Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (849) → Протоиерей Олег Стеняев: Конфликты и способы их преодоления

Протоиерей Олег Стеняев: Конфликты и способы их преодоления

№48 (849) / 22 декабря ‘15

Отец Олег, что касается конфликтов между людьми, ссора – это опасное явление? В ссоре есть что-то зловредное?

– Иногда за ссору мы принимаем какую-то личную обиду, неудовольствие собою или другим человеком. Но Священное Писание говорит о ссоре очень категорично. В Послании к Галатам, в 5-й главе, с 19-го стиха и далее, сказано: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри… ненависть, убийства, пьянство…» Мы видим, что ссоры ставятся в один ряд с такими серьезными грехами, как волшебство, ненависть, убийство, пьянство. А еще ниже сказано, что поступающие так не наследуют Царствия Божия. То есть в Послании к Галатам ссоры относятся к смертным грехам, и для человека, постоянно конфликтующего со всеми, закрывается доступ в Царствие Небесное.

Любая ссора характеризуется тем, что человек свои собственные интересы ставит выше интересов других людей; а иногда – не интересы, а свое мнение, которое, может быть, ни для кого ничего не значит.

Столкнувшись с кем-то, имеющим другое мнение, человек часто во время ссоры переходит на личность спорящего человека – первым признаком ссоры является именно этот переход на личность, когда обсуждается уже не предмет разногласия, а то, что говорит неправильно именно этот человек; люди начинают что-то умышлять друг против друга.

Святые отцы говорили, что ссора возникает тогда, когда интриги, которые плелись за спиной человека, вдруг прорываются наружу и человеку говорится все в лицо. Начинается ругань, и затем уже это все переходит в открытый конфликт. Не случайно ведь ссора находится рядом с такими понятиями, как раздражение, убийство и так далее.

То есть эти явления – одного порядка. Батюшка, Вы говорите, что ссора подготовлена тем, что человек свои интересы ставит выше интересов других людей. А может ли ссора базироваться на иной почве – допустим, когда человек превыше всего ставит не какие-то личные интересы, а интересы своей семьи или, скажем, интересы своей страны?

– Само слово «ссора» на латыни созвучно со словом «лай» – собачий лай. Говоря о ссоре, не имеются в виду ситуации, когда человек в разговоре просто отстаивает свою точку зрения (допустим, на справедливость), проявляет какие-то патриотические чувства. Речь идет о тех моментах, когда человек переходит к агрессивному поведению по отношению к окружающим людям. Кстати, славянская речь допускала применение такого интересного выражения: если по-русски говорят – «он с ним опять ругался», то по-славянски можно было сказать – «он опять с ним лаялся». Христиане понимали близость и созвучие этих слов на латыни. Поэтому мы говорим не о человеке, отстаивающем свою, может быть, даже правильную позицию, а о том, какими методами он это делает. Потому что сказано, что ты можешь иметь всю веру, все познание, но если любви не имеешь, нет тебе никакой пользы.

Как контролировать в речи гневливость, которая неизбежно приводит к ссоре?

– Святые отцы давали такой совет библейского происхождения: в Послании Иакова говорится, что человек, могущий обуздать свой язык, обуздает и все тело. Когда подходит гневливость, могущая привести нас к ссоре, серьезному конфликту, надо переходить на медленную речь, а иногда и просто замолчать. Мы помним, что Иисус Христос молчал, когда оказался в Синедрионе перед первосвященником. От Него буквально добивались, чтобы Он сказал хоть что-то в Свое оправдание, но Он молчал. Иногда молчание значит больше, чем наше желание отстоять справедливость, потому что, с точки зрения наших противников, если мы оправдываемся, значит мы виноваты – так иногда это воспринимается людьми. Или бывает так: человек пытается доказать правду, но никто не хочет ее слышать, потому что по отношению к этому человеку уже есть какое-то предубеждение.

А если в речи человека присутствует сквернословие, является ли это почвой для ссоры?

– В Библии о сквернословии сказано: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших». Эти «гнилые слова» нравственно разлагают, растлевают человека. Если человек произносит такое слово, сам себя он чувствует очень неуютно – так, как будто осквернился, прикоснулся к чему-то такому, чего касаться нельзя. Кроме гнилых, лживых, нужно избегать и напыщенных слов. Вообще в Писании сказано: «…от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься...» Человек даст отчет Богу за каждое слово в день Суда...

Скажите, пожалуйста, есть ли какой-нибудь способ предупредить конфликт? Ведь ссору лучше предупредить, чем преодолеть?

– Предупредить ссору мы можем, контролируя свой собственный язык. Потому что язык наш, хотя и малый орган, но, как сказано в Писании, будучи сам воспаляем от геенны, может воспламенить все вокруг нас. Иногда между людьми, дружившими годами, возникают настоящие конфликты. И из-за чего – из-за каких-то слов! Никто никому даже не сделал ничего плохого – просто слова! Люди потом, когда приходят в себя, спрашивают: «Слушай! А что это на нас нашло?»… И вот здесь очень важно вспомнить текст из Псалтири: «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!» Имеются в виду, конечно, не младенцы, а злые мысли, которые зародились еще только в помыслах. Нужно сделать все возможное, чтобы они не материализовались в слова, а тем более в действия. Лучше всего эти помыслы разбить о Камень веры, а Камень – Сам Христос. С упованием на Христа мы можем преодолевать все внутренние раздражения, которые могут у нас возникнуть по отношению к другим людям – и к членам нашей семьи, и к нашим родным и близким, и к товарищам по работе...

Мы поговорили немного о конфликтах между людьми. Но есть еще более обширная тема – конфликты между государствами, континентами. Есть ли в Библии какие-то законы, которые определяют, как нужно действовать в таких ситуациях?

– Без сомнения, в Священном Писании мы обнаруживаем такие наставления. Это прежде всего 20-я глава Книги Второзаконие – с 5-го стиха и далее (хотя библейские законы ведения войны мы находим и в других частях Священного Писания): «Надзиратели же пусть объявят народу, говоря: кто построил новый дом и не обновил его, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не обновил его». То есть сначала перечисляются категории лиц, которые не имеют права воевать. Человек должен прежде построить дом, а «дом» по-еврейски – это очень широкое понятие: это и быт, и прежде всего семья; обновить дом – это пожить в нем с молодой женою, чтобы она понесла ребенка... Дальше сказано: «…и кто насадил виноградник и не пользовался им, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не воспользовался им». Человек должен не просто создать семью, он должен насадить свой виноградник, собрать первый урожай, сделать молодое вино, выпить его со своими друзьями. И далее: «…и кто обручился с женою и не взял ее, тот пусть идет и возвратится в дом свой, дабы не умер на сражении и другой не взял ее». То есть человек должен создать семью; не просто построить дом, не просто насадить виноградник – он должен родить ребенка. По библейским законам человека брали на войну после 21-го года. Браки заключались лет с 18-ти, иногда и с более раннего возраста, а обручение совершали еще раньше, когда друзья, почти сразу после рождения детей, договаривались, что их дети создадут семью. То есть мы видим здесь, в Библии, заботу о человеке – не бросать 18-го мальчишку в горнило воинских смертельных опасностей, а дать ему возможность построить дом, посадить виноград, собрать урожай, выпить с друзьями вино, создать семью, увидеть своего ребенка...

А дальше самое интересное – говорится о том, с чего начинается война: «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, предложи ему мир». Представляете? По библейским принципам, начиная войну (а причина для войны была одна – противник все время на нас нападает, похищает наших женщин и детей), окружив город неприятеля, первое, что мы должны сделать – предложить им мир. Казалось бы, началась война – так пусть и продолжается! Но нет, надо предложить мир, обговорить условия. Но если и после этого противник будет упорствовать в своем злодействе, тогда начинаются военные действия...

Вопрос телезрительницы: «Я уже второй год работаю вместе с одной женщиной, которая курит и матерится. Пыталась говорить ей о нашей вере, но так как она не очень это понимает, то продолжает и курить, и материться. И чтобы не начать ругаться, я просто замолчала – опускаю глаза и молчу... Не лицемерие ли это с моей стороны, что я просто так замолкаю, стараясь не ругаться и не ссориться с ней?»

– Вопрос очень хороший. В Священном Писании есть два таких текста: один из них – «еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся» – то есть прекращай все споры; и другой текст – «не мечите бисера перед свиньями, чтобы они, поправши его, не напали бы на вас» – если вы сделали замечание человеку один раз, второй, а он никак на это не реагирует, на вас уже никакой вины нет. Вы предупредили этого человека, и в день Суда он не сможет обвинить вас, что, будучи верующей, вы ничего ему не сказали, не одернули, когда он поступал неправильно.

Потому что в Писании сказано: если кто творит зло, а другой не говорит ему, что идет он путем погибели, то будет и тот обвинен в том же самом на Страшном Суде. Но вы, как я понял, не один, не два и не три раза выговаривали этой несчастной женщине, чтобы она не оскверняла свой язык. Так что все, что вы могли сказать, вы сказали, поэтому теперь можете успокоиться. Вам остается только молиться...

Скажите, существует ли какая-то грань, которую не должен переходить военнослужащий даже во время военных действий? Нравственная какая-то грань?

– Такая грань существует. Я приготовил цитату блаженного Августина: «Истинная религия полагает мирными те войны, которые ведутся не ради превозношения или жестокости, но ради укрепления мира, наказания злодеев и утверждения добра». То есть если война ведется ради прекращения войны, ради наказания злодеев и утверждения добра – это оправданно. С другой стороны, читаем у Августина следующее: «Страсть к нанесению ущерба, жестокая жажда мести, безжалостность и неумолимость, лихорадочное отвращение (от несчастных), вожделение власти и тому подобное – все это по праву считается проклятием войны». То есть когда у человека безнравственная мотивация во время ведения войны, то это неугодно Богу.

В Библии есть очень интересный текст – слова, которые сказал патриарх Иаков о двух своих сыновьях, Симеоне и Левии, поступивших жестоко. В Книге Бытие, 49-й главе 7-м стихе, читаем: «Проклят гнев их, ибо жесток…» То есть гнев – может быть. Блаженный Феофилакт писал, что кроткие – это не те, которые совсем не гневаются, а те, которые знают, когда сдерживать гнев, а когда его проявлять. Но в гневе не должно быть жестокости. И далее читаем слова Иакова: «… и ярость их (тоже проклята), ибо свирепа». То есть гнев даже во время ведения войны не должен переходить в жестокость, а ярость – в какую-то звериную свирепость. Это совершенно недопустимо. Святые отцы говорили, что войны ведутся не только чтобы защитились интересы одной из сторон, а чтобы понять и самим агрессорам, затеявшим ту или иную войну, что их действия неправильны и в чем они неправильны. Блаженный Августин пишет: «Даже когда добычу воинскую берешь, знай, там остаются люди и им надо чем-то кормить своих детей». То есть Священное Писание и библейские наставления через века и века доносят до нас эти истины о гуманном отношении к людям даже на территории противника во время войны. И святые отцы учили точно так же...

На Руси был такой обычай: когда солдаты воевали, священники исповедовали их и причащали, но после войны (неважно, с кем они воевали) накладывалась епитимья – год или два они не могли ни исповедоваться, ни причащаться. Во время Второй Чеченской войны я участвовал в разных гуманитарных программах: мы возили в Чеченскую Республику гуманитарную помощь детям, мирным жителям. И вот там мне приходилось исповедовать, крестить, причащать солдат. Мы всегда им объясняли – мы делаем это только потому, что существует угроза вашей жизни; сама по себе война (любая война) – это опасное дело. Это значит, что мы не нашли нужных слов, мало молились… Мы исчерпали все другие ресурсы и вынуждены обратиться к войне как к некоему последнему средству...

Есть такие трогательные слова в Евангелии: «Нет больше той любви, если кто положит душу свою за други своя». Эти слова мы часто относим к воинам, которые, защищая свое Отечество, оказывались в тяжелых обстоятельствах войны, в окружении врагов – часто и на Родине не знали, живы они или нет. Эти люди, совершающие свой гражданский долг на войне, желая защитить свое Отечество, сложили свои головы, погибли, и нет больше той любви, когда они жизнь положили за други своя. Есть религии, где все наоборот – кто больше уничтожит врагов своих, тот самый великий, а у нас самый великий тот, кто душу свою положит за други своя. Поэтому в христианском понимании война – это не стремление убивать, а стремление прекратить убийства, терроризм, разгул беззакония. И об этом, конечно, надо помнить.

Когда я участвовал в гуманитарных программах в Чеченской Республике, солдаты просили меня освятить им оружие (есть такой чин освящения оружия святою водой). Я освящал оружие и потом говорил им: «Сейчас я скажу то, что, наверное, вам не понравится: если это оружие освящено, его ни в коем случае нельзя использовать против безоружных людей, пленных, раненых, против людей, которые не причастны к военному конфликту. Ибо все, что посвящается Богу, существует по Его законам». То есть нельзя думать, что на время какого-то военного конфликта нет никаких границ. Граница есть! Для гневливости – это отсутствие ярости, для человеческого возбуждения и злости – отсутствие звериного начала; все надо ограничивать. Надо помнить о том, что за все мы рано или поздно дадим ответ Богу.

Конфликт, как мы уже сегодня говорили, это широкое понятие, и международные конфликты, я думаю, чаще всего начинаются с конфликтов семейных. Если еще в детстве ребенка не научили решать в одной семье, в рамках одной квартиры, те или иные споры, то когда он вырастает, становится, например, политиком, все комплексы своего детства перетаскивает на целый мир. Таких политиков на планете много. Но если в своих семьях мы будем учить наших детей, что можно делать, а чего нельзя, преодолевать конфликтность в самом себе, знать, какие законы существуют в мирной жизни, а какие – на войне, я думаю, что когда дети вырастут, то пойдут по правильной стезе. Как и сказано в Книге Притчей: «Наставь юношу в начале пути его, и он не уклонится во дни старости своей».

Как определить эту тонкую грань между праведным и неправедным гневом, между гневом без ярости и гневом с яростью? Ведь человек может заниматься самообманом, говорить, что его гнев праведный, а на самом деле это будет не так.

– Мне кажется, до того момента, пока человек может контролировать свой гнев, ограничивать его рассудком, это допустимый гнев. Но если человек уже не контролирует гнев, а гнев – человека, всецело завладевая им, и человек становится рабом своей собственной гневливости, вот это – проблема...

Вопрос телезрителя: «Батюшка, можете дать пару советов, как избежать конфликтов в будущей семейной жизни?»

– Очень интересный совет дает блаженный Августин. Он пишет: «Юноше нравится в девушке что-то отдельное. Кому-то нравятся ее губки, кому-то – щеки, кому-то – что-то еще». Тут он, наверное, поставил бы многоточие, если бы тогда оно было. Дальше Августин говорит: «А ты вот как поступи: ты сходи к ней домой и пообщайся с ее родителями – узнаешь, что она чья-то дочь; пообщайся с ее братьями, сестрами – ты узнаешь, что она чья-то сестра; сходи в храм, где она молится, поговори с ее духовником, и ты узнаешь, что она чья-то духовная дочь. И тогда не будешь разделять ее, живую: это мне нравится, а это – не очень. Ты увидишь ее как человека». В древности давали еще и такие советы: если хочешь понять характер своей будущей жены, пообщайся с ее матерью, а если хочешь увидеть характер своих будущих детей, пообщайся с ее племянниками или младшими братьями и сестрами. Вот какие советы донесла до нас древность.

Отец Олег, может быть, Вы могли бы дать людям еще какие-то общие советы, как преодолеть или предупредить конфликты? Или как действовать в конфликтной ситуации?

– Я хотел бы обратить внимание на то, что часто люди из секты свидетелей Иеговы задают православным такой вопрос: «А где в Библии сказано, что надо благословлять людей идти на войну, какую-то молитву произносить при этом?» Об этом сказано в Книге Второзаконие в 20-й главе, с 1-го стиха и далее: «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы и народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской. Когда же приступаете к сражению, тогда пусть подойдет священник, и говорит народу, и скажет ему: слушай, Израиль! вы сегодня вступаете в сражение с врагами вашими, да не ослабеет сердце ваше, не бойтесь, не смущайтесь и не ужасайтесь их, ибо Господь Бог ваш идет с вами, чтобы сразиться за вас с врагами вашими и спасти вас». Вот и сегодня мы вспоминали известные в нашем народе слова: Бог – не в силе, Он – в правде! Об этом всегда надо помнить, даже в трагические, сложные времена жизни нашего Отечества!

Спасибо большое, отец Олег!

Расшифровка:
Наталья Коваль

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс