Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Владыка, хотелось бы поговорить о вере. Апостол Павел сказал: «Вера – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Как понимать эти слова?
– Когда мы начинаем говорить о вере, то, конечно, сразу же надо понять, что это такое – вера. Надо сказать, что вообще вся наша жизнь основана на вере. С самого раннего возраста ребенок слушает своих маму и папу, они что-то ему говорят, и он все, что говорят родители, воспринимает на веру: у него нет каких-то рациональных мыслей – проверить-перепроверить. Уже потом, когда ребенок созревает, он начинает понимать, что вообще вся наша жизнь состоит из абсолютных условностей.
Все у нас условно, все мы воспринимаем на веру, с учетом определенных условностей. Вот мы договорились, что этот цвет будет красным, а этот – желтым, вот этот – зеленым, а этот – белым и так далее: что это – стул, а это – стол. Так нас воспитывали, все у нас очень условно! От своих родителей, воспитателей, преподавателей мы воспринимаем все на веру. Нам говорят, что есть такая страна, которая называется Индия. Но, извините, мы живем в России или в Беларуси, а нам говорят, что есть Африка, Австралия, еще какие-то страны, и мы воспринимаем это на веру, правда? А вот если я усомнюсь или захочу перепроверить, то у меня есть возможность это сделать. Что для этого нужно? Надо узнать, где находится эта страна, взять билет на самолет, пароход или поезд и съездить проверить-перепроверить. Так в вопросах нашей обыденной жизни. Мы все воспринимаем вначале на веру, а уже потом либо рационально все осмысливаем, либо проверяем-перепроверяем.
Но, конечно, всем понятно, что вера, о которой мы сегодня говорим, – это вера в Бога или в загробный мир. Естественное восприятие мира мы сегодня уже не воспринимаем на веру, оно становится естественным. Сегодня мы смотрим телевизор, какие-то фильмы о той или иной стране, – и даже не подвергаем сомнению, что есть Африка, Америка, Австралия и так далее. Мы это воспринимаем как естественное.
Но вера в Бога имеет особую категорию восприятия человека. Вы совершенно правильно сказали – по слову апостола Павла: «Вера – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Мы никогда не видели Африку, но поверили, а потом эта наша вера осуществляется, когда мы посещаем ту или иную страну или тот или иной город. Точно так же этот вопрос касается и нашей духовной жизни. Когда мы говорим о вере в Бога, то, конечно, воспринимаем это на веру, по слову апостола: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия». Нам говорят о Боге, и мы в это верим. Но если мы можем убедиться в правдивости «той» веры, взяв билет и поехав в ту или иную страну или город, то и в вопросах веры религиозной есть возможность убедиться в справедливости и правдивости этих понятий и слов.
Сам Господь, придя на землю, дал нам целый ряд рекомендаций, пожеланий, заповедей. Все, кто действительно пожелает убедиться в том, что есть Бог и загробный мир, должен прислушаться к словам Христа Спасителя, Который говорил: «Аз есмь путь и истина и жизнь… придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Своей жизнью Он показал пример, как надо общаться с Богом – это Его святая жизнь, Его молитвенное обращение к Своему Отцу и Господу. Ведь Он неоднократно брал Своих учеников вместе с Собой и шел на молитву. И апостолы видели, слышали, как Он молится Богу Отцу. Он Сам, когда апостолы спросили Его: «Господи, научи нас молиться», научил их, и мы молимся этой молитвой – она именуется молитва Господня «Отче наш».
Будем молиться, будем просить, и Господь непременно будет откликаться на нашу просьбу, непременно будет подавать нам все необходимое, о чем мы будем просить Его в своих молитвах. Вот это молитвенное общение с Богом есть начало нашей религиозной жизни. Господь через нашу святую праведную жизнь будет открывать Себя и загробный мир, но открывать настолько, насколько мы сами будем духовно расти и совершенствоваться; откроет настолько, насколько это будет спасительно для каждого из нас. Так что эта уверенность в невидимом проявляется, воспитывается, приобретается с опытом. И совершенно неслучайно апостол Павел сказал: «… осуществление ожидаемого». То есть мы поверили, стремимся к этому, живем этим, и это, в меру нашего духовного возраста, восполняется, открывается – мы приобретаем живой духовный опыт. Конечно, при переходе в загробный мир это уже станет совершенно очевидным и понятным.
Перейдем к вопросам от наших телезрителей. Телезритель из Минска спрашивает: «Что такое страх Божий?»
– Страх… Вроде бы нам всем понятно, да? Это что-то такое невероятное, страшное, может быть, даже болезненное. Но когда мы говорим о страхе Божием, то это ни в коем случае не какое-то наказание, не угроза чего-то.
Само выражение «страх Божий» стало возможно уже после грехопадения наших прародителей Адама и Евы. Чем дальше человек уходил от Бога, тем больше было ощущение этого страха – страха Божия. А с чем это было связано? Когда Адам пребывал в раю, то у него и страха Божия не было, у него было постоянное общение с Богом, как у ребенка со своим Отцом. Они общались самым естественным образом, и никакого страха не было, ведь Бог – Всесовершеннейший Дух, это чистота и святость, и Адам был свят до грехопадения, до нарушения заповеди. А как только он нарушил заповедь, появился этот барьер, который встал на пути между Адамом и Богом.
Грех, преступление удалили человека от Бога, и чем больше человек грешит, тем дальше он уходит от Бога. Возможное общение с Богом, даже самое-самое отдаленное, вызывает у человека особый страх. Святые отцы, когда говорили о страхе Божием, имели в виду, что мы должны бояться не того, что Бог нас накажет или предаст каким-то страшным страданиям – нет. Святые отцы говорили о страхе Божием как об особенном страхе; они боялись отпасть от Бога, боялись лишиться этого Источника жизни – вот какой у них был страх.
История нашей Церкви знает целый ряд таких примеров и случаев, когда человек, общаясь с небожителями, испытывает особый трепет. Страх Божий – это и есть трепет грешного, нечистого человека перед этой святостью, чистотой и правдой. Знаете, есть очень характерная история, когда Матерь Божия посещала келью преподобного Сергия Радонежского, а его ученик был рядом с ним. Внезапно послышался голос: «Се, Матерь Божия грядет!» И келья озарилась необычайным сиянием, и Матерь Божия беседовала с преподобным Сергием Радонежским. Ученик же упал вниз головой, и после того, как Матерь Божия покинула келью, преподобный Сергий спросил у него: «Ну как твое ощущение? Ты понял, что происходило?» А ученик говорит: «У меня было такое ощущение, что вот-вот моя душа отделится от тела». Он был не в состоянии перенести это. Почему? Преподобный Сергий с радостью воспринимал общение с Матерью Божией, ученик же был на более низком уровне духовного совершенства, но понимал свою нечистоту, понимал слабость своего человеческого естества. А преподобный Сергий уже достиг такой святости, что, общаясь с Матерью Божией, получал от этого особое духовное вдохновение. Примерно то же может произойти и с нами, но мы не готовы. Мы сегодня настолько слабые и грешные люди, что не способны вот так спокойно переживать встречу со святостью, именно поэтому, наверное, некоторые наши подвижники говорят, что страх Божий – это особый трепет, особое волнение перед Создателем и даже перед Его служителями. Так что бояться Бога не надо, а надо, как говорят подвижники, бояться отпасть от Бога. Вот это будет действительно самый настоящий страх, трепет и ужас, если человек отпадет от Бога. (Продолжение следует)
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.