Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №34 (835) → Константин Корепанов, старший преподаватель Миссионерского института: Крещение не предопределяет спасение, но только к нему приглашает

Константин Корепанов, старший преподаватель Миссионерского института: Крещение не предопределяет спасение, но только к нему приглашает

№34 (835) / 8 сентября ‘15

Исследуйте писания

Кто может решить за человека? Никто. И пустыня помогает это выявить, помогает это понять. Фактически, Чермное море, через которое проходит израильский народ, – это образ нашей крещенской купели, через которую все мы вступили в Церковь. Иорданские воды, через которые израильский народ вступает в Землю Обетованную, – это смерть, через которую каждый из нас входит в принадлежащее ему уже, в силу того, что он крестился, Царствие Небесное. Но на пути от Крещения до смерти есть место искушений, скорбей необходимых, помогающих человеку самого себя понять и осознать, что он на самом деле хочет. Дальше апостол Павел пишет так: «Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков».

Важно, в первую очередь, обратить внимание на ключевую мысль, которую хочет донести до нас апостол, – Крещение не означает спасение, от Крещения до вхождения в Царство Небесное есть некоторый промежуток жизни, который помогает нам самим решить, действительно ли мы хотим в Царство Небесное. Крещение не предопределяет спасение, но только к нему приглашает. Кто прошел через Чермное море, тот войдет в Землю Обетованную, если захочет. Вот это важно. А то у нас сейчас считается, что Крещение вообще не обязательно, и так все хорошие люди спасутся, а Крещение непонятно зачем и нужно.

Священное Писание же свидетельствует совсем о другом: не все крещеные спасаются, – человек еще должен устоять в вере, должен в терпении своем стяжать свою душу, должен в терпении своем определиться, действительно он хочет жить в Царстве Божием. Ведь это тайна его свободы. Насильно никого в Царство Божие затащить невозможно. Там может жить только человек, свободно желающий жить так, как живет его Небесный Отец. Другого способа жить в Царстве Божием нет. И пустыня помогает определиться в этом человеке.

Далее апостол Павел перечисляет те обстоятельства, те ошибки, грехи, которые обычно и приводят крещеного уверовавшего христианина к гибели, к потере веры. Тут важно вспомнить, что потеря веры не есть потеря убеждения в том, что Христос есть, или в том, что Бог есть, хотя бывает и такое. Мы немало знаем свидетельств и в прежние века, и особенно в века XIX – XX, когда человек неожиданно обретал веру, но бывало и так, что, имея веру, он ее терял.

Важнее другое. Апостол Павел указывает, что вера не есть просто некое убеждение в том, что существует Бог. Вера есть способность откликаться на зов Божий и идти к Богу, способность что-то делать для Бога, поступать по воле Божией, алкать Бога, молиться Богу, желание с Ним соединиться. Вот это называется уже избитым словосочетанием «живая вера», когда человек действительно чувствует потребность в Боге. Это не есть некоторое рациональное или интеллектуальное упражнение, когда сердце его чувствует боль от того, что он не такой, каким хочет видеть его Бог, а стремление измениться, хоть что-то изменить в своей жизни, чтобы хоть как-то приблизиться к Богу.

И вот основные проблемы, ошибки, грехи, поражающие человека, вышедшего навстречу к Богу, приводящие к ожесточению сердца, потере веры и благодати, апостол Павел перечисляет.

Он начинает с того, что некоторые «были похотливы на злое». Что значит «похотливы на злое»? Мы помним слова апостола Иоанна Богослова в Первом его Соборном Послании. Он пишет, что все, что есть в мире, – есть похоть плоти, похоть очес и гордость житейская. Болезнь этой похоти и есть зло, потому что весь мир лежит во зле. Мы думаем, что зло – это только когда человек кому-то причиняет зло. На самом деле, зло может быть даже тогда, когда человек просто никому не делает добра. Много разных ликов у зла. И чтобы как-то все дифференцировать, Иоанн Богослов нашел такое выражение – «похоть плоти, похоть очес и гордость житейская». Когда человек перестает вожделеть Царства Небесного, перестает стремиться к нему, а весь самого себя начинает привязывать к этому преходящему миру, фактически, к пустыне. Это все равно, как если бы израильский народ сказал: да не пойдем мы в Землю Обетованную, давайте здесь разобьем город и как-нибудь будем жить в пустыне. Они, собственно, несколько иначе говорили: «давайте вернемся в Египет, ну и что, что были рабами, зато там сытно, спокойно, и от нас ничего не зависит. Придут, дадут похлебку, дадут работу, ну ударят кнутом, ну ничего, зато мы ни за что больше не в ответе. Мы так устроены, так сложилось, что ж делать-то, не будем ничего искать, ни к чему стремиться». Вот это похотствование на зло, это первое, что встречает человека, вышедшего навстречу Богу, навстречу Царствию Небесному. Это борьба с теми страстями и похотями, которые влекут его к жизни по мирским законам. С этим надлежит бороться.

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс