Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №44 (845)–№45 (846)
Очень интересен Ваш путь певицы – Вы получили в Москве замечательное образование, начали музыкальную карьеру на советской эстраде… Когда Вы стали осозновать глубинные смыслы профессии, жизни?
– Помню этот день, как самое сокровенное. Мне было 14 лет, я была у себя дома, и вдруг внутреннее ощущение появилось, открылся какой-то свет, радостное такое чувство, необыкновенное, до сих пор его помню, и понимание, что я буду петь на всю Россию. Наверное, это ощущение по жизни меня и ведет.
Когда Вы стали побеждать на различных музыкальных конкурсах, стали лауреатом премии Ленинского комсомола, понравилось быть популярной, известной певицей?
– Популярность в советское время – это очень большой труд: много гастролей, концертов. Это невозможно выдержать, если ты не любишь то, что делаешь. И если бы я тогда пела песни, которые угождали бы людям, развлекали их, думаю, надолго бы меня не хватило. Но я пела о том, во что верила, – лирические песни о душе, о Родине, об осмыслении жизни, народные... Это, естественно, выстроило мою душу, то есть вот этими песнями я как будто молилась.
Наверное, песня выстраивала еще и души Ваших слушателей?
– Вообще, все, что я делаю – для моих зрителей. Очень важно, кому ты поешь. Я имела честь петь и Валентину Григорьевичу Распутину, и Вадиму Валериановичу Кожинову. Если по иерархии начинать, то, конечно, и Святейшему Патриарху – ныне покойному Алексию II.
Что Вас поразило в Патриархе Алексии II?
– Это был человек очень добрый, терпеливый. Какой-то библейский образ. Когда он говорил, казалось, что все времена стираются, и он один предстоит за Православную Церковь, и он любит всех. Даже время менялось на его проповедях. Мне посчастливилось, что он одобрял мои песни.
Он сказал, что Ваше творчество отличается высочайшим талантом и приверженностью народным певческим традициям.
– Такая похвала большая, аванс на всю жизнь – теперь надо подтверждать это. Были монастырские вечера, на которых Святейший присутствовал не единожды. И приезжал он два раза в Аносинский монастырь, около которого я живу, в Подмосковье. Я состою в Президиуме Всемирного Русского Собора с самого начала его основания, им руководил Патриарх, поэтому встречи были. И у меня такое впечатление, что такие наставники, как Святейший, как митрополит Иоанн Петербургский, Владыченька, который окормлял меня, они не уходят. Все время молишься, читаешь акафисты, ощущаешь это родство настоящее, но только уже по-другому.
О Вашем общении с митрополитом Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым)… Ведь он очень точно задал Вам направление, ведь именно он Вам сказал: «Не зовись артисткой, зовись народной певицей» – смотрите, как точно он указал грань между званием и призванием. Звание – заслуженная артистка России, а призвание – народная певица. Как Вы с ним познакомились?
– Это был, по-моему, 1991-93-й год. В эти непростые для России годы в коммунистической газете «Советская Россия» он вел «Православный листок», писал очень много. Многие коммунисты обратились к вере благодаря Владыке. Как-то он услышал мои песни, я тогда пела «Православную песню» Владимира Волкова, «Вы деньки мои, голуби белые…». Он очень любил ее, на стихи Николая Клюева. И настолько он тепло отнесся ко мне, что даже, по-моему, написал об этом в газете. Я приезжала к нему в Петербург, молилась с ним у мощей Иоанна Кронштадтского, была в приемной его, в его палатах. Владыка, конечно, был человек удивительной доброты и терпения библейского.
Я приехала к нему просить благословения на операцию. Он мне сказал: – Я благословляю тебя и на операцию, и на поездку на Святую Землю.
А поездка через 10 дней. Я говорю: – Да у меня ведь и визы-то нет, и паспорта нет... Он говорит: – Благословение получила – иди.
Я помолилась, думаю: «Благословение получила, что делать?». Звоню Иосифу Давыдовичу Кобзону и говорю: «Иосиф Давыдович, мне нужно на Святую Землю, а у меня нет визы». Он говорит: «Ну, поедешь к зубному врачу». И действительно, сделал. Мне было неудобно, к Владыке относились на таможне израильской очень плохо...
Обыскивали?
– Да, а мне зеленый коридор. Владыка смеялся: «Вот благословение что делает!» Конечно, незабываема эта поездка. Самое удивительное, что запомнится на всю жизнь, – это ночная служба у Гроба Господня, ночная Литургия, которую вел Владыка. Кругом ходили с автоматами. Тут добро, красота, любовь, – а через шаг уже агрессия и что-то такое злое. Эту Литургию никогда не забуду. Мы поднимались на гору Фавор, Наталья Нарочницкая с нами была. Когда мы были на горе Фавор и после Литургии вышли, облако спустилось и накрыло весь храм, мы все погрузились в эту пелену. Оно нас обняло, стояло вместе с нами и потом поднялось. Потом, уже на Иордане, после еще одной Литургии Владыка Иоанн сказал: «Берите из Иордана воду, она святая».
Она же там мутная!
– Она грязная, мутная, глиняная, но благословение есть благословение…В пластиковую бутылку, вылив из нее воду для питья, я зачерпнула этой мутной. Положила в чемодан, привезла. Эту бутылочку я обнаружила пять лет спустя, когда съезжала с квартиры. Убирая из кухонного шкафа все кастрюли,увидела эту бутылочку – вода была чистая, как слеза. Я просто рыдала. Но Владыки уже не было. Это просто как память и знак мне, неверующей.
Это было Ваше первое тесное общение с митрополитом Петербургским и Ладожским Иоанном. А потом оно продолжилось?
– Да, он окормлял меня, наставлял, я ездила в Санкт-Петербург. Просила его благословить петь в храме по утрам, у меня была такая возможность, я в Москве жила рядом с храмом Воскресения Словущего. И он мне сказал: «Нет, в храме ты не пой, делай то, что ты делаешь – пой свои песни и пой так, как ты поешь всегда на своем месте».
20 лет будет в ноябре, как Владыченьки нет. Прошло 10 лет, что-то опять ну так захотелось мне попеть в храме. Я пошла в один из лучших храмов Москвы к регенту, так она меня даже не взяла. Вначале я была так раздосадована, а потом думаю: Владыченькино благословение нельзя забывать.
Митрополит Иоанн (Снычев) внес большой вклад в современную богословскую мысль. Очень значимо то, что он написал о предназначении России, о том, какой она должна быть, очень смело говорил об этом, когда это нужно было в начале 90-х, когда мы определялись, по какому пути пойти.
– Да, тогда было откровением все его книги «Самодержавие духа», «История священства». Может быть, многие их знали, но для меня это были мои первые книги о Православии, поэтому они навсегда в сердце запечатлелись, навсегда. (Продолжение следует)
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.