Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (854) → Игумения Елена (Золотухина): Тишина, простор и уединенность

Игумения Елена (Золотухина): Тишина, простор и уединенность

№5 (854) / 2 февраля ‘16

По святым местам

Игумения Елена (Золотухина), настоятельница Костомаровского Спасского женского монастыря: – У нас в Воронежской митрополии три действующих пещерных монастыря: два мужских и один женский. Из всех этих монастырей наш представляет самую большую загадку, поскольку сведений письменных о возникновении обители, о тех, кто создавал ее, не существует. Имеются только предположения и устные предания.

По одной из таких гипотез, пещерные храмы на Дону возникли в первые века христианства. Историк и краевед Дмитрий Струков еще в XIX веке предположил, что невозможно не заметить поразительное сходство донских подземных монастырей с древними пещерными сооружениями Каппадокии. Даже природный ландшафт Костомаровской обители местами удивительно похож на эту причудливую скалистую местность в Малой Азии. У историков есть версия, что создавали на Дону подобные храмы монахи из Византийской империи. В VIII–X веках они бежали от преследования иконоборцев в Сирию и Палестину. Их путь проходил через Крым, Кавказ и эти места.

Игумения Елена: – Еще один историк, А.В. Карташев, говорил о том, что примерно с VII по X века здесь активно проповедовали монахи из Византийской империи. Тогда эту территорию занимало Хазарское ханство, и среди русского населения шла активная проповедь христианства. Благодаря этой проповеди возникла православная епархия со своим епископом. Монахи-иконопочитатели бежали в эти края от гонений и, следуя своей древней традиции, создавали вот эти небольшие пещерные храмы, которые в следующие века подвижники стали и углублять, и расширять, не отступая от этой традиции. Насколько это верно, мы опять-таки не можем ни подтвердить, ни опровергнуть. Поэтому наш монастырь до сегодняшнего дня представляет собой историческую загадку. Одной из древнейших считается центральная часть. Когда вы входите в пещерный храм, сразу же попадаете в неожиданно большое пространство. Это храм в честь Спаса Нерукотворного. Предположительно, самый древний храм всего пещерного комплекса нашего.

В этом храме обращают на себя внимание прежде всего две иконы – Святое Семейство и Костомаровская икона Божией Матери.

Игумения Елена: – Монастырь возобновил свою деятельность в 1997 году, а в 1998 году эту икону передали из города Павловска Воронежской области, где она находилась в одном из храмов. Икона была написана, очевидно, в начале XX или в конце XIX века. Известен художник – если присмотреться, можно увидеть внизу штамп с его фамилией.

Написанная Василием Шокаревым на цинковом листе, эта икона пребывает и в пещерном Спасском храме, и в церкви, посвященной иконе Божией Матери «Взыскание погибших». Когда построили этот храм, икона была перенесена туда из пещеры, но в память о том, что она пребывала там долгое время, в пещерной церкви был оставлен список Костомаровского образа.

Игумения Елена: – В годы богоборчества эта икона была прострелена – на ней остались следы 6 пуль. Когда в 1998 году ее передали нам, в обители эта икона стала проявлять себя как чудотворная. Мы имеем множество свидетельств помощи, которую люди получают, когда молятся Пресвятой Богородице у этой иконы.

В обитель приезжают супруги, которые много лет не имели детей и после молитвы у этой иконы разрешались от бесплодия. Теперь уже они привозят сюда своих малышей.

Игумения Елена: – Когда ты не просто читаешь на бумаге это свидетельство, а видишь тех деток, которые родились, то для нас это большое подкрепление в вере.

Еще одна святыня Спасского храма – икона, на которой изображены Богородица, Иосиф Обручник и маленький Иисус Христос. Этот образ еще называют «Учитель труда», ведь на нем все Святое Семейство занято работой. В этой иконе мы можем прочитать следующие строки: «Телесный труд отвлекает человека от праздных дум, укрепляет силы, сохраняет здоровье и служит средством пропитания. Сам Спаситель освятил его Своим примером». Доподлинно неизвестно, кто же был строителем Спасского храма, но, находясь здесь, паломник может почувствовать и молитвенную уединенность, и особую благодать, которая исходит от этих древних стен. В обители предполагают, что здесь находилась Плащаница Богородицы, но доподлинно установить это сложно, ведь архивы монастыря были сожжены.

Поворачивая налево, вы попадаете в пространство второго придела Спасского храма. Он посвящен римским мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. По свидетельствам, этот придел появился уже в XX веке, после Великой Отечественной войны.

Игумения Елена: – С 1946 года здесь появляется община, по своему внутреннему устроению очень похожая на монашескую. И здесь начинают подвизаться подвижники, самый известный из которых – блаженный Андрей – со своими сподвижниками продолжает углублять и расширять уже существующие ходы этих пещер.

Далее идем в келью затворника, усыпальницу и небольшую часовню. Здесь под стеклом можно увидеть красный след. Он напоминает следы крови, как говорят в обители, возможно, это доказательство расправы над монахами. Даже после 1917 года люди продолжали тайно нести здесь свой монашеский подвиг.

До недавнего времени были живы люди, которые рассказывали, как в середине 1920-х годов они собирали одежду и продукты для скрывавшихся в пещерах монахов. А после недолгого послевоенного периода, когда в пещерных храмах вновь звучала молитва, во время хрущевской антирелигиозной кампании обитель вновь была закрыта.

Выходя из этого храма и следуя по горной тропинке, паломники могут увидеть три кельи затворников. А далее находится храм, посвященный святому преподобному Серафиму Саровскому.

Игумения Елена: – Существует предположение, что его начали строить после того, как преподобный Серафим Саровский был причислен к лику святых. То есть где-то после 1903 года. Но мы не находим никаких письменных свидетельств, несмотря на то, что это был Синодальный период и велся очень тщательный учет всех храмов. Свидетельства, может, где-то и есть, и кто-то знает. Будем очень рады, если нам кто-то сообщит об этом, но мы пока не нашли никаких письменных свидетельств о том, что здесь был монастырь или действующий храм. Тем не менее, есть предание, что именно в 1903 году какие-то подвижники стали устраивать здесь храм в честь преподобного Серафима Саровского. Но революция прервала это благое начинание, и закончен он был только в 1995 году, уже в наши дни, после того как монастырь заново начал восстанавливаться. А в 2005 году этот храм освятили.

Самая дальняя пещера называется пещерой покаяния. Это место очень почитается паломниками.

Игумения Елена: – По преданию, в этой пещере священник, подвижник принимал Исповедь у тяжко согрешивших людей. Само устроение этой пещеры настраивает на покаянный дух. Человека, который хотел покаяться, подводили к входу в пещеру, ему не давали в руки свечи, его путь освещали только лампады у икон. Он шел по этому узкому ходу и подходил к священнику, чтобы покаяться. По сей день эта пещера носит название «пещера покаяния», ее очень любят посещать паломники, но мы всегда напоминаем, что посещение этой пещеры никогда не заменит таинства Исповеди.

Сейчас пещерные храмы могут посещать приезжающие, но так было не всегда. До 1993 года Костомаровские пещеры находились в запустении. Стены закоптили гарью и изрезали различными надписями случайные посетители и искатели приключений. Работы по очистке пещер начались в 1990-х годах, а в 1997-м г. в Костомарово открыли Спасский женский епархиальный монастырь.

Созданные неизвестными подвижниками, эти пещеры остаются свидетельством веры, дают возможность черпать силы для преодоления трудностей.

Игумения Елена: – Это только кажется, что мел – мягкая порода. На самом деле все не так просто, и нужно иметь и благодать Божию, и опыт, и храмовое мышление, чтобы не просто на поверхности строить храм, а делать внутри меловой скалы удивительные храмы. Именно это, я думаю, привлекает паломников.

Пока богослужения совершаются, в основном, в наземном храме, посвященном образу Богородицы «Взыскание погибших», в будущем планируется сделать к нему придел. Планируется создать новый сестринский корпус, улучшить условия для паломников. Но, конечно, не за комфортом едут сюда современные пилигримы, а для того, чтобы увидеть удивительную красоту этих мест, так не похожую на наши привычные русские пейзажи. Тишина, простор и уединенность, которых так порой не хватает в городе, есть здесь, в Костомаровском Спасском монастыре.

Игумения Елена: – Как говорил преподобный Серафим Саровский, «стяжай дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи». А дух мирный стяжать без очищения от наших страстей невозможно. Вот мы и просим, чтобы Господь помог увидеть наши грехи, «даруй ми зрети моя прегрешения, не осуждати брата моего», чтобы Господь помог очистить душу, очистить сердце и стяжать дух мирный, ведь люди могут спастись только тогда, когда сами будут источником этого мирного духа. Только в этом случае и молитва будет сильной и чистой пред Богом, и Господь будет слышать лучше наши молитвы, и сами мы будем спасться, и через нас будут спасаться наши ближние, и все, кто сюда приезжает.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№34 (451) / 1 сентября ‘07

По святым местам

Прекрасная италия

№33 (450) / 22 августа ‘07

По святым местам

Прекрасная Италия

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс