Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Святая Афонская Гора, удостоившаяся быть жребием Евангельской проповеди Пресвятой Девы, была и есть и, конечно, будет предметом Ее любви и промысла о всех, кто посвятил себя трудам подвижнической жизни.
Эта книга впервые издана в 1878 году. Автором ее считается монах Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря Азарий. В книге рассказывается о чудотворных образах Пресвятой Богородицы, хранящихся в святогорских монастырях. Рассказ о чудотворных иконах дополняется поучительными повестями и об иконах святых, принимающих видимое и живое участие в материнском Ее попечении о Своем евангельском жребии.
Автор приводит слова из книги «Письма с Востока»: «История Афона есть как бы летопись посмертного жительства на земле Пречистой Девы. На каждом шагу, в каждой обители есть чудотворная Ее икона и какое-либо предание о видимом Ее предстательстве. Так, например, в лавре Она хочет быть Икономиссой, в Хиландаре не велит ставить игумена, Сама заступая его место, в Иверской обители смиренно делается Вратарницей, предпочитая малую привратную церковь великому собору, и там Божественная Вратарница многих приводит ко спасению чрез хранимые Ею врата».
Надобно, впрочем, сознаться, отмечает автор, что Святая Гора, обильная преданиями о чудодейственных событиях и знамениях, совершенных на ней Пречистою Девою от Ее Божественных икон, к сожалению, скудна историческими записками о времени тех событий. Причины такого важного опущения автор относит частью к простоте первоначальных иноков Святой Горы, не обращавших внимание на знаменательность чудесных событий для последующих родов и сохранявших их более в устных преданиях, нежели в записках. А частью – к неоднократным разорениям Святой Горы набегами варваров и латинян, когда монастырские библиотеки доходили до полной растраты.
Рассказ об иконах открывается «Сказанием о чудотворной иконе Господа нашего Иисуса Христа, находящейся в протатском Карейском соборе». От этой иконы, по словам автора, один иерей услышал голос Господа, указывающий на то, чтобы он поскорее совершил Литургию и причастил старца, который после строгого поста настолько ослабел, что не мог ждать. Произошло чудесное событие после того, как священник, выслушав просьбу старца, не обратил на нее особого внимания и медлил начинать службу. И поэтому воззвал ему Господь от святой Своей иконы.
В той же протатской церкви находится икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Достойно есть». К рассказу об этом образе мы с вами и обратимся.
«Недалеко от Кареи находится много келий. Среди этих иноческих убежищ стояла, существующая и ныне, келия с небольшою церковью во имя Успения Пресвятой Богородицы. В этой келии уединенно спасались старец-священноинок и его послушник. Случилось однажды, что старец, пожелав выслушать всенощное бдение под Воскресение в Карейском протатском соборе, отправился туда, а богобоязненный ученик его остался стеречь келию, получив от старца заповедь исполнить, как может, службу дома.
При наступлении ночи послушник вдруг услышал стук в дверь келии и, отворив ее, увидел пред собою незнакомого монаха. Приветливо и почтительно принял он гостя, а когда наступило время совершения службы, оба они бодренно встали и, возвысив сердце и ум свой в горняя, начали со страхом и благоговением изливать пред Создателем всего сущего свои молитвенные чувства.
Так текла их ночная служба своим порядком, пока не настало время величать Пресвятую Богородицу. Послушник, полный сердечного умиления и благоговения к Всепетой, трогательными звуками изливал хваления Царице Небесной, воспевая Ей обычную древнюю песнь святого Косьмы, епископа Маюмского: «Честнейшую Херувим» и проч. до конца.(...)
Но дивный гость, делая умилительному песнопению иное начало, сладким ангельским голосом пел так: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего», а к этому уже прибавлял и: «Честнейшую херувим». Удивился инок и чудному голосу пришельца и сладостным словам нового песнопения в честь Матери Господа. И попросил написать ему эту песнь. Незнакомец согласился и потребовал бумаги и чернил. Послушник извинился перед гостем, сказав, что не имеет ни того, ни другого, ибо, занимаясь молитвой и рукоделием, очень редко нуждается в этих предметах. «Тогда принеси мне, по крайней мере, какую-нибудь каменную плиту, – сказал гость. И послушник тотчас же принес плиту и подал незнакомцу. Тот взял ее и стал писать на ней перстом своим песнь «Достойно есть».
Под его чудодейственной рукой камень умягчался, как воск… Начертав всю песнь, монах подал доску обратно послушнику и сказал: «Отныне навсегда так пойте и вы, и все православные христиане»; и мгновенно стал невидим для изумленного необычайностью явления взора благоговейного инока. Это был Архангел Гавриил, посланный от Бога возвестить христианам новую, ангелами сложенную, подобающую Матери Божией песнь». С тех пор это песнопение вошло в общее употребление в Церкви Христовой.
Всего в книге рассказывается о 40 иконах, которые явили свою благодатную силу в пределах Афонской Горы.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.