только домашняя молитва. Мы должны молиться Господу, чтобы Он помог человеку прийти к познанию истины и так исправить свою жизнь. После вечерних или утренних молитв можно даже попросить своими словами, чтобы Бог помог ему определиться. Если человек был крещен в Православие, но ушел в протестантизм, не принимая крещения там, то за него можно молиться и в церкви, чтобы Господь направил его обратно. Если же человек осознанно принял второе крещение в баптизм (протестантство), мы должны, как я уже сказал, молиться отдельно, домашней молитвой.
Вопрос от телезрителя: «В жизни очень часто необходимо быть настойчивым, чтобы добиться результатов. Настойчивость и упорство порой помогают в изучении языков и личной жизни лучше всего. Но не являются ли упорство и настойчивость нарушением воли Бога? Как распознать волю Господа, понять и точно узнать, как поступать?».
– Господь не возбраняет человеку достигать каких-то определенных целей. Он дает людям свободу – это самый высший дар. Человек свободен в выборе профессии, места жительства. Он может строить свою карьеру. Но во всем этом должно быть духовное основание. Если человек верующий, то он должен понимать, что для достижения цели, карьерного роста нельзя поступиться духовными принципами. Мы не должны делать для себя поблажек. Если это не противоречит заповедям, Господь этого не возбраняет. Но наша задача – не построить здесь карьеру, не обрести комфортное житие на земле, а сделать то, о чем Господь говорил в Священном Писании: «Ищите прежде Царства Небесного, а все остальное приложится вам».
Господь создал человека по Своему образу и подобию. Под образом подразумевается наше человеческое тело или что-то иное?
– Образ и подобие Божие, как это объясняет догматическое богословие, заключаются в том, что Господь создал нашу душу, которая бессмертна, как Бог. В этом и есть образ Божий, отличающий нас от животных. А подобие Божие – в том, что мы можем Ему уподобиться в добродетелях, если будем стараться серьезно блюсти свою жизнь. Человек, который достиг высшей степени духовного совершенства, – Матерь Божия.
Вопрос телезрительницы из Тольятти: «У современных людей много важных духовных вопросов (впрочем, так было всегда). Есть и неординарные вопросы об обычной жизни: делать или не делать операцию, у молодых девушек – выходить или не выходить замуж, а у молодых людей – жениться или не жениться. Раньше они решались духовником, и часто это были старцы в монастырях. Сейчас очень сложно найти своего духовника. И старцев, как известно, мало. Что делать?».
– Не советую гоняться за старцами, искать прозорливого чудотворца, который бы рассказал человеку о его жизни, куда пойти, какую профессию получить. Как вы правильно заметили, у нас не так много настоящих старцев. Но если человек живет духовной жизнью, старается регулярно (хотя бы раз в месяц) исповедоваться, причащаться, читать дома утреннее и вечернее правило, старается быть настоящим православным христианином, то Господь пошлет ему духовника, он прилепится к какому-то священнику, необязательно старцу, можно и к молодому.
Если вы приходите на Исповедь и чувствуете духовную близость, спокойно открываетесь и принимаете советы священника, можно начинать общаться с этим человеком, а дальше это может перерасти в отношения духовного отца и духовного чада. Если же этого пока нет, то можно по-настоящему помолиться Господу, чтобы Он помог открыть через обычного священника, куда направить помыслы, как положить начало тому или иному предприятию. Если врачи советуют делать операцию, можно подойти за благословением к любому священнику. Господь дает благословение через священника. Если Господь приведет к старцу – замечательно, не привел – значит, так нужно.
Вопрос от телезрителя: «Как нужно молиться в храме во время богослужения: выучить текст Литургии и молиться по нему или молиться так, как хочет душа?».
– Во время Литургии главное – не стоять рассеянно, а слушать. Чтобы понимать, что происходит в конкретный момент богослужения, тоже необходимо немного постараться. Когда человек приходит в храм, в первое время он ничего не понимает. Вот вынос Евангелия (малый вход): идут люди, несут Евангелие. Что это означает, непонятно. А на самом деле это означает выход Спасителя на проповедь. И когда человек осознает, что в данный момент мы вспоминаем выход Христа на проповедь, он понимает, что это с ним Господь разговаривает через Евангелие в этот день, это Он говорит ему, что нужно делать. То же самое с великим выходом, когда священник выходит с Чашей. Это означает выход Спасителя на крестную Жертву. И когда человек хоть немного узнает о Божественной литургии (а сейчас очень много духовной литературы, с которой можно ознакомиться, почитать объяснения Божественной литургии), он начинает молиться более сосредоточенно.
Но бывает так, что человек все знает, но во время службы приходит рассеянность, сонливость. Происходит некая раздвоенность: человек хотел бы понять, но не может. Можно спокойно заниматься Иисусовой молитвой, читать в это время ее. Если что-то непонятно, недослышал – Иисусова молитва спасет.
Вопрос от телезрителя: «Как побороть гордыню и прийти к смирению, когда в делах терпишь неудачи? Ведь Бог дает провалы, чтобы увидеть гордость и побороть ее. Но она каменная, не рассыпается. Отсюда переживания вместо смиренного мира в душе. Как хотя бы немного прийти к смирению перед Богом и людьми?».
– Гордость – корень всех пороков, дерево, на котором гнездятся все остальные грехи. Чтобы выкорчевать корень, нужно сначала побороться с веточками, потом со стволом – и только потом выкорчевывать. То есть можно побороть гордость многими стараниями, подвижническими делами. Но мы, может быть, и за всю свою жизнь не успеем полностью побороть гордость и стать святыми людьми, потому что полного бесстрастия и смирения достигали только святые. Господь давал им выкорчевать этот самый главный грех, который мешал человеку стать совершенным.
Смирение – огромная добродетель, которую Господь дает только тогда, когда видит, что человек может ее понести. Если же Он видит, что человек не может стяжать этой благодати, Он ее не дает. Если мы скончаемся, будучи подвержены какой-то страсти, но борясь с ней, то тогда надежда на спасение есть: «только борющийся имеет надежду на спасение». Поэтому мы должны прилагать все силы и просить Господа, чтобы Он помог.
Вопрос телезрительницы: «Несмотря на юный возраст (мне 22 года), я потеряла вкус к жизни. Меня ничто не радует, каждый день бессмысленно проживаю с утра до вечера. Если раньше я «горела», старалась постигать новые горизонты, засиживалась за учебниками, книжками и с увлечением училась, занималась в спортивной секции и т.д., то теперь все это мне безразлично. Ощущаю какую-то отрешенность, апатию ко всему, как будто все происходит не со мной и меня не касается. Работаю над чем-то, но проходит день, а дело не закончено, будто бездельничала все время. Постоянно чувствую усталость, даже с самого утра. Стараюсь читать утреннее и вечернее правило, но все равно состояние апатии и отрешенности не проходит. Подскажите, пожалуйста, где искать корень этой проблемы и как ее решить?».
– Апатия – плохое чувство, немного похожее на начало уныния. Как говорили святые отцы, в том числе Серафим Саровский: «Уныние – самый страшный грех, который может быть у человека. Это показатель нашего маловерия». В первую очередь, надо осознать, что наша земная жизнь по сравнению с вечностью – только миг. И полностью прилепляться к этой жизни не нужно. Но необходимо прожить ее достойно, выбрав профессию, определенный образ жизни (либо монашеский, либо семейный), и идти по этому пути. А он многоскорбный и, может быть, не всегда приносит радость, которую человек хотел бы испытывать. Есть искушения, проблемы, но через них люди и спасаются: «Ищите прежде Царствия Небесного, а все остальное приложится вам». Нужно прежде всего искать духовного настроя, а не чересчур увлекаться спортом или искать какие-то увеселения. Я бы посоветовал прийти в храм и пообщаться со священником. Мы не знаем, как долго человек ходит в церковь, насколько он духовно совершенен, и можем говорить какие-то общие фразы, а священник может помочь, разобравшись более подробно. Важно, чтобы дело не дошло до отчаяния.
Но, как мы уже говорили сегодня, такое состояние может предварять благодать – если человек ходит в храм уже долгое время, он получил благодать, ему все было радостно, благостно, он ощутил вкус к молитве и духовной жизни, а потом начался период «богооставленности», когда Господь это отнял… Бог не оставил человека, а просто немного отошел, чтобы показать: если ты и дальше хочешь иметь такую благодать, ты должен приложить усилия. Поэтому нужно потрудиться: прийти на Исповедь к священнику, посоветоваться с ним, «поковыряться» в своей душе, разобрать, что именно мешает.
Желаю всем прежде всего искать Царствия Небесного, а все остальное приложится, не унывать, не отчаиваться в этой жизни. Какие бы скорби нас ни постигали, мы должны понимать, что Господь любит нас.
Расшифровка:
Арсения Волкова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.