Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (848) → Протоиерей Андрей Канев: Рождение человека из земной жизни в Вечность

Протоиерей Андрей Канев: Рождение человека из земной жизни в Вечность

№47 (848) / 15 декабря ‘15

Уроки Православия

Порассуждать о смерти желающие всегда находятся: тайна! А таинственное всегда привлекательно, тем более, если оно страшит. Но наша задача – не удовлетворить любопытство или пощекотать нервы, а узнать, что говорит о смерти христианская вера. А говорит она следующее. Смерть есть последствие грехопадения. Она есть таинство разделения души и тела, после чего тело предается земле, а душа, пройдя через испытание воздушных мытарств, определяется Богом в подобающее ей место до всеобщего воскресения мертвых и Страшного Суда. И уже на нем будет решена вечная участь человека. Поэтому в христианском понимании смерть – это прежде всего явление духовное. Можно быть мертвым, еще живя на земле, а можно быть непричастным смерти и лежа в могиле. Смерть – это отделенность человека от жизни, то есть от Бога. Господь есть единственный Податель жизни и Сама Жизнь. И потому смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни. Но от нее человек волен отказаться и умереть так, что само его «бессмертие» станет вечной смертью. Вот так все серьезно.

И потому исследовать эту тему негоже с позиции Буратино – просто совать в нее длинный нос любопытства ради. Да, мы знаем, что человек смертен! Но мы не знаем наверняка, что с ним происходит по исходу души. Однако узнавать об этом мы и можем, и должны для того, чтобы понять, как жить здесь, на земле, чтобы наследовать блаженную Вечность.

В самом начале книги свт. Игнатий пишет: «Смерть – это великое таинство. Она есть рождение человека из земной временной жизни в вечность. При совершении ее мы слагаем с себя нашу грубую оболочку – тело и душевным существом, переходим в другой мир, в обитель существ, однородных душе. Душа, исшедшая из тела, невидима и недоступна для нас, подобно и прочим предметам невидимого мира. При совершении смертного тайнодействия мы видим только бездыханность, внезапную безжизненность тела; потом оно начинает разлагаться, и мы спешим скрыть его в земле; там оно делается жертвою тления и забвения. Так вымерли и забыты бесчисленные поколения человеков. Что же совершается с душою, покинувшею тело? Это остается для нас, при собственных наших средствах к познанию, неизвестным».

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Мы должны вспомнить, откуда вообще произошла смерть. Само это явление было изначально человеку несвойственно. Если мы с вами откроем первые страницы Библии, то прочитаем, какими Господь сотворил Адама и Еву, увидим, что человек сотворен светлым, душа его наполнена добродетелями, тело бессмертно, – человек не рожден быть смертным, он не рожден для смерти. Но Господь дает Адаму, совершенному мужчине (не надо думать, что это какой-то наивный мальчик, это был мудрейший человек по сравнению с нами) свободу, как одно из важных свойств человека. Господь не требует от человека какого-то насильного, неосознанного Себе поклонения – Господь дает свободу. И Адам и Ева получают заповедь: «Не вкушай от древа познания добра и зла, иначе смертью умрешь». То есть Адам знал, теоретически знал, что такое смерть, и эта заповедь ему была понятна вполне: теоретически он знал, что зло существует, знал, что возможна и от его выбора зависит, будет он смертным или не будет. И, как мы знаем, совершается трагедия – Адам выбирает уйти от Бога, нарушить заповедь. И Господь констатирует: из-за его выбора и нежелания каяться (а мы знаем, что у Адама была возможность покаяться, исправить свое положение) Адам утверждается во зле и в него входит смерть. Мы можем задать вопрос: а как же вошла в него смерть, если он потом, как повествует Священное Писание, прожил еще 900 с лишним лет? И это очень важное понимание: в человека входит яд смерти; само искажение человека тем, что в него вошли смерть, зло, грех, он стал пленником и жилищем сатаны, – это уже состояние смерти. Это, можно сказать, такой «живой ходячий мертвец». Хотя он прожил 900 лет, а мы сейчас не живем столько.

Почему? Священное Писание нам раскрывает эту тайну: человечество накапливает в себе силу зла, силу греха, и нет смысла увеличивать нам нашу жизнь. Господу не жалко, чтобы мы жили 1000 лет, но что мы натворим за эту 1000 лет? Ведь известно по опыту, и даже нашему, если мы посмотрим на себя, какими мы были в детстве и какими мы становимся с возрастом, – мы становимся хуже. Хуже, когда какие-либо навыки ко греху у нас приобретаются, то есть привычки, и настолько они уже пленяют нас, что мы автоматически делаем страшные вещи, становимся пленниками страсти. А если нам дать 1000 лет, что с нами будет? Еще 1000 лет не просто лежать в пансионате на больничной койке, а быть в силах? Мы такого натворим!..

И потому преподобный Ефрем Сирин восклицает: «Ты, Господи, сократил длительность жизни нашей; самый большой срок ее – семьдесят лет. Но мы грешим пред Тобою в семьдесят раз седмерицею. И по милосердию Ты сократил дни наши, чтобы не удлинялся ряд грехов наших». Да, смертью Бог оказывает нам милость! Он ограничивает годы нашей жизни, ведь земная жизнь – не самоцель. Не ради этих 70 лет земных радостей (а большей частью – горестей) был сотворен человек. Эти годы – время нашего плена, и первым пленником греха среди людей был Адам...

Протоиерей Андрей Канев: – Вот Адам попадает на нашу землю в ее современном состоянии, когда начинаются страдания, труды, необходимо болеть, трудиться, и умирать в том числе, и вот это умирание – не зло для человека. Мы, живя здесь, на земле, в плену находимся, в колонии строгого режима. И смерть становится выходом из этой колонии.

Но… куда ты выходишь? Есть два варианта, – но, так или иначе, из этого земного состояния смерть – выход. Мы любим эту жизнь, любим эти наслаждения, и поэтому, конечно, смерть представляется чем-то очень трагическим, страшным. И это справедливо: христианин знает, что придется отвечать, и мы, грешники, не воспринимаем смерть, как какую-то радость. Но откуда она появилась и почему ограничена наша жизнь – это мы должны с вами знать. Господь сотворил человека для вечности, это правда и истина – и человек вечное существо. Но из-за вошедшей в его природу смертности получается внутренний разлад: из-за вошедшей смерти человек потерял рай, потерял вечную жизнь в раю – приобрел временную здесь, на земле, в страданиях. И окончательная смерть является следствием этого грехопадения. И рождающийся младенчик является наследником этого самого первородного греха, яда смерти, который в него входит и проявляется в виде страстей, болезни и, конечно, умирания тела.

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс