Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (844) → Протоиерей Андрей Канев: Лекарство, которое подается нам Богом для исцеления наших поврежденных сердец

Протоиерей Андрей Канев: Лекарство, которое подается нам Богом для исцеления наших поврежденных сердец

№43 (844) / 17 ноября ‘15

Уроки Православия

Одна христианка, занимающаяся на приходе оглашением бабушек, поделилась со мной некоторыми наблюдениями. Поскольку они имеют отношение к теме наших уроков, вкратце перескажу их. Оглашать пожилых людей – дело трудное, особенно тех, которые прожили без веры долгую жизнь. Эти «работницы одиннадцатого часа» хотя и дошли до храма, но учиться вере и подготавливаться к таинствам им очень нелегко. Не зря же говорят: в юности учить – что на камне высекать, в старости учить – что на песке писать. Новые понятия старушки усваивали с превеликим трудом, а от старых, ложных отказываться не хотели. И повторяли одно и тоже, недоумевая, в чем же им каяться: «Не воровали, не убивали, а потому и не грешны».

Но встречались среди них и такие, которым по наследству от благочестивых родителей достался страх Божий, и они его хранили! Эти женщины Бога боялись, а потому им удалось не только уберечься от тяжких прегрешений, но и до глубокой старости сохранить удивительную чистоту ума. И когда на занятиях им говорили о грехах, о том, как нужно со страстями бороться и как приносить покаяние, эти бабушки и грехи свои обнаруживали без труда, и что самое важное, в сокрушение от этого приходили! И в этих случаях слова «начало премудрости – страх Господень» становились как бы явными. Но страх Божий – это духовный дар, получить который может каждый христианин, но при определенных условиях. Что это за условия?

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г.Екатеринбург), кандидат философских наук: – Первое условие – это правильная вера, человек должен верить, так, как учит Церковь. Приведу обычный горький пример, когда человек крещеный, но не верит в вечную жизнь. Что это? Страшная беда. К сожалению, регулярно с этим сталкиваемся, когда приглашают священника на дом к болящему человеку, чтобы пособоровать, причастить. Начинаешь с ним разговаривать, а он не верует в вечную жизнь. Представляете мировоззрение этого человека? Он признает церковь, как некое явление культуры нашей российской: «ну давайте, делайте со мной что хотите… А вдруг поможет». А с другой стороны, он не верит, что за гробом, будет ответ за свою жизнь! Значит, он в Христа не верит. Что может родиться в сердце такого человека? Какой религиозный опыт, он может получить?

Получается, что правильная вера в Бога Всемогущего, в Бога, Который воздает человеку за гробом по его делам, привлекает к себе настоящий страх Божий.

Была у нас такая история, период в жизни нашего храма, когда мы, как мы думали, очень активно миссионерствовали. То есть выходили в неверующую среду и пытались там говорить о Боге. И был очень показательный опыт, когда мы пришли в одну из больниц, собрали на оперативку врачей и начали говорить о том, что Бог Всеведущий. Он все знает, любит каждого, знает о нас все от нашего рождения до нашей смерти, всегда заботится о нас. Казалось бы, как замечательно! Мы говорим об этом, – а реакция людей противоположная. Стали появляться сердитые лица. Спрашиваем, что случилось? Видно же по людям, что им не нравится то, что они слышат. Причина выяснилась очень быстро. Врачи сказали: «Мы не хотим верить в Бога, Который все о нас знает». Это говорят люди образованные. «Это что? – задает вопрос один из врачей. – Это Он знает, что я сделал в юности? Нет, мне такое не надо». Как тут может родиться страх Божий, на чем, на какой основе?

А когда человек понимает, что Господь его знает, каждую секунду о нем заботится и в тоже время видит его, он по-другому будет себя вести. Конечно, мы забываемся, грешим. Но, когда человек приходит в разум и понимает, что Господь все о нем знает, это рождает страх. Начинает человек плакать о своих грехах, раскаиваться в них, начинает желать не быть таким, какой был, пытаться исправляться. Тут, конечно, страх Божий появляется на почве правильной веры все-таки.

«Опыт открывает высоту чувствования. Высоко и вожделенно ощущение страха Божия! При действии его часто ум притупляет свои очи, перестает произносить слова, плодить мысли: благоговейным молчанием, превысшим слова, выражает сознание своего ничтожества и невыразимую молитву, рождающуюся из этого сознания».

Господь наш Иисус Христос, пишет святитель Игнатий, предлагает нам во врачевание поврежденной природы нашей, между прочими средствами, страх. Тому, кто предается порывам гнева и ненависти Он угрожает геенной огненной; попирающему совесть угрожает темницей; увлекающемуся нечистыми вожделениями угрожает вечной мукой… Непрощающему от искренности сердца ближним согрешения их, возвещает, что и его грехи не будут прощены (Мф. 6, 15). Сребролюбцу и сластолюбцу Он напоминает, что смерть может восхитить их в то время, как они не ожидают ее… Всем последователям Своим Господь заповедал спасительный страх Божий, выражающийся в постоянных трезвении и бдительности над собой. Страх – это лекарство, которое подается нам Богом для исцеления наших поврежденных сердец.

Протоиерей Андрей Канев: – Представлять Господа каким-то злым, желающим мучений людей, стремящимся наказывать их – это не христианская вера. Но мы должны понимать, что Господь использует те средства, которые нас лечат. Витаминами не лечится инфаркт или аппендицит. Надо по-разному лечить разные болезни. И поэтому одно из средств – это страх Божий, и о нем как о лекарстве пишет святитель Игнатий: он лечит духовные болезни, то есть грехи.

Это проявление любви Бога к нам. Ведь мы не будем отбирать скальпель у врача-хирурга, который собирается вырезать у человека воспаленный аппендикс! Если больной хочет жить, значит, потерпит операцию и все, что связанно с лечением. В духовной жизни тот же закон – если хочешь получить вечную жизнь не в аду, значит принимай лекарства. В том числе и страх Божий. Если даже мы опытно не знаем, что такое страх Божий, то верим, что все, что Господь дает – свято, чисто, полезно и хорошо.

А далее значительная часть труда свт. Игнатия посвящена теме Суда Божия, где он пишет, что все святые часто вспоминали и размышляли о Страшном Суде Христовом и ограждали себя благовременным, спасительным страхом от того страха, который возбуждается отчаянием.

Осуждением себя они стремились снискать себе оправдание, и отвратить плачем плач. Этому надо учиться и нам. А чтобы воспоминание Страшного Суда Христова принесло нам наибольшую пользу, можно вспомнить и слова прп. Ефрема Сирина о том, что, если перед судом человеческим трепещет сердце подсудимого, что говорить о Суде Страшном? На нем Господь Иисус Христос при Втором Своем Пришествии будет судить всех людей, существовавших на земле – живых, мертвых, и каждому будет определена вечная участь по делам и словам его.

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс