Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (841) → Константин Корепанов, старший преподаватель Миссионерского института: Нельзя совместить ложь и истину

Константин Корепанов, старший преподаватель Миссионерского института: Нельзя совместить ложь и истину

№40 (841) / 27 октября ‘15

Исследуйте писания

В истории человечества известно немало жутких, кровавых, действительно сатанинских культов, культов связанных с идолопоклонством, которые напрямую дышали человеконенавистничеством, человекоубийством, но люди шли и исполняли эти культы. Ладно бы это было с другими народами, с финикийцами или с карфагенянами, или с майя, – это еще полбеды. Мы увидели на страницах Священного Писания, что это происходит с израильским народом, которому приносить в жертву собственных детей, сжигая их Молоху, было интересней, приятней, вожделенней, чем стоять перед Лицом Живого Бога.

И что особенно хочет подчеркнуть апостол Павел – нельзя совместить эти два служения, нельзя совместить эти две чаши. Не то что запрещено – в принципе невозможно! Как нельзя совместить ложь и истину, хотя нам кажется, что можно, как нельзя совместить жизнь и смерть, хотя нам кажется, что можно: такое сейчас время – полутонов, такое время, когда кажется, что на самом деле «все немножко доброе и все немножко злое». Мы готовы представить, что есть некоторые не совсем хорошие чувства и в Боге, и с радостью принимаем, что есть очень хорошие, «по-настоящему человечные» порывы и в сатане.

У нас все стало серым, мы разучились проводить резкие грани, четкие линии, так что трудно определить, где на самом деле тьма, а где истина. А все потому, что разум человеческий, ум человеческий только тогда может четко отделять свет от тьмы, когда он укоренен в Боге. Только, когда он в Том, Кто сказал: «Я есть истина», человек четко чувствует ложь и категорично от нее отстраняется. Нам иначе не понять, что же, собственно, происходило в первые три века существования христианства. Нам совершенно непонятно, почему святые мученики так упорно не хотели приносить жертву идолам. Мол, апостол же Павел говорит: ну ничего важного, ничего страшного. Нам кажется, что он так говорит. На самом деле он говорит совсем другие вещи. Он свидетельствует, что, хотя идол и ничто, но приношение жертвы идолу действительно приобщает нас тем бесам, присутствие которых этот идол являет, вокруг веры в который создан этот культ. Нам этого не понять, ведь часто святым мученикам предлагали не отречься от Бога, а просто формально принести жертву. Потому что ни те, кто их заставлял, ни весь народ не верили в этих идолов, просто такой был обычай – принести жертву. Тебя никто не заставляет верить или отрекаться от Христа, просто принеси эту жертву, а мы «поставим галочку». Люди отказывались и не приносили жертву, принимали муки, но не приносили. Самое потрясающее, пожалуй, в этом отношении житие мученика Христофора, которому под пытками вложили в руку ладан и стали жечь руку огнем, чтобы рука хотя бы от огня разжалась и таким невольным образом этот мученик принес бы курение идолу. Мы понимаем, что даже если бы рука разжалась и ладан бы упал на жертвенный огонь идола, никто бы не смел упрекнуть этого мученика в том, что он совершил жертвоприношение. Он умер, но рука так и не разжалась, он так и не принес жертву идолу. И эту категоричность – ни в коем случае не допустить приношение жертвы идолу, нам не понять.

Но именно эта позиция однажды привела к возникновению в Церкви покаянной практики. Дело в том, что очень многие в годы гонений, особенно в III веке по Рождестве Христовом, не смогли вынести не то что даже пыток, а угрозы пыток и приносили жертвы идолам по разным причинам. Когда гонение кончилось, встал вопрос: а как их принимать в Церковь? И Церковь думала, Церковь молилась: «Как их принимать? Можно ли после этого принимать?» Так и возникли первые порывы покаянной практики: не может человек, из страха ли, из каких-то других побуждений все-таки принеся жертву, прийти и причаститься. Это невозможно, немыслимо. Он должен осознать, что так больше делать не может, что если он получит прощение и возможность доступа к Чаше, то должен навсегда решить, что больше ни под какими пытками жертву идолу не принесет. Вот такое было представление у христиан времен апостола Павла.

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс