Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Творения свт. Игнатия (Брянчанинова) справедливо называют духовной сокровищницей. Эти богатства епископ Кавказский Игнатий собирал долгие годы с одной целью: подробно и точно описать и разъяснить духовный подвиг, который должен совершать христианин ради спасения. «Только тот, кто усвоил себе правильный взгляд на земную и вечную жизнь, сможет стать истинным христианином – наследником вечных благ», – писал святитель и часто повторял, что жизнь земную мы должны проводить в приготовлении к вечности. Сам он постоянно ощущал суетность и краткость земного бытия и точно знал, что не ради земных утех человек приходит в этот мир: он создан Богом для вечности. Еще в юности свт. Игнатий понял, что «все земные наслаждения и занятия – это пустые игрушки, в которые играют взрослые дети и которыми они проигрывают вечность». Потому сам он время своей жизни посвятил познанию и усвоению Христа, Который Один дарует человеку вечное счастье. Но к такому дару необходимо готовиться. Как? Святитель советовал: «Нужно хотя бы на время оставить земную суету, прийти в себя, уединиться, отдаться молитве, чтению Священного Писания и святых отцов, или душеназидательной беседе, ибо все это и может привести человека к познанию вечности и приготовлению к ней». И мы займемся одним из перечисленных занятий – душеназидательными беседами, в основу которых положим фундаментальное творение свт. Игнатия «Слово о смерти».
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Мы начинаем с вами очень серьезный разговор… Новый учебник, который мы с вами берем для изучения, – это очень интересное, очень глубокое произведение святителя Игнатия (Брянчанинова) «Слово о смерти». Бурный, яркий мир, который нас окружает, этой темы очень боится. У нас приход находился 10 лет в доме престарелых. Понятно, что само по себе состояние престарелого человека, живущего в безбожии – очень страшное зрелище само по себе. Но меня больше всего пугало даже не это, а реакция сотрудников на смерть своих пациентов. Меня поразил этот страх, желание не видеть смерти. Когда умирал кто-либо, то его старались даже пронести таким образом, чтобы не видели ни сотрудники, ни проживающие. Естественно, было запрещено проводить в нашем храме отпевание, «именно потому, чтобы не видеть», обосновывали сотрудники. В нашем поврежденном состоянии молодому человеку не видеть смерть и не думать о ней естественно, но старику-то! И если мы будем смотреть на наш мир и на его установки шире, то поймем, что мир умирать не хочет и думать о смерти не хочет, и даже боится о ней думать: всякое упоминание об этой теме привносит долю неудовольствия.
Ладно бы мир, который, по слову Священного Писания, и так во зле лежит. Но и в христианскую среду начинают проникать такие современные тенденции, течения, – например, у знакомых христиан был спор между катехизаторами: стоит ли говорить об аде и смерти оглашаемым? То есть у нас наступает такой интересный период – мы настолько залиберальничались и запутались сами, что начинаем путать и людей, которые сейчас приходят ко Христу. Поэтому особенно актуально сейчас касаться этих самых важных тем: жизни, смерти, мировоззренческих тем – как к этому должен относиться христианин, почему так произошло, откуда появилось это явление или таинство, как его называет святитель Игнатий, – таинство смерти. Это всегда актуально, и нам не надо бояться этой темы. Смерть – это часть жизни, и мы должны о ней говорить обязательно.
Святитель Игнатий занимался исследованием этой темы долгие годы. Так в конце 40-х годов XIX века он написал статью для «Аскетических опытов», которая называлась «Размышление о смерти», и уже в ней писал, что воспоминание о смерти есть горькое лекарство против нашей греховности, потому что память смертная – так святые отцы называют это воспоминание, – усвоившись душе, рассекает ее дружбу с грехом, со всеми наслаждениями греховными. Спустя годы эта статья в результате многих доработок выросла до размеров книги «Слово о смерти». И эта книга вызвала полемику в церковной периодике. Даже противники святителя отмечали, что ни в эсхатологии, ни в богословии данная тема не рассматривалась прежде так подробно, как это было сделано в «Слове о смерти». И поначалу книга многими была принята неблагосклонно. Но современники писали, что авторитетные лица из духовенства все же встали на сторону святителя… А эпиграфом для книги стали слова из Книги Второзакония: «Да поминаете день исхода вашего от земли Египетския вся дни жития вашего».
Протоиерей Андрей Канев: – Этот эпиграф – воззвание каждому человеку, чтобы мы помнили, что мы здесь живем не вечно. Для чего это нужно? Не только христиане помнят о смерти, вспомним латинскую пословицу memento mori – «помни о смерти». Она давала многим людям осознать свое положение, пережить разные страдания, скорби или даже благоденствие правильно: человек помнил о том, что здесь на земле все конечно. Поэтому святитель Игнатий выбирает эту фразу не случайно, это действительно такой лозунг – «помни о смерти». Как раз момент исхода из Египта – конец земной жизни, о котором мы должны помнить. Почему именно такой эпиграф дается? И у святителя Игнатия и у других святых отцов часто написано, что память смертная является средством борьбы с грехами. Почему так происходит? Потому что, если человек помнит, что он конечен и что придется отвечать по смерти, то он совсем по-другому себя ведет. Цитата как раз и говорит, для чего мы должны помнить. Это не просто праздное рассуждение.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.