Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Наша сегодняшняя тема связана с Рождеством Христовым и звучит она так: «Наша эра или эра от Рождества Христова?». Батюшка, расскажите, пожалуйста, какова разница?
– Разница только в том, что у нас нет такого деления, как древняя история, древнейшая, Новая история, Новейшая. Есть в истории тот момент, который изменил судьбу всего мира – это Рождество Христово. Поэтому мы считаем до Рождества Христова «до нашей эры», а после Рождества Христова «наша эра» – время, в котором живем мы.
Это Рождение стало судьбоносным для всего человечества, в какой бы точке земного шара человек ни жил, какой бы религии он ни принадлежал, после Рождения Христа совсем по-иному люди мыслят, воспринимают этот мир, живут в этом мире. Это в первую очередь связано с тем, что у нас появилось понятие «личность». Раньше такого понятия не было, можно читать и в Ветхом Завете, и в других историях древнего мира, как царям приносили корзины выколотых человеческих глаз после взятия того или иного города, или как Ирод убивает младенцев в Вифлееме. Это кажется ужасом для нас! Как можно убить младенца или человека, или принести корзину человеческих глаз? Для людей древности это не было чем-то диким и не воспринималось так, как воспринимаем мы, потому что человек не мыслился как личность, а мыслился как один из субъектов, живущих в этом мире, не более того. Бог становится Человеком, а, следовательно, человеческая природа становится возвышенной до Небес. Приведу известную фразу святых отцов: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал Богом». Это входит в историю всей культуры после Рождения Христа.
Как Вы считаете, 2000 лет прошло, что изменилось радикально, ведь мир не однородный, есть Восток и есть Запад, есть Дальний Восток?
– Я думаю, что изначально человек ощущает одинокость в своем мире, и как бы мы ни стремились к единению, а это в нас вложено, мы стремимся к тому, чтобы другой человек нас понял, разделил так, как мы себя ощущаем, как мы себя понимаем. На этом строятся все отношения между людьми, между мужем и женой, между детьми и родителями, между друзьями. Но внутри себя мы понимаем, что другой человек вот так меня воспринять, ко мне отнестись так, как я к себе отношусь, и даже самый близкий не сможет, он не сможет понять всей глубины моей личности, которую я не смогу ему донести. Но это ощущение и стремление к единению у человека есть, потому что изначально заложено Богом… Но когда в жизнь человека входит Христос, тогда он понимает, что он не одинок: Бог готов разделить с ним всю его жизнь. И человек заново ощущает эту изначальную внутреннюю тягу к единению, которая есть у каждого. Поэтому Рождение Христа мы ощущаем как определенное чудо: Властитель Вселенной становится человеком, и, кажется, это не вместить в разум, сколько бы об этом ни говорилось, что бы мы ни читали у святых отцов, ни раздумывали над этим, мы воспринимаем это как определенное чудо. Как Тот, Кто создал этот мир, мог стать человеком? С другой стороны, мы с вами понимаем, что в эти Рождественские дни мы ждем этого чуда, ведь самое большое чудо произошло, и мир им изменился, изменился кардинально.
Вопрос из группы ВКонтакте: «Скажите, пожалуйста, если исчисление нашей эры идет от Рождества Христова и общепризнанно, то почему же у нас так много мусульман и прочих религиозных течений, которые теоретически признают это летоисчисление, но при этом сохраняют свои взгляды?»
– Мусульмане не признают это летоисчисление, они исчисляют совсем по-иному, от пророка Мухаммеда, от того, что произошло в Мекке. Поэтому здесь совсем разное летоисчисление. А чтобы говорить, почему люди не признают Христа, для этого нужна большая передача. В первую очередь для человека всегда будут важны 3 вопроса: это вопрос о смысле жизни, что такое жизнь и что такое смерть. И вся человеческая и религиозная культура отвечает в первую очередь на эти 3 вопроса: для чего человек существует, что такое для него жизнь и что такое для него смерть.
И, естественно, каждая религия будет отвечать на эти вопросы по-разному. Допустим, буддизм будет говорить, что человек должен раствориться, уйти в небытие, обычно говорят о перерождениях, но это не совсем верно – рождение в жизнь момент не очень радостный, ведь здесь болезнь, скорбь и страдания, и поэтому колесо этих перерождений – колесо страдания. Вообще ни одна религия не будет говорить, что счастье для человека – жить на Земле. Поэтому переход через колесо Сансары, растворение в небытии – цель для буддистов.
Для христиан целью будет момент обожения – соединение с Богом до предела, до конца, чтобы стать как Бог. Этот момент для христиан очень важен.
Каждая религия будет отвечать человеку по-своему, исходя из своих концепций, традиций, культуры, в которой люди живут. Поэтому, конечно же, вопрос возникает в том, почему человек удовлетворяет те или иные ответы, это совсем уже другая область, и почему, если человек удовлетворен ответами той или иной религии на эти 3 вопроса. Это целая полемика, лекция, я отойду от этой темы, потому что в самом основном для христиан Бог есть Личность, и общение с Богом есть общение с Личностью. Господь о Себе Сам сказал: «Я есмь путь, истина и жизнь». Для нас Христос является этим и Путем, и Истиной, и Жизнью, поэтому на вопрос философов «что есть истина?» христиане всегда говорят: «Истина есть не что, а Кто есть Истина. Истина – есть Христос». Для нас это понятно, потому что Христос вошел в жизнь человека, произошла эта встреча. Об этом говорили очень многие, и митрополит Антоний Сурожский, и отец Александр Мень. Они говорили, что не важно, где родился человек – в церковной или не в церковной среде. Допустим, для сына священника вопрос, надо ли поститься или не надо, что еда со скоромной сменяется на постную во время поста, что занавески во время Великого поста сменяются с белого на черные или пианино закрывается на ключ во время поста, музыка не играется, так не будет ставиться. Для него это – образ жизни, определенные традиции, уклады семейные, но вопрос, что Христос должен стать реальностью его жизни, войти в его жизнь, не быть просто каким-то философским знанием или просто знанием, что Христос – Бог, а быть реальным присутствием Бога в его жизни – это момент встречи человека с Богом, и у каждого это будет по-разному. У кого-то это происходит, как у Владыки Антония, за чтением Евангелия, когда он чувствует, что по другую сторону стола находится Христос, о Котором он читает, не ощущая Его физически, ни каким-то природным своим естеством, но внутренне ощутив эту встречу, он проносит ее через всю жизнь. У отца Александра Меня это случилось, когда он увидел портрет Сталина, возносящегося на воздушном шаре, и понял, что вот с этим злом я должен бороться и, конечно же, Христос является тем стержнем в моей жизни, чтобы противостоять всему этому напору зла, которое господствует в мире. В 13 лет это у обоих происходит.
Для христиан, конечно же, Бог – не безличный Бог, допустим, как «Владыка Вселенной», который может искушать, который может человека проверять. У христиан Бог в первую очередь Личность, и эта Личность – любящая, в первую очередь.
Вы упомянули отца Александра Меня, он часто свои проповеди связывал с научным прогрессом, у него были свои книги, связанные с этим. Наша телезрительница Елена задает вопрос об этом: «Мешает ли научный прогресс проповеди о христианстве и жизни во Христе, или же помогает?».
– Я думаю, что в первую очередь мы имеем возможность в научном прогрессе лучше осваивать библейскую историю. Археология, история, физика способствуют тому, чтобы мы лучше знакомились с происходящим в нашем мире. Поэтому, конечно, никогда не возникало противоречий между наукой и религией: наука отвечает на вопрос «как?», а религия отвечает на вопрос «почему?» – «почему произошло то или иное, и зачем», а наука ограничивается вопросом «как?», это ее определенная функция. Поэтому не возникает никаких противоречий. Мы знаем очень много умных ученых и людей, которые были верующими: Дмитрий Сергеевич Лихачев, Ньютон, Паскаль, академик Павлов, и многие другие. Поэтому здесь не возникает никаких противоречий.
С другой стороны, отец Александр Мень поставил перед собой очень важный вопрос, он поставил перед людьми вопрос, что и апостол Павел, и другие проповедники обращались к людям верующим, для которых быть неверующими было чем-то неестественным, хотя они были язычниками, но они были верующими людьми. А в XX веке и сейчас мы сталкиваемся с тем, что человек говорит, что он неверующий, и он не живет в восприятии религиозного мировоззрения, он не знает религиозного ощущения, религиозных практик, даже языческих. И отсюда язык проповеди должен меняться, потому что миссионерский язык апостола Павла, апостола Петра основан на определенных религиозных понятиях, представлениях, которые были у людей того периода. Сейчас язык конца XX века должен учитывать то, что мы общаемся с людьми, которые не знают никаких религиозных представлений и никаких религиозных понятий, это совсем иной язык должен быть. Отец Александр посвящал много времени подготовке своих книг, своей проповеди, его книги и его проповеди адресованы людям, у которых нет религиозного сознания никакого...
Раба Божия Юлия задает такой вопрос о религиозных течениях и приводит примеры разных протестантских течений, которые называют себя христианами, но часто находятся достаточно далеко от традиционных представлений. Хотя все мы живем в эре от Рождества Христова, далеко не все христиане ими являются. Как к этому относиться и как исправить?
– Изменить протестантов мы не сможем, это не наша задача. Один человек, который ушел из протестантов и стал православным, сказал: «В первую очередь мне не хватало полноты таинств. То, чего есть в Церкви Запада и Востока, и нет в протестантском движении в полноте раскрывающейся благодати Божией»… На самом деле, есть хорошие примеры протестантов, которые живут на порядок лучше, чем живут некоторые православные в благочестии своем и в жизни своей. Но вот полноты благодати Духа он не ощущал...
В основе прихода человека в Церковь лежит понимание, что сам я измениться не могу, какой я есть, и как я начинаю каждую неделю новую жизнь с понедельника, эта новая жизнь не получается, потому что сам по себе я не могу измениться, а изменить меня может только Господь. И вот когда я прихожу в церковь я вижу, как потихонечку меняюсь. Меняюсь не оттого, что я что-то больше узнаю о Боге, читая, а меняюсь, потому что Господь Своей Благодатью меняет: благодать – это действие Бога в человеке, именно деятельное присутствие, а не просто присутствие. И это деятельное присутствие Бога в человеке способно изменить и окружающий мир человека, поэтому здесь в первую очередь, если говорить о протестантах, то их может вывести ощущение какой-то неполноты.
Вопрос из группы ВКонтакте. Раба Божия Татьяна пишет о некой статье в некой газете в 90-х годах: в аэрокосмическом агентстве США были получены съемки с телескопа Хаббл, где был обнаружен «белый город» где-то в космосе (сейчас, конечно же, эти фотографии засекречены) – естественно, это обитель Творца. Как относиться ко всем этим информационным вирусам?
– В первую очередь мы должны ждать не прихода антихриста, а прихода Христа.
В Библии мы не читаем, что будет Страшный Суд, даже в Апокалипсисе мы не найдем такого определения: Суд Христа не может быть страшным. Христос приходит, и Христос есть Любовь. Суд Христа не может быть страшным для христианина, это состояние благодати, состояние ощущения пребывания в этой Любви. Это очень интересный момент, почему человек готов верить в любую чепуху, которая написана в газете и не готов верить тому, что написано в Священном Писании. Всегда ставит все, что написано в Священном Писании под вопрос: «А было это или нет? А был Христос или не был?». Кажется, о любой чепухе, о космическом городе, как материальной обители Творца, о том, что у нас завтра будет последний день существования мира, в календарь майя, что последний год мы живем и, как помните, совсем недавно многие люди переживали этот момент. Люди готовы верить. Но Священное Писание человек почему-то ставит под вопросом. В первую очередь христианин не должен ждать прихода антихриста и не бояться принятия электронных паспортов. В первую очередь христианин должен ждать прихода Христа. Как-то мне очень запомнилась история, которую рассказал один из священников: «Будучи молодым священником, я очень часто увлекался проповедями об антихристе, о дьяволе, и потом один опытный протоиерей, настоятель собора, где он служил, ему сказал: «Батюшка, скажи мне, пожалуйста, а Христос, Христос-то где?». И с того времени я стал проповедовать только о Христе». На самом деле ощущение первых христиан было то, что они ждали прихода Христа и это отличает от христиан XXI века. Потому что христиане XXI века ждут не прихода Христа, а прихода антихриста. Почему такая разница? В большей степени, из-за неправильной духовной жизни, из-за того, что мы в центр ставим антихриста, а не Христа.
Да, батюшка… А можем ли мы представить, например, миллионный год от Рождества Христова?
– Для нас это такая далекая цифра. На самом деле в первую очередь весь мир ожидал Пришествие Христа – он находился в определенном кризисе, поэтому все ждали Спасителя мира, прихода кого-то, кто избавит и перевернет этот мир.
И сколько бы мы ни смотрели новости, какие бы новостные программы мы ни обсуждали у себя на кухнях, спросишь человека через неделю: «О чем говорилось в новостях в среду?», он не скажет, он забыл за два-три дня, что случилось в Чили и что США сказали об Украине, потому что в первую очередь для нас самой непреходящей новостью этого мира были слова о том, что Христос Родился, сначала пастухам: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!», а потом – от лица апостолов и от лица жен-мироносиц о том, что Христос Воскрес. Это две непреходящие новости в этом мире: Бог становится Человеком и умирает ради человека.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Поэтому это две непреходящие новости, над которыми мы должны раздумывать, думать и которые должны входить в нашу жизнь.
Игуменья Георгия, настоятельниця Иерусалимского монастыря, рассказывала, как, будучи молодой девочкой 17-ти лет, была в Рождественскую ночь на службе, и священник, произнося проповедь, сказал: «Волхвы принесли к яслям Христа золото, ладан и смирну, а что же принесем мы Богомладенцу?». И она, задумавшись над этим, сказала: «Господи, я себя Тебе даю, нет у меня ничего!». И с этой мысли начался ее путь к монашеству, и сейчас, оглядываясь на всю жизнь матушки Георгии, можно сказать, что не было бы этой Рождественской ночи и ощущения, что бы она могла принести к яслям Богомладенца – не было бы всего, что случилось в ее жизни. Так же – у каждого из нас: если мы глубоко задумаемся, что мы можем принести к яслям Богомладенца, мы поймем, как может измениться наша жизнь. Поэтому даже если представить себе миллионный год от Рождества Христова, то мы можем сказать, что это – непреходящая новость, которая всегда будет будоражить людей, что бы с миром не происходило.
Вы только что сказали две большие новости – о Рождестве Христовом и о Воскресении Христовом. А почему же все-таки летоисчисление у нас от Рождества Христова, а не от Воскресения Христова?
– Раньше момент Рождества и смерти Христовой совпадал, потому что день солнцестояния – особый день. У Кирилла Александрийского мы можем читать: «Христос умер и Воскрес в тот день, когда Он родился», и некоторых святых отцов мы видим суждения о том, что эти даты совпадают. Вы помните, какие споры были о том, когда праздновать Пасху, Воскресение Христово. Момент совпадения Рождества Христа и Его Воскресения был раньше в культуре, и осмыслялось именно таким образом – в христианском сознании, у святых отцов, – что Рождение Христа изменило мир, и Воскресение Христа тоже изменило этот мир, он стал иным. Целиком мир меняется в таком мифическом сознании, точно так же и мы видим эту измененность мира в Рождении Христа и в Его Воскресении, и эта мысль всегда будоражила, поэтому изначально считалось, что эти даты совпадают.
Как Вы считаете, чего нам ждать в ближайшее время от Рождества Христова?
– Хотел сказать: «Нам ждать Христа!». Но на самом деле я хотел пожелать. Мы все в эти дни дарим друг другу подарки, и Господь Сам подарил человеку Себя – самый великий подарок, который только можно было сделать. Мы все ждем чуда, самое большое чудо произошло – и это ощущение чуда внутри человека, возвращение людей в детство, где это чудо можно было почувствовать в изобилии, и которое с протяжением жизни терялось, люди в это время это ощущают. И я бы хотел, чтобы мы в этом году приблизились, и у каждого произошло свое маленькое чудо в жизни, и он почувствовал свое чудо в этой жизни.
Конечно, мы с вами счастливые люди и счастливыми мы должны быть каждый день утром, поскольку нам дали самую большую возможность – жить и изменить себя, дали еще день. Поэтому мы должны быть счастливы утром. Ощутить в каждом дне, во всех 365 днях это небольшое чудо прикосновения Бога мы можем точно так же. Как-то одну из наших прихожанок ее соседка по лестничной клетке спросила: «Ну, вот ты в храм-то ходишь, а ты Бога-то видела?». Та ответила: «Да, каждый день и не по одному разу». Это был такой правдивый ответ на поставленный ею вопрос, потому что Бога мы можем видеть каждый день в своей жизни, и не по одному разу. Видеть Его промысел о нас и то, что мы знаем, что Бог промышляет о нас, и каким бы человек ни был верующим или сомневающимся, но садящимся в самолет и говорящим: «Господи, помоги!», мы ощущаем в первую очередь, что Бог нас не оставляет. Дай Бог, чтобы Господь нас не оставил в этом году!
Спаси Господи, батюшка! Благословите нас на прощание.
– Бог всех благословит и милость Божия будет со всеми вами!
Расшифровка:
Анна Солодникова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.