Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (844) → Митрополит Омский и Таврический Владимир: Прямая забота о России, о ее духовной силе и процветании

Митрополит Омский и Таврический Владимир: Прямая забота о России, о ее духовной силе и процветании

№43 (844) / 17 ноября ‘15

Архипастырь

Когда мы говорим о том величайшем подвиге, который совершил святой равноапостольный князь Владимир – о Крещении Руси, то немногие при этом вспоминают о том событии, которое подтолкнуло Владимира, когда он еще был язычником, начать поиск истинной веры. Хотя, возможно, если бы не было этого события, которое потрясло Киевского князя, он бы еще долго сохранял свои языческие заблуждения, и Крещение Руси произошло бы позже и при других обстоятельствах.

Что это было за событие? …После победоносной войны с прибалтийским племенем ятвягов князь Владимир, как сообщает летопись, решил возблагодарить жертвой кровожадное языческое божество Перуна – принести ему в жертву ребенка. Сегодня нам кажется это диким; однако археологические находки подтверждают, что славяне-язычники приносили в жертву своим богам не только животных, но совершали и человеческие жертвоприношения. Например, в языческом святилище на реке Збруч в Прикарпатье найдены многочисленные останки людей, принесенных в жертву, как взрослых, так и детей. Такие же святилища были и в других местах дохристианской Киевской Руси.

Решая, кого принести в жертву, киевские «старцы и бояре» бросили жребий. В то время в Киеве жил варяжский воин Феодор, который держался христианской веры. «И был у него, – как говорится в летописи, – сын, прекрасный лицом и душою; на него и пал жребий по зависти дьявольской». Киевляне-язычники, весьма довольные, что страшный удел миновал их семьи и пострадать придется иноземцу и иноверцу, повалили толпой к дому Феодора, чтобы забрать намеченную жертву: «Да сотворим жертву богам!». Однако воин-христианин вышел к толпе и твердо заявил: «Не боги это, но дерево: днем есть, а наутро сгниют – не едят они, не пьют, не разговаривают, но сделаны руками из дерева. А Бог есть один… Он же сотворил Небо и землю». Феодор отказался отдать сына своего на заклание идолам: «Если боги это, пусть пошлют одного из своих и возьмут его!».

Разъяренная толпа язычников так и не смогла захватить живыми двух исповедников Христовых. Осаждающие подрубили сваи его жилища и отец и сын были погребены под развалинами. Так святые Феодор и Иоанн стали первыми христианскими мучениками на Руси. Их подвиг, то мужество, с которым они исповедовали свою веру перед лицом язычества, заставил князя Владимира усомниться в своих прежних воззрениях и подтолкнул его к тому духовному поиску, итогом которого и стал выбор Православия и Крещение Руси.

Итак, язычники потерпели поражение. Их попытка принести в жертву Перуну христианского отрока не только не имела успеха, но, наоборот, привела в итоге к посрамлению язычества и началу поворота Руси к свету Евангелия. Но эта попытка не была последней. Вера Христова неизменна, ибо Бог один и Тот же, производящий все во всех (1 Кор. 12, 6); язычество же непрерывно меняется, подлаживаясь под современность. Меняются его «боги», меняются его ритуалы. Нынешние язычники не приносят своим кумирам человеческих жертв и не обагряют свои алтари кровью детей: одна мысль об этом вызывает у современного человека содрогание. Однако суть язычества осталась неизменной, и нынешние его кумиры требуют себе в жертву гораздо более важное – не кровь, но душу, сознание человека, особенно молодых людей.

Еще лет 30–40 назад казалось, что языческие культы – это достояние живущих в каких-то глухих местах малограмотных стариков и старух. Снаряжались специальные этнографические экспедиции, чтобы исследовать остатки языческих ритуалов и верований, найти какую-нибудь бабку-знахарку или сибирского шамана. Казалось, что после столетий православного миссионерства последние языческие верования должны были исчезнуть.

Впрочем, у нас хватает и своего, «доморощенного» язычества. Это и представители так называемого «родноверия», которые поклоняются древним славянским божествам и духам – тем самым, идолы которых сокрушал святой князь Владимир. Или возникшая не так давно секта «анастасиевцев». Вместо идолов они поклоняются дольменам в Адыгее, а роль мессии у них играет некая загадочная Анастасия, которую никто не видел, и которая якобы напрямую общается с «Высшим разумом». И снова мы видим, что основную часть этих языческих движений составляют молодые люди, причем, в большинстве своем – с высшим образованием. Остается только удивляться, как в их голове научное знание может уживаться с такими примитивными мифами!

Языческих сект в современном мире множество; быстро видоизменяются и часто выступают то в виде «научной» доктрины, то в виде оздоровительной практики, то в виде экологического движения… Но корни язычества одни и те же – поклонение силам тьмы, отдаление человека от Бога, от спасения своей души и жизни вечной. И главный свой удар язычество наносит по молодежи, по подросткам, по детям. Как и тысячу лет назад, языческие бесы жаждут себе именно этой жертвы. «Да сотворим жертву богам!», вопиют язычники и стремятся увести в свои капища, втянуть в свои ритуалы наших сыновей, дочерей, наших школьников и студентов. И на это мы можем дать только один ответ, тот же, который дал киевским язычникам святой воин Феодор, открыто заявив им в лицо об их так называемых «богах»: «Не боги это, но дерево: днем есть, а наутро сгниют – не едят они, не пьют, не разговаривают, но сделаны руками из дерева. А Бог есть один… Он же сотворил Небо и землю!».

Чтобы бороться с нынешним языческим поветрием, мы должны терпеливо разъяснять всю пагубность этих заблуждений, в какую бы одежду они не рядились: в славянские рубахи, в плащи толкиенистов или в костюмы Хэллоуина. Если ребенок растет в православной семье, его необходимо с малых лет приобщать к Церкви, к таинствам, к жизни во Христе. Если же семья не является православной, то и здесь родителям следует задуматься: хотят ли они, чтобы их сын или дочь стали язычниками? Чтобы дети подчинили свою жизнь различным суевериям, поклонялись идолам, отрицали те ценности, которые стали неотъемлемой частью нашей культуры?

Святой равноапостольный князь Владимир внял словам святого воина Феодора и пришел к истинной вере, выведя из языческого тумана не только себя, но и весь свой народ. Прославляя Крестителя Руси, святитель Иларион Киевский писал: «Похвалим же и мы нашего учителя и наставника, Великого князя земли нашей Владимира. Радуйся, во владыках апостол, нас, от недуга идолослужения умерших, воскресил! С тобою мы Христа – Жизнь Вечную – познали».

Сегодня тысячи россиян снова оказались больны «недугом идолослужения». И наша задача – задача Церкви, задача общества, задача государства – сделать все для того, чтобы этот недуг не пошел вглубь, не пустил метастазы. Сделать все для нас доступное, чтобы следующие поколения россиян узнавали о язычестве только из учебников истории и словарей. В этом будет не только исполнение того великого завещания, которое оставил нам святой равноапостольный князь Владимир, но и прямая забота о России, о ее духовной силе и процветании!

Позвольте еще раз поблагодарить все организации, оказавшие поддержку при подготовке сегодняшней конференции, – прежде всего, наших соорганизаторов – Омский государственный технический университет, – и пожелать всем участникам конференции, всем вам, пришедшим сегодня сюда почтить память одного из величайших русских святых, равноапостольного князя Владимира, – плодотворной и интересной работы.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс