Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №37 (838) → Протоиерей Андрей Канев: Настоящий путь любви к Богу – это путь покаяния

Протоиерей Андрей Канев: Настоящий путь любви к Богу – это путь покаяния

№37 (838) / 6 октября ‘15

Уроки Православия

Свт. Игнатий (Брянчанинов)пишет: «Раскаяние в греховной жизни, печаль о грехах произвольных и невольных, борьба с греховными навыками, усилие победить их и печаль о насильном побеждении ими, принуждение себя к исполнению всех Евангельских заповедей – вот наша доля». В этих нескольких словах святитель описывает тот путь, которым должен идти человек к Богу – идти от греха к свободе, от страха – к любви.

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Это путь как раз наблюдения за собой, раскаяния в грехах, которые увидел человек.

Раскаяние – это как раз печаль (она тоже разная бывает), связанная с сокрушением, с тем, что человек сожалеет, что он согрешил, что он грешник, переживает это. Это не холодная печаль, когда человек умом понимает, что «что-то не так»: «Ну надо вам? Я вам это все расскажу» – у него сокрушения нет, у него нет никакой печали о грехах. Встречаются такие истории, это не редкость, не секрет. Получается, падения будут, восстания должны быть, оплакивание этих падений. В них человек получает опыт своей немощи, он понимает, что он никто и ничто: «Какая там любовь? Я с собой справиться не могу, у меня ненависть ко всем, осуждение – они же рядом не могут жить. Какая там любовь к Богу, если я эгоист – мне люди мешают жить? Какая любовь?»

Да, в сердце эгоиста места для любви нет и быть не может. Но если в нем появится сокрушение о грехах, если в нем родится покаянный плач, то и страх Божий в нем проснется непременно… Об этом пишет в своих слезных молениях ко Господу прп. Ефрем Сирин. Сначала он печалится о своих греховных узах, затем размышляет, что узы эти ему вожделенны – грехи еще прельщают его, и он совершает их по своему произволению, и нет в нем желания избежать этих сетей греха. Но при этом совесть обличает грешника, и он говорит себе: «Почему не трезвишься ты, бедный! Не знаешь разве, что Страшный день Суда при дверях? Восстань, разорви узы свои! Что будешь делать в день испытания, когда Бог откроет все пред Судилищем?» И вот уже великий страх сокрушает сердце преподобного, потому что осознает он, что туго связан узами несметных беззаконий своих. И потому произносит: «Знаю, что буду там наказан, если здесь не умилостивлю Судию слезами!» Вот каким бывает духовный труд грешника, осознающего, что он грешник, и страшащегося своего ответа на Страшном Суде. И в этих словах, в этом трепете души мы не находим признаний в любви к Богу. Зато видим, как признание своих грехов перед Ним очищает сердце кающегося.

Протоиерей Андрей Канев: – А люди приходят с таким: «Я Господа люблю!» – «А ты причащался когда-нибудь?» – «Нет» – «Заповеди какие-нибудь знаешь?» – «Не знаю» – «Молишься?» – «Да, я постоянно молюсь, раз в день «Отче наш» читаю»...

Это не совсем то, что мы привыкли видеть в образе христианина православного, воцерковленного. Но зато понятие, что он Бога любит, есть. И когда начинается попытка такого человека привести к церковной жизни, к борьбе с грехами, он говорит: «Да зачем это все надо? У меня все хорошо, я никого не убивал. Я хороший, всех люблю, меня любят, я Бога люблю – все замечательно: гармония». А что дома от этого человека все страдают (и он сам от себя тоже), это человек забывает. Настоящий путь любви к Богу – это путь покаяния, который преодолевает человек всю жизнь. Он должен пройти этот путь, законный путь. И когда сердце человека начинает смягчаться, начинает получать другой опыт, Господь даст Сам эту любовь. Она в нас не сидит, в нас этой любви нет. Это дар. А когда дар дается? Когда человек способен его принять, понять, сохранить. Поэтому нам не надо фантазировать, нам надо идти законным путем.

Нам, пишет свт. Игнатий, предлежит испросить прощение у Бога, примириться с Ним, верностью к Нему загладить неверность, дружество со грехом заменить ненавистью к нему. Только примирившимся с Богом свойственна святая любовь. И не столько мы ищем ее, сколько Бог ищет, чтобы мы сделались способными принять ее, и приняли бы ее. «Ощущение любви, которое приписывает себе грешник, не перестающий утопать в грехах, которое приписывает он себе неестественно и гордо, есть не что иное, как одна обманчивая, принужденная игра чувств, безотчетливое создание мечтательности и самомнения», – пишет святитель и в доказательство этих слов приводит цитату из 1-го Послания св. ап. Иоанна Богослова: «Всякий, пребывающий во Христе, не согрешает; всякий согрешающий не видит Его и не познал Его – того Бога, Который и есть Любовь».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс