Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (837) → Игумен Нектарий: Подвиги не нужно искать

Игумен Нектарий: Подвиги не нужно искать

№36 (837) / 22 сентября ‘15

Взгляд

Вы говорили о том, как выполнять волю Божию в конкретной ситуации. Нужно каждый день выполнять какие-то, на первый взгляд, малозначимые вещи. А если человеку скучно заниматься этим каждый день, и он хочет сделать сразу что-то на его взгляд значимое? Есть ли в этом неразумие и неумение правильно оценить свои возможности?

– В жизни христианина должен обязательно присутствовать подвиг. Если он отсутствует, это не христианская жизнь. С другой стороны, подвиги не нужно искать, потому что сама жизнь, точнее, Господь подает нам массу ситуаций, в которых от нас требуется подвиг. Маленький, незаметный, крайне скромный, но для нас крайне трудный. Ведь не мы себя сами растим, не сами себя взращиваем – Господь создает условия для нашего христианского становления, для нашего христианского взращивания и восхождения. И просто надо видеть эти ступенечки восхождения, которые нам Господь в жизни полагает. Их достаточно много. Они не кончатся никогда. И чем больше мы можем, тем большего Господь от нас будет требовать. Эти ситуации будут всегда возникать, просто надо научиться их видеть.

Бывает и так, что человек именно эти ситуации воспринимает как некую досадную помеху тем подвигам, которые он собирается совершать. Которые уже по одному этому совершенно не могут быть угодными Богу, потому что они есть следование своей воле, а не воле Божией.

Мой опыт общения с людьми, критикующими Церковь, свидетельствует о том, что все мои попытки как-то аргументированно отвечать, искать объяснения, вести дискуссию абсолютно бессмысленны. Я прихожу к тому, что, наверное, такие дискуссии вести не стоит, особенно в интернет-пространстве, потому что вижу, что они не приводят абсолютно ни к чему. Вопрос такой: не является ли такая тактика закрыванием глаз на какие-то неприглядные стороны церковной жизни, на которые мне указывают пальцем?

– Какие-то неприглядные стороны в жизни Церкви всегда присутствовали и всегда будут присутствовать по одной простой причине: Церковь в своем земном плане состоит из людей. Человек – существо несовершенное, которому свойственно вставать и падать, снова вставать и снова падать. Кто-то падает слишком долго и становится неприглядной стороной жизни Церкви.

Говорить или не говорить об этом с людьми, Церковь критикующими? Я думаю, что здесь нужно руководствоваться вот чем: всерьез ли строится разговор. Всегда, когда речь заходит о подобных разговорах, я вспоминаю историю о купце, который ехал к отцу Иоанну Кронштадтскому. Его спросили, зачем он едет к батюшке, в чем заключается его духовная нужда. Купец отвечал, что у него никакой духовной нужды нет: он просто «хочет поболтать». Когда купец со спутниками подошли к дому, где жил святой праведный Иоанн Кронштадтский, из дома вышел человек со стаканом чая и ложечкой и спросил: «Вы такой-то?» – «Да». – «Вот, батюшка просил вынести вам «поболтать»».

Так что если человек говорит с нами с таким вот расположением, то лучше всего, если есть возможность, налить ему стакан чая, – и пусть он болтает там ложечкой. Можете сами там ложечкой поболтать.

Если же человек говорит всерьез, говорит потому, что для него это важно, то, я думаю, говорить с ним стоит, если для него это не праздный разговор. Стоит говорить, даже если мы его не переубедим.

Слово имеет интересную особенность – оно не всегда действует сиюминутно. Если это слово правды, если оно сказано от сердца, то оно может прорасти в сердце человека спустя какое-то время. Особенно, если это слово о Боге. Если это то слово, которое мы произносим, молясь. Поэтому, мне кажется, говорить стоит кроме тех случаев, которые приводят к еще большему хулению Церкви и Бога. Если мы видим, что разговор становится поводом для этого, то стоит этот разговор прекратить. Если же мы понимаем, что можем сказать человеку то, что он будет впоследствии вспоминать, что ему пригодится, то говорить все-таки надо.

И в частном разговоре и в медийном пространстве никогда не надо пытаться доказать, что то, что объективно плохо, на самом деле хорошо. Это медвежья услуга Церкви и христианству как таковому.

Нужно просто сказать человеку о том, что, действительно, это может быть плохо. Но ведь не в этом заключается сущность христианства, не этому мы учим людей и не к этому зовем. У кого-то не получилось – приходи, посмотри, получится ли у тебя. У тебя может получиться. Наверное, так.

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс