Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Здравствуйте, друзья мои! Так и хочется сказать «с праздником!» – каждый день в нашем церковном календаре отмечен каким-то праздничным событием: память того или иного мученика, может быть, чудотворной иконы или какого-нибудь священного события, которое так отпечатлилось в церковной памяти, что люди и спустя 1000 лет не хотят с ним никак расстаться.
Я помню, как меня школьника, который только-только начал ходить в церковь, удивили бабушки, которые каждый день приветствовали меня одним и тем же приветствием. «С праздником!» – говорили они. И так здоровались они все ежедневно, и меня это очень удивляло, но потом я понял что, пожалуй, нормальное христианское мироощущение и должно быть праздничным.
Но ведь жизнь христианина – это висение на кресте, не так ли? Мы привыкли к этой мысли, мы знаем, что мы должны сражаться с нашими страстями, каяться, какой же тут праздник, какая же тут Пасха? А с другой стороны, мы открываем наш календарь и видим, что довольно значительная часть нашего года – это посты, длинные, затяжные, иногда утомительные постные бдения, когда нельзя себе позволить лишнего скушать, развлечься, пообщаться и так далее, даже просто и сил нет, и богослужение в эти дни становится достаточно интенсивным, насыщенным, строгим и требует даже некоторого нашего келейного домашнего молитвенного усилия. Выходя из этих постных дней, встречая большие церковные праздники, каждый христианин переживает своеобразный стресс: с одной стороны облегчения, а с другой стороны – испуга, потому что, к сожалению, должны признать, что каяться, плакать, сокрушаться мы умеем лучше, чем радоваться.
Нам необходимо освоить эту науку радости, о которой апостол Павел говорил, помните: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь». Но современный христианин (может быть, я скажу о большинстве современных христиан) – это человек, который боится радоваться, который боится людей, а радость прежде всего сопряжена с тем, что мы переживаем что-то вместе, сообща. А мы боимся людей, это правда, и не только людей, которые находятся вне церковной ограды, но и тех, которые здесь, рядом с нами в церкви молятся, ведь если ты общаешься с людьми, делаешь с ним и какое-то одно дело или просто отдыхаешь, с ними нужно уметь ладить, а люди такие разные все, у всех разные вкусы, представления о жизни – с ними нужно уметь общаться, смеяться, веселиться, поддерживать разговор, правильно и умело разрешать конфликты. Мы этого не умеем и не хотим уметь. И гораздо проще надеть на себя маску аскета и сказать, что надо молчать, надо избегать пустословия, надо избегать трапез, надо избегать суеты.
Но вот пришел день рождения вашего друга или вашей мамы, и человека нужно поздравить. Как вы это сделаете так, чтобы действительно утешить его? Чтобы был подарок от души, с выдумкой, с воображением, чтобы вы не стеснялись своего внимания и нежности по отношению к этому человеку.
И вот тут, друзья мои, и вступает в силу закон аскетики радости, как это ни парадоксально звучит. Постом, готовясь к празднику, мы учились сокрушаться, каяться, отсекать какие-то свои желания, сдерживаться, собирать себя. А вот в период праздника аскеза наша, наши духовные упражнения не прекращаются. Мы продолжаем учиться, только теперь наши духовные усилия направлены не вовнутрь, а вовне, в сферу общения с людьми.
Понаблюдайте за собой: как вы здороваетесь с человеком, приветствуете его, как поддерживаете разговор, способны ли час или два проговорить с человеком, никого не осудив, никого при этом не обидев, избегая деликатных каких-то тем, сложных моментов или особенностей биографии, как вы способны договориться с человеком, как вы отдыхаете, – это самое главное. Ведь в период праздничных дней, Святок или в Пасхальные дни мы ведь не должны работать, мы должны отдыхать – как мы это делаем, как мы радуемся жизни? Перед тем, как сесть за стол, за праздничную трапезу, ведь праздники церковные – это время визитов, время общения с людьми, непременно нужно общаться с людьми, это просто завет Божий, призыв к общительности, который мы видим и у апостола Павла в его посланиях.
Мы должны понаблюдать за собой, как мы можем, сидя за столом, правильно выпивать, правильно кушать, правильно поддерживать разговор, шутить, смеяться. Ни в коем случае, друзья, не нужно идти путем, отсечения всего этого, порицания, говоря, что это все мирское, это светское, это не наше. Нет, друзья мои, так нельзя, ведь Писание нас призывает откровенно к радости, а значит к получению радости от всех сфер жизни.
Почему-то церковные люди боятся пойти в театр, боятся красиво одеться, боятся прийти к человеку нецерковному, светскому, где, в общем-то, вас никто не обидит, прозвучат соблазнительные какие-то разговоры, или же игры, или, может быть, песни, может быть, танцы. А если это праздничные дни, например, Рождества Христова, могут даже попросить на сцену выйти, принять участие в постановке, мы боимся: если постановка, если спектакль, то только для детей, по снисхождению к немощи. Нет, друзья мои, это совершенно неправильная позиция. Господь создал человека для радости. И поэтому вместо того, чтобы отрицать эту радость, нужно учиться получать ее. И нелишним здесь было бы поучиться даже у светских людей, брать у них уроки. Конечно, не объявляя об этом публично, но наблюдая за тем, как человек поддерживает разговор, как он общается, как он преодолевает конфликт.
Мне, например, был наставником таким совершенно светский музыкант, который даже не подозревал о том, что я, как говорят в народе, «снимаю с него узоры». Был я очень человек впечатлительный, и, в общем-то, им и остаюсь, и все воспринимал слишком серьезно. Но видя, что мой знакомый музыкант, отвечая, например, на упреки, на какие-то недоумения или же какие-то претензии откровенные, угрозы, он всегда воспринимал это с шуткой, всегда сводил это все на смех, старался сгладить все углы – он был очень добрый человек, хоть и нецерковный, но очень добрый, он как-то по природе своей не умел злиться, не умел упираться мыслью в какое-то одно событие и дальше медитировать по поводу своей неприятности какой-то. Друзья мои, я, глядя на него, на то, как он выходил из сложных ситуаций, из неприятности, из болезни, или же из конфликтных ситуаций, я многому у него научился, он до сих пор об этом не знает, но это был мой учитель, он открыл мне, как можно с помощью обычных житейских приемов психологических выходить из конфликтных ситуаций, никого не обижая. И самое главное – самому не погружаться из-за конфликта, из-за неприятности в депрессию.
Поэтому, друзья мои, учимся всеми силами, наблюдаем за близкими людьми, которые умеют красиво, безгрешно, по-детски радоваться и застолью, и танцу, и театральному представлению, и музыке, и прогулке, и спорту, и просто общению с хорошим человеком на интересные темы. Не обязательно осуждать, не обязательно кого-то порицать, не обязательно ругаться! Оказывается, можно просто мило, красиво поговорить о погоде, об истории, об интересах, о выращивании капусты или устриц и от этого получить большое удовольствие. Так что, друзья мои, наука радости не менее важна, чем наука покаяния.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.