Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Отец Александр, Вы стали настоятелем Петропавловского собора в 2001 году – через три года после первого захоронения в нем екатеринбургских останков. Каким Вам вспоминается то время?
– Действительно, когда я начал служение в соборе, захоронение уже было произведено. Наш приход действовал с 2001 года – с большей или меньше степенью активности. В наши задачи помимо основной входила и дипломатическая работа: нужно было сделать так, чтобы все, кто приходят в собор, были удовлетворены. И у нас это получалось.
Царская Семья была канонизирована в 2000 году, и мы имели возможность в центре храма совершать молебен Царственным Страстотерпцам. Кто верил в екатеринбургские останки – шел в екатерининский придел, кто не верил – не шел. Все очень демократично, спокойно.
И каких людей тогда было больше? Многие ли молились у подхороненных останков тогда и сейчас?
– Мой опыт как священника показывает, что православный народ имеет сильную интуицию, тонко чувствует фальшь. Почитание Царской Семьи в последнее время действительно усиливается, и если говорить о топографическом выражении этого почитания, то главным местом, конечно, является Ганина Яма под Екатеринбургом и собор Царственных Страстотерпцев, построенный на месте Ипатьевского дома.
Ни Поросенков лог, где были найдены останки в 91 году, ни Екатерининский придел Петропавловского собора такими объектами не являются. Я думаю, что к подлинным мощам поток людей было бы не остановить. Не поток туристов и любопытствующих иностранцев, отдельных экзальтированных личностей, а обычного православного люда. Мы видим десятки таких примеров – с Серафимом Саровским, Ксенией Блаженной, когда молва идет по миру и люди идут постоянно.
На время богослужения в соборе мы просто закрываем Екатерининский придел, где захоронены останки, он не фигурирует в пространстве службы. Конечно, мы никому не запрещаем туда подходить – доступ открыт. Другой вопрос, что верующие туда практически не ходят.
Получается очень странная, даже парадоксальная ситуация – останки захоронены в соборе, но их подлинность не признана Церковью. Как лично Вы видите эту ситуацию?
– Общая позиция, которую разделяет Церковь, не нова. Она основана на той информации, которая была получена следователями при белогвардейской власти в Екатеринбурге, когда была возможность проводить следственные мероприятия. Прежде всего, мы говорим о материалах следователя Соколова Николая Алексеевича.
Эта версия заключается в том, что большевики, которые уничтожали Царскую Семью, сделали все возможное, чтобы уничтожить их до конца. Не удалось им стереть только память о них, физически они сделали все возможное. То количества бензина и серной кислоты, которые были привезены в Ганину Яму, не оставили надежды на обретение полноценных останков.
Микрофрагменты тел тогда были извлечены и доставлены за границу. Они по сей день находятся в Брюсселе в русском православном соборе, в том числе и отрезанный палец императрицы.
Как появилась альтернативная версия захоронения Царской Семьи, ставшая впоследствии общепринятой? Какими Вам видятся причины появления?
– Версия, которая легла в основу так называемого «официального» следствия конца 20-начала 21 века, родилась в недрах большевистского режима. Она связана с очень странным документом – «запиской» Юровского – революционера и коменданта Ипатьевского дома, главного цареубийцы. Появилась эта записка в нескольких редакциях. Сейчас известно, что ее основным автором был большевистский деятель и историк Покровский. В целом этот «документ» сообщает, что в Ганиной Яме большевики не уничтожали царские тела, а захоронили их неподалеку – в так называемом Поросенковом логу под мостом. Этому противоречит огромное количество фактов, с ними можно познакомиться самостоятельно.
Зачем нужна эта версия – трудно сказать. Есть вариант, что она призвана обелить, сделать более «цивилизованным» чудовищное преступление большевиков. Существовала и другая версия, она жива до сих пор: ритуальное убийство. Этот вариант тоже нужно было устранить. Есть домыслы про «царское золото» – получив трупы и закрыв дело, советская власть как правопреемница старой России могла получить некое мифическое богатство Николая ll.
Во всех СМИ говорят о том, что по результатам генетической экспертизы останки со стопроцентной вероятностью принадлежат Царской Семье. Чего, на Ваш взгляд, не хватает для того, чтобы с этим согласиться?
– Никакого стопроцентного доказательства тогда не было и нет сейчас. Есть только бесконечная, почти зомбирующая констатация того, что они якобы подлинные. Только декларирование.
Генетические исследования были наложены на некорректно выставленную историческую канву. Непонятно, как эти останки появились, как они перемещались. Я не специалист в этой области, но говорят, что те методы, которые использовались, обычно только дополняют основное исследование.
Для сравнительного генетического анализа, проведенного в США, были взяты образцы представителей Английского королевского дома. Родство с ними нашей Царской Семьи – это то, что называется пятой водой на киселе. Я уже не говорю о визуальных попытках реконструировать облик – это просто никуда не годится.
Хочу напомнить, что есть некоторые вещи, которые даже в обывательском представлении вызывают вопросы. Почему на черепе, который называется царским, нет следа от удара сабли самурая в Японии – а это общепризнанный факт? Почему череп имеет совершенно нелеченные зубы, притом, что Николай ll прибегал к помощи собственного зубного врача? Таки вопросов множество. Ответа на них нет.
Существует много оппонентов и специалистов, которые и сегодня могут объяснить свою позицию достаточно веско – судебный медик Вячеслав Леонидович Попов, криминалист, кандидат медицинских наук Юрий Александрович Григорьев, десятки других. Но с ними никто не идет на контакт.
Вы говорили о тех царских останках, которые были извлечены из Ганиной Ямы после убийства, признаны Церковью и вывезены в собор Брюсселя, где находятся и сегодня. Напрашивается довольно очевидный вариант – сравнить с ними екатеринбургские находки.
– Даже такой минимум, как просто сопоставить генетический материал Брюсселя с найденным в Екатеринбурге, Церкви сделать не дают. Выводы можно сделать самим.
Образцы действительно есть, и не только эти. Помимо прочего есть кровь Тихона Николаевича Куликовского – родного племянника государя по женской линии, которая уже участвовала в экспертизе и не дала нужного результата. Есть Ольга Николаевна, вдова Тихона Николаевича, которая готова ее вновь предоставить. Но никто не обращается.
Если Церковь не признала обнаруженные останки, не признал их и императорский Дом Романовых, зачем, на Ваш взгляд, вновь поднимать вопрос о захоронении и готовить его, и кому это нужно?
– В разное время разные органы занимались расследованием дела убийства Царской Семьи. Современная рабочая группа сформирована как группа «о доследовании и захоронении». То есть следовало бы сначала провести аналитическую работу, а затем говорить о захоронении. Первую часть пропустили. Уже через месяц после организации группы эмиссары в Петербурге обсуждали технические подробности подхоронения – как подвинуть камни в Екатерининском приделе и так далее.
Кому и зачем это сейчас нужно – сложно сказать. Старые советские причины уже не актуальны. Не вдаваясь в долгие рассуждения, можно отнести это к проискам дьявола, который всегда ищет слабые звенья и искушает людей.
«Петербургский дневник»
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.